«Игра, как фактор развития двигательной активности детей» выступление на педсовете
материал на тему
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка,
фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка
и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь
на первую ступеньку лестницы познания, что он будет
переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2088 «ГРАЙВОРОНОВО»
Адрес: 109518, Москва, Волжский бульвар, д. 6, корп. 3 Е-mail: 2088@edu.mos.ru
Тел. 8 (499) 177-5692, 8 (499) 177-5688 ОГРН 1137746894086, ИНН 7722820502 /КПП 772201001
«Игра, как фактор развития двигательной активности детей»
выступление на педсовете педагогических работников
Воспитатель
высшей категории
Титова
Викторина Николаевна
Москва
2017г
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка,
фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка
и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь
на первую ступеньку лестницы познания, что он будет
переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.Сухомлинский
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. В Концепции дошкольного воспитания ключевую позицию занимает охрана и укрепление здоровья детей: “Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Поскольку физическое здоровье ребенка образует неразрывное единство с его психическим здоровьем, с его эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и их индивидуальных особенностей”.
Теория подвижной игры
Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи.
Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа.
По мнению Н. С. Воловик, назначение древних игр не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, то основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.
Следует рассмотреть также размышления о появлении подвижной игры П. Ф. Каптерева: прежде всего, нужно помнить, что игра - явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные. П. Ф. Каптерев полагает, что вся деятельность людей вытекает из источников двух родов: естественно-органических и социально-культурных. Дети гораздо больше живут естественно-органическими потребностями, чем социально-культурными. К последним их приучают путем воспитания. Предоставленные же самим себе, они охотно сбрасывают с себя культурную оболочку и становятся ближе природе. Дети обладают массой свободных сил и энергией, которая не расходуется на труд по удовлетворению потребностей. Эти силы и энергия требуют выхода, побуждают к деятельности, вызывают разнообразные упражнения. Эта детская деятельность носит характер игры, т. е. непосредственно приятной деятельности.
В педагогической истории многих народов подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания, как деятельность, отвечающая возрастным потребностям ребенка.
Согласно теории, развитой К.Гроссом, подвижные игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это подготовка, это развитие всех физических и психических сил осуществляется с помощью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и центральное место.
Выдающийся русский педагог П. Ф.Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Большое место в ней отводится подвижной игре. Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию».
Идеи П. Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В. В. Гориневским, Е.А.Аркиным).
В.В. Гориневский считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Он рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка, так как в процессе игры у детей воспитываются морально-волевые качества. Радость, веселье В.В. Гориневский считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Он придавал огромное значение положительным эмоциям в игре, так как они оздоравливают организм ребёнка.
Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение. Подвижные игры, по убеждению Аркина, способствуют укреплению организма путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий.
Важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника занимают народные подвижные игры. На огромное воспитательное значение этих игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности. Народные подвижные игры ведут свое начало из глубин народной педагогики. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, певалки, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший игровой фольклор.
Изучение, подбор разнообразных народных подвижных игр является необходимым и целесообразным в воспитательно-образовательной работе с детьми. Знакомство детей с образцами национального, своеобразного игрового фольклора и введение некоторых образцов народных игр в жизнь детей будут укреплять доброе эстетическое отношение к оригинальному творчеству народов и тем самым к ее представителям.
Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. Е.А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил».
На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера.
Подвижные игры Е.А. Покровский рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирований личности.
Большое значение использованию народных подвижных игр придавала А. П.Усова. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Анализ истории создания теории подвижных игр и теорий ведущих педагогов и психологов, посвящённых подвижной игре позволяет сделать вывод о том, что игра является средством физического, умственного и нравственного воспитания.
Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил. Двигательная активность является важным фактором здоровья, обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда.
Подвижные игры для дошкольников имеют структуру следующего вида:
- цель,
- сюжет (тема),
- правила (направленные на преодоление определенных трудностей),
- двигательные действия.
Сюжет подвижных игр определяет специфику развития игрового конфликта. Содержание сюжета берется из окружающей действительности и образно проявляется в действиях игры (военные, охотничьи, бытовые и др.). Также сюжет может определяться задачами физического воспитания в группе дошкольников.
Правила также являются обязательным атрибутом подвижных игр. Они определяют местонахождение игроков, условия их перемещения, границы допустимых действий и др. В некоторых играх предусмотрены штрафные санкции за нарушения правил – вплоть до удаления нарушителей из игры. Также в некоторых подвижных играх допускается возможность совместного обговаривания правил ведущим и участниками.
Двигательные действия, определяющие подвижные игры для дошкольников, достаточно разнообразны по своему характеру.
В зависимости от целей игры, двигательные действия могут быть:
- ритмические,
- подражательные,
- образно-творческие и др.
В качестве вариаций двигательных действий могут использоваться задания с переменой движения, преодолением препятствий, сопротивлением силой и т. д.
Подвижные игры в ДОУ могут проходить в двух формах:
- групповые (коллективные),
- индивидуальные (одиночные).
Первая форма, как правило, организуется воспитателем, вторая – самими детьми. Также отдельный вид представляют подвижные игры в детском саду, подводящие к спортивной деятельности. Данный вид подразумевает систематические подвижные игры, требующие постоянных условий проведения, и направленные на освоение дошкольниками элементов спортивной техники.
Л.В.Выготский назвал игру школой произвольности, так как в игре у ребенка к 5-ти годам формируется произвольность поведения, произвольность памяти. Наиболее интенсивно в игре развивается воображение, которое составляет основу формирования творческой личности. В игре развивается символическая функция (предметы-заместители). Несформированность этих функций вызывает трудности обучения в школе.
Игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и оценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна и ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, то есть рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям. Воспитание морально-волевых качеств и активизация мыслительной деятельности ребенка в играх протекает успешно при условии систематической, хорошо организованной педагогической работы, при условии грамотного целенаправленного руководства взрослого. И к пяти годам дети проявляют творческую активность, которая выражается в их способности придумывать новые варианты игр, вносить усложнение в их содержание, дополнять правила.
В игре создаются благоприятные условия для формирования движений. По мнению А.В.Запорожца, это первая доступная для дошкольников форма деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений; моторное развитие, совершаемое ребенком в игре – пролог сознательных физических упражнений. В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения.
Подвижная игра – основная форма работы с дошкольниками по физической культуре. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра – как фактор развития двигательной активности детей и улучшение положительного эмоционального настроя».
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.Испокон веков в и...
Семинар-практикум "Игра как фактор развития двигательной активности детей"
Семинар-практикум "Игра как фактор развития двигательной активности детей"...
Игра как фактор развития двигательной активности детей дошкольного возраста
Семинар - практикум для воспитателей...
Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.
Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...
Игра- как фактор развития двигательной активности детей”.
В Концепции дошкольного воспитания ключевую позицию занимает охрана и укрепление здоровья детей: “Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психолог...
Семинар-практикум «Игра как фактор развития двигательной активности детей»
Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает ...