"Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства у старших дошкольников"
статья

Христосова Наталья Сергеевна

Добрый день! Предлагаю Вашему вниманию статью "Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства у старших дошкольников". К статье прилагается презентация.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства у старших дошкольников»

                 

Христосова Н.С.

музыкальный руководитель МАДОУ «ДС «Мальвина»

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что всестороннее развитие личности занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественно-эстетическое развитие - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. По мнению А.Н. Леонтьева ценностно-смысловое восприятие произведений искусства это способность к переживанию, пониманию и оценке социальной и личностной значимости художественных образов в качестве выразителей нравственных ценностей и смыслов

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сфер личности человека. По мнению В.А. Сухомлинского: «Умение слушать и воспринимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания».

Одним из актуальных и востребованных направлений современной российской образовательной политики является привлечение ресурсов искусства как специфического художественно-образного способа освоения действительности к становлению ценностных основ формирующейся личности. В системе общего и дополнительного художественного образования на первое место выходят проблемы развития у детей ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, как способности к переживанию, пониманию и оценке социальной и личностной значимости художественных образов в качестве выразителей нравственных ценностей и смыслов.

В соответствии с ФГОС ДОО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). 

Проблема развития ценностно-смыслового восприятия музыки в наше время приобретает всё более важное значение. К сожалению, у значительной части современных детей отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке». Одной из причин этого обстоятельства является неразвитое ценностно-смысловое восприятие музыки, и как следствие - несформированность музыкальной культуры.

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок_музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или нет), слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на слух, нервную систему, эмоциональное состояние детей,  разрушает его душу, интеллект, личность. Во многих семьях, малыши, слышат преимущественно развлекательную музыку, а классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей. Но так как в дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились стереотипы вкусов, мышления, очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую - настоящую - музыку.

Для формирования ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства у детей дошкольного возраста служат все виды музыкальной деятельности.

Одним из важных средств развития эмоционального интеллекта у детей является восприятие (слушание) музыки. Классическая музыка - это лучшие образцы, сохраняющие силу воздействия на маленького слушателя вне времени.  Почему же многие взрослые считают классику скучной? Дело в том, что восприятие классической музыки сложнее, чем популярной эстрадной, поэтому приобщение к классике требует опыта, понимания. А, «чтобы понимать классическую музыку, нужно, прежде всего, ее слушать! Классическая музыка очень яркая, самобытная, выразительная и дает большой простор для фантазии. Я использую ее во время непосредственно образовательной деятельности с детьми. Например, ребята старшей группы знакомятся с балетом П.И.Чайковского, «Щелкунчик»: с «Увертюрой», «Маршем», «Вальсом снежных хлопьев», танцем «Феи Драже», русским танцем «Трепак», «Дуэтом Мари и Принца». В своей работе, при знакомстве детей с жизнью и произведениями композиторов, особое внимание уделяю последовательности в организации процесса восприятия музыки, учу тщательно вслушиваться в каждую музыкальную фразу, улавливать смену настроения, динамические и темповые изменения. На музыкальных занятиях дети слушают разную музыку: и веселую, озорную, и грустную, печальную. Дети сопереживают своим музыкальным персонажам. Например, прослушав грустную музыку, «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, решили, что такая музыка нужна людям: она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. А разве может вызвать такие чувства и переживания тяжелая рок-музыка, которая тревожит и ранит нежную маленькую душу. Или, когда дети импровизируют под «Вальс цветов» П.И.Чайковского, исполняя «Танец цветов», или под музыку «Клоуны» Д. Кабалевского, изображая веселых и смешных клоунов.

В нашем детском саду классическая музыка звучит повсюду: во время утренней гимнастики (Штраус, «Полька»), в минуты релаксации звучит «Утро» Э.Грига. Важную роль классическая музыка играет в театрализованной деятельности (музыкальное оформление спектаклей. В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» в финале звучит музыка М.Мусоргского, которая оставила неизгладимое впечатление у детей о силе добра над злом. Благодаря классической музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только об окружающем мире, но и о самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но пробуждает любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека.

Наряду со слушанием музыки, музицирование представляет тот вид деятельности, в котором у детей также успешно развивается эмоциональный интеллект. Исполняя в оркестре «Вариации на темы русских народных мелодий», через музыкальные инструменты дети знакомятся с культурой и традициями русского народа, происходит развитие морально-нравственных качеств, гордость за культуру народа. Интонационно-образный строй «Вальса-шутки» Дмитрия Шостаковича (это произведение также исполнял оркестр детских музыкальных инструментов) позволяет расширить  музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает художественный вкус.  

Именно ценностно-смысловое восприятия музыки  является тем «каналом», который позволяет ребенку обогащать пока еще очень маленький, жизненный багаж знаниями о классической музыке и композиторах. От того, какая музыка окружает ребенка, зависит становление у него музыкального вкуса, интереса к музыкальной деятельности. Благодаря классической музыке в детях пробуждается представление о прекрасном и возвышенном (как в окружающем мире, так и в самих себе). Музыка помогает им познать мир. Воспитывает, помимо художественного вкуса и творческого воображения, любовь к жизни и природе, внимание и заботу к другим людям, интерес к народу своей Родины. Формирует чувство гордости за свою страну. Именно через музыку, хореографию, театрализованную деятельность раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества

Презинтация на тему: Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества....

«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...

Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»

I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...

«Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия мира природы у детей старшего дошкольного возраста» воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово Юлии Александровны Федоровой.

«Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия мира природы у детей старшего дошкольного возраста»воспитателя ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. ВарламовоЮлии Александровны Федоровой. ...

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений изобразительного искусства в процессе подготовки ребенка к школе» (из опыта работы)

Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию ху...

План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»

План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»...