"Опыт работы учителя-дефектолога по реализации метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Как разработать и реализовать метод проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы учителя-дефектолога
МБДОУ детского сада комбинированного вида № 436 по теме:
«Реализация проекта «Семья» в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Выполнила:
учитель-дефектолог
МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 436
Шимина М.И.
Нижний Новгород
2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Проектная деятельность в ДОУ
1.1 Планирование проектной деятельности в работе с дошкольниками
1.2 Использование метода проектов в группах детей с ЗПР
2. Проект «Семья» в старшей группе дошкольников с ЗПР
2.1 Основные цели и задачи проекта «Семья»
2.2 Перспективное планирование проекта «Семья»
2.3 Методы и приёмы, используемые в реализации проекта «Семья»
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Условия современности таковы, что ребенок, поступающий в школу, не может просто обладать определенной суммой умений и навыков, необходимых для обучения. Он должен уметь приобретать эти знания самостоятельно и пользоваться ими для решения новых познавательных задач. Для ребенка также очень важно уметь пользоваться исследовательскими методами, т.е. собирать необходимую информацию и факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.Не менее актуально для будущего дошкольника и приобретение коммуникативных навыков и умений. Ему необходимо уметь работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника).
В таких условиях долг воспитателя – помочь ребенку не только в поисках и нахождении информации, усвоении ее, но и обучать детей сотрудничеству в социальной среде.
Для этого в настоящее время в педагогике используются инновационные педагогические технологии, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных технологий стал метод проектной деятельности. Он признан одним из основных при реализации принципа непрерывного образования, что позволяет успешно использовать его в образовательных учреждениях (как в детском саду, так и в начальной школе).
В данной работе мы представили теоретические аспекты проектной деятельности в ДОУ (понятие «проектная деятельность», ее методы и этапы). Нами также предлагается материал по ее практической реализации – проект «Семья» для старшей группы дошкольников с ЗПР.
1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
1.1 Планирование проектной деятельности в работе с дошкольниками
Проект ФГОС дошкольного образования ориентирован на новые условияразвития детей в дошкольных учреждениях. Согласно этому Стандарту выпускник детского сада должен прожить в нем счастливую дошкольную жизнь, получив возможность для полноценного развития личности и для социализации. По мнению разработчиков Стандарта, подготовка детей к школе должна вестись в большей степени в рамках развития и воспитания, чем целенаправленного обучения.В этих условиях педагоги дошкольного образования должны использовать такие методы воздействия на ребенка, которые, влияя на его эмоциональную и нравственные сферы, не казались бы ему скучными и чрезмерно назидательными,а естественно и гармонично наполняли бы его мировоззрение содержанием. Ребенок должен вырасти личностью, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем,мыслить самостоятельно, не только заучивать и воспроизводить знания, но также уметь добывать и применять их,тщательно обдумывать принимаемые им решения и четко планировать свои действия.
Одним из таких методов является метод проектной деятельности. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях. Результаты поиска обобщаются и объединяются в одно целое. По мнению одного из основоположников этого метода, американца Уильяма Килпатрика, проект –это «энергичная, от всего сердца, деятельность», в которой образовательный процесс предстает как ряд опытов.Знания, полученные в результате одного опыта, развивают и обогащают последующий опыт. Метод проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и затем применять их на практике. Проектная деятельность помогает ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Она полностью отвечает федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. Ведь одной из ее особенностей в системе дошкольного образования является то, что ребенок в силу своего небольшого возраста еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому проектная деятельность в ДОУ – это сотрудничество, в котором принимают участие дети,педагоги, а также родители и другие члены семьи.
В практике современного дошкольного образовательного учреждения используются следующие типы проектов:
- Исследовательско-творческий: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы(оформление и дизайн групп, витражи и др.);
- Творческие (оформление результата в виде детского праздника, например, «Театральная неделя»).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя этапы проекта. По продолжительности проекты бывают кратковременными (одно или несколько занятий за 1-2 недели), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).
Как правило, работа над проектом включает в себя несколько этапов.
Первый этап – это целеполагание, при котором воспитатель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Второй этап – разработка проекта: план деятельности по достижению цели. На данном этапе решаются следующие вопросы:
- к кому обратиться за помощью (родителям, воспитателю,сверстникам);
- в каких источниках можно найти информацию-какие предметы будут использоваться (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели.
Третий этап реализации проекта – это практическая часть.
Наконец, заключительная составляющая проекта – это подведение итогов и определение задач для новых проектов.
1.2 Использование метода проектов в группах детей с ЗПР
Метод проектной деятельности получил широкое распространение и успешно применяется для работы с дошкольниками в нашем ДОУ. Но в работе с детьми с ЗПР мы его до недавнего времени не использовали, полагая, что для данной категории детей он окажется неэффективным. Ведь,как правило, такие дети обладают плохой памятью, несообразительностью, имеют проблемы свниманием, речевые трудности и отсутствие желания учиться. Дети с ЗПР затрачивают больше времени на запоминание информации, в особенности они испытывают трудности с кратковременной памятью. У этих детей ниже интенсивность овладения новыми знаниями и навыками по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
Что касается внимания, то данная категория детей часто испытывает сложности в связи с необходимостью удерживать его во время обучения, в то же время отвлекаясь на несущественные или вообще посторонние детали. Большая часть таких детей проявляет выраженное отсутствие интереса к обучению или решению возникающих проблем. Дети с ЗПР, как правило,быстро сдаются и отказываются от приложенных усилий, либо ожидают помощи в ситуациях, требующих решения. Они обладаютнизкой познавательной активностью, что проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту, которые необходимы для начала обучения в школе. У большинства из них плохо развита тонкая моторика, что отрицательно сказывается на таких видах продуктивной деятельности, как лепка,аппликация, рисование и конструирование.
В игровой деятельности дети с задержкой психического развития не умеют без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом. Для них характерны: недоучет общих интересов, неспособность контролировать свое поведение. Задержка психического развития также накладывает специфические особенности на развитие процесса познания и на ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни. Дети испытывают трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими.
Исходя из этого, из наиболее важных задач для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, становится вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизировала бы у них процесс познания,стимулировала бы инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, а также содействовала бы развитию его коммуникативных навыков. Метод проектной деятельности, по нашему мнению, является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет широко привлекать родителей.
Опыт работы с родителями детей с ЗПР показывает, что эти родителичаще испытывают негативные эмоции (разочарование, страх, раздражение) по отношению к своим детям, чем родители детей без нарушения развития. Наиболее типичными реакциями таких родителей являются контроль, игнорирование, наказание. Они отличаются противоречивым поведением. С одной стороны, родители жалеют своего ребенка, с другой- негативно к нему относятся. Работа с такими родителями часто является проблемной для воспитателей группы, так как родители в силу вышеизложенных причин не всегда идут на контакт. Поэтому, приступая к работе над проектом в старшей группе детей с ЗПР, мы хотели дать возможность родителям не только стать источником информации для своего ребенка, не только оказать помощь и поддержку ему и педагогу группы, но и самим стать участниками образовательного процесса. Мы хотели, чтобы участие в проекте помогло родителям обогатить свой педагогический опыт и испытать чувство сопричастности от успехов своего ребенка.
2. ПРОЕКТ «СЕМЬЯ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
2.1 Основные цели и задачи проекта «Семья»
Проект «Семья» осуществлялся в старшей группе детей с ЗПР МБДОУ № 436 в течение 3 недель (с 18 февраля по 7 марта 2013 года), то есть он являлся длительным проектом.
Тип данного проекта: социально-образовательный.
Цель проекта: стимулирование и коррекция психических функций ребенка с ЗПР через творческую деятельность и специальные упражнения.
Задачи проекта:
- уточнять и закреплять знания детей о себе и о своей семье;
- формировать у детей доброжелательное отношение ко всем членам семьи;
- помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами семьи;
- воспитывать в детях уважение к своим близким и желание заботиться о них;
- продолжать работу по развитию у детей с ЗПР таких психических функций, как восприятие, внимание, память и мышление;
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, расширять их лексический запас, продолжать работу по развитию грамматического строя речи;
- развивать крупную и мелкую моторику;
- укреплять сотрудничество с родителями,способствовать улучшению отношений между взрослыми и детьми.
Итогом проектной деятельности мы видели организацию развлечения по теме «Семья» в детском саду с участием в нем родителей.
Участниками проекта «Семья» стали дети старшей группы ЗПР, их воспитатели, родители, а также специалисты ДОУ (дефектолог, музыкальный руководитель, психолог) и работники детской районной библиотеки им. Комарова.
Предполагалось, что продуктами проекта будут являться:
- положительные результаты развития психических функций детей группы (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы);
- укрепление и развитие доброжелательных связей между родителями детей, улучшение микроклимата группы.
2.2 Перспективное планирование проекта «Семья»
В ходе реализации проекта нами были выделены следующие этапы:
- Этап постановки цели нашего проекта. На этом этапе мы учитывали актуальность темы: семья, семейные отношения – это то, что близко и интересно людям. Дети нашей группы всегда с интересом слушали художественные произведения, стихи о семье, семейных отношениях, в то же время слабо ориентировались в родственных связях своей семьи. Они с трудом могли рассказать о том, кто кому приходится в их семье, имели слабые представления о профессиях своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках. Мы полагали, что проект «Семья» будет посилен детям. Мы также рассчитывали, что эта тема заинтересует и родителей, поскольку каждая семья имеет свою историю, которую им было бы интересно проследить, рассказать о ней детям.
Временные рамки проекта мы постарались спланировать так, чтобы в них попали наиболее значимые семейные праздники – День защитника Отечества и Международный женский день, которые придали бы проекту более яркую эмоциональную окраску, сделали бы его более запомнившимся для участников.
- Второй этап планирования проекта – вовлечение дошкольников в решение проблемы. В отличие от обычной группы, где цель проекта определяют сами дети, в группе детей с ЗПР к этому их подвели воспитатели, так как сами дети этого в полной мере сделать еще не могут. Здесь мы обсудили с детьми, чем мы будем заниматься на занятиях и вне их, выяснили, что в этой теме заинтересовало детей больше всего.
- Третий этап планирования нашей работы по проекту включал обсуждение ее с родителями. Сначала на стенде для родителей мы поместили сообщение :
«Дорогие мамы и папы!
Ваши дети хотят узнать как можно больше об истории своих семей, а также рассказать своим друзьям в группе об интересных традициях, которые живут в них. Они надеются на вашу помощь в этом вопросе. Воспитатели группы расскажут вам, что вы сможете для этого сделать».
Затем в индивидуальных беседах с каждым родителем мы выяснили, как они смогут участвовать в работе над проектом, распределили задания исходя из их интересов и возможностей. Из десяти семей группы сотрудничать по этому вопросу согласилось большинство из них – восемь.
- Четвертый этап планирования – творческий поиск – включал в себя обсуждение плана со специалистами детского сада – музыкальным работником и педагогом-психологом. Они составили перспективные планы работы с детьми в рамках проекта. Пример такого плана представлен в таблице 1.
К работе над проектом «Семья» нами также были привлечены и работники детской районной библиотеки им. Комарова, с которыми наше ДОУ плодотворно сотрудничает уже несколько лет. Они подготовили в библиотеке выставку детских книг по теме «Семья» и тематическую викторину.
- Пятый этап – основной. В него вошли занятия, игры, экскурсия в библиотеку. На этом этапе активную роль была отведена родителям (например, сюда вошла часть домашних заданий, которые дети должны были приготовить вместе с мамами и папами).
- Следующим этапом явилось планирование основного события нашего проекта. Это семейный праздник, в котором родители принимали самое непосредственное участие.
Таблица 1
Перспективное планирование занятий с психологом в рамках проекта «Семья» (старшая группа детей с ЗПР)
Дата | Тема | Цель | Содержание |
14.02.2013 | «Мальчики и девочки» | Дать детям представления о мужественности и женственности, о понимании своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и в игровой деятельности, развивать навыки общения мальчиков и девочек | Приветствие «Мячик новостей» Чтение стихотворения А.Кузнецова «Подружки» Игра «Петрушки» Игра «Найди свою пару» Беседа «Как должны вести себя мальчики по отношению к девочкам» Игра «Сделай комплимент» Рисунок «Во что играют девочки, во что играют мальчики» |
21.02.2013 | «С кем я живу?» | Помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи, продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание, воспитывать заботливое отношение к членам семьи | Приветствие «Мячик новостей» Чтение стихотворения «Кто чей?» Игра «Кто кому кем приходится?» Беседа «Что такое семья?» Игра «Сравнение» Беседа «Чем порадуем родителей?» Рисунок «Особый день моей семьи» |
28.02.2013 | «Весенний праздник» | Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тете, развивать коммуникативные навыки | Приветствие «Мячик новостей» Беседа «Международный женский день» Игра «Уборка» Игра «Разноцветный букет» Задание «Бусы» |
- Наконец, последним этапом проекта мы планировали подвести его итоги как в самом ДОУ (на педсовете, темой которого было сотрудничество с родителями), так и на районном методическом объединении, где учителя-дефектологи должны были выступить с сообщением о проектной деятельности в группах детей с задержкой психического развития на тему «Реализация проекта «Семья» в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
2.3 Методы и приёмы, используемые в реализации проекта «Семья»
Планирование проектной деятельности стало первым этапом процесса проектирования. Реализация проекта, а также анализ результатов являются вторым и третьим этапами. Распределение деятельности взрослых и детей представлено в таблице 2.
Таблица 2
Работа над проектом
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | Формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Формулирует задачи (не жестко). | Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи |
2 этап | Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность. | Объединение детей в рабочие группы. Распределение ролей. |
3 этап | Практическая помощь. Направляет и контролирует осуществление проекта. | Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
4 этап | Подготовка к презентации проекта. Ее организация и проведение. | Представляют зрителям продукт деятельности. |
Составляя перспективный план работы с детьми по проекту «Семья», мы интегрировали в нем такие образовательные области, как коммуникативно-личностная, познавательно-речевая, художественно-эстетическая и физическая.
Коммуникативно-личностная и познавательно-речевая области:
- Тематические занятия:
- ознакомление с окружающим и развитие речи «Наши папы», «Моя семья», «Международный женский день»;
- ознакомление с художественной литературой «Я как папа» С.Великанова, «Трудный вечер» Н.Артюховой, главы из книги Л.Воронковой «Солнечный денек»;
- формирование элементарных математических представлений: «Папины помощники», «Веселая семейка», «С мамой на прогулке»;
- Беседы на темы «Кто в семье самый главный?», «Большие и маленькие», «Если бы я был волшебником», «Самые лучшие подарки».
- Чтение, разучивание стихов о семье.
- Помощь в организации сюжетно-ролевых игр на тему «Семья».
Художественно-творческая область:
- Тематические занятия «Подарок для папы», «Мамины цветы», «Книжки-малышки для сестренки и братишки».
- Раскраски, создание построек из конструктора «Моя семья» в свободной игровой деятельности детей.
Физическое развитие:
- игры – эстафеты «Веселые старты» с участием пап.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Семья» представлено в таблице 3.
При реализации проекта мы широко использовали такие формы работы как совместная деятельность взрослых и детей на занятиях и вне их. Также нами была использована наглядность и введение игровых приемов. Как известно, дети старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности испытывают определенные трудности при организации сюжетно-ролевых игр, поэтому такие игры в нашей группе проводились при участии взрослых. В них использовался прием обыгрывания специально спроектированных педагогом игровых ситуаций. Кроме того, мы использовали карточки-схемы действий. Они способствовали возникновению игрового замысла и помогали детям самостоятельно развернуть игру.
Большое внимание мы уделяли развитию основных психических и познавательных процессов у детей. Для этого мы проводили большое количество дидактических игр:
- игры для развития восприятия: «Разноцветный букет», «Зашумленные картинки», «Дорисуй деталь», «Матрешки»;
- игры для развития внимания: «Найди маму», «Бусы для сестренки», «Чем отличается?», настольно-печатная игра «Мамины помощники»;
- игры для развития мышления: «Кто кому кем приходится?», «Что кому нужно?», «Кто старше, кто моложе?», «Найди ошибки художника»;
- игры для развития памяти: «Кто ушёл?», «Запомни картинку», «Что изменилось?».
Эти игры и упражнения мы применяли как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Таблица 3
Перспективное планирование работы с детьми старшей группы с ЗПР по проекту «Семья»
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
1. Тематическое занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Наши папы» | 1. Тематическое занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Моя семья» | 1. Тематическое занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Международный женский день» |
2. Занятие с педагогом-психологом «Мальчики и девочки» | 2. Занятие с педагогом-психологом «С кем я живу?» | 2. Занятие с педагогом-психологом «Весенний праздник» |
3. Тематическое занятие по ознакомлению с художественной литературой – «Буду как папа» (стихотворение С.Великанова) | 3. Тематическое занятие по ознакомлению с художественной литературой – главы из книги Л.Воронковой «Солнечный денек» | 3. Тематическое занятие по ознакомлению с художественной литературой – рассказ Н.Артюховой «Трудный вечер» |
4. Тематическое занятие по формированию элементарных математических представлений «Папины помощники» | 4. Тематическое занятие по формированию элементарных математических представлений «Веселая семейка» | 4. Тематическое занятие по формированию элементарных математических представлений «С мамой на прогулке» |
5. Занятие по изодеятельности – рисование «Подарок для папы» | 5. Занятие по изодеятельности – конструирование из бумаги «Книжки-малышки для сестренки и братишки» | 5. Занятие по изодеятельности – аппликация «Мамины цветы» |
6. Спортивный праздник «Веселые эстафеты» с участием пап | 6. Экскурсия в библиотеку | 6. Праздник «Моя семья» с участием родителей |
Большое внимание уделялось развитию мелкой моторики. Для этого, планируя каждое занятие, мы включали в него пальчиковую гимнастику, например, «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Моя семья», «Братья-ленивцы», «Утречко», «Братцы». Эти игры с музыкальным сопровождением использовались и на музыкальных занятиях. Для самостоятельной деятельности детей нами был предложен конструктор «Моя семья», который дети собирали с удовольствием, создавая разные варианты.
Одной из главных задач нашего проекта было развитие сотрудничества с родителями. Они приняли активное участие в проекте «Семья». Мы предложили родителям создать «Семейное древо» каждой семьи, и они подошли к этому заданию очень творчески. Кроме того, они участвовали в таких конкурсах, как «Семейная поделка», видеожурнале «Отдыхаем всей семьей», и в проведении праздника «Семья».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Планируя проект «Семья» в старшей группе дошкольников с ЗПР, мы предполагали, что его продуктами будут являться:
- положительные результаты в развитии психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы) детей нашей группы;
- установление доброжелательных связей между родителями группы, улучшение микроклимата группы.
Завершив проект и подводя итоги работы по нему, мы выяснили, что цели, поставленные нами при планировании, в основном были достигнуты. Проект помог детям приобрести новые знания, реализовать их на практике. Он способствовал развитию у детей познавательного интереса к теме «семья», а также развитию их коммуникативных навыков. Проект также активизировал общение детей между собой, усилил взаимодействие детей и взрослых. Проект помог вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним в ходе соучастия в общей деятельности.
Опыт нашей работы по проекту показывает, что использование технологии проектной деятельности как одного из методов интегрированного обучения дошкольников с ЗПР, помогает им чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников и успешнее социализироваться в окружающем мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Проект ФГОС по дошкольному образованию [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mon-ru.livejournal.com/59277.html
- Жуйкова Т.П. Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Т.П. Жуйкова / Челябинск, «Два комсомольца», 2011. – С.75-78
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко – СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С.Киселева – М, АРКТИ, 2003. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные образовательные технологии в частности приемы Педагогики Реджио Эмилия в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС в ДО»
Ключевые слова: инновационные технологии, дошкольное образование, принципы ФГОС ДО, Реджио-подход....
Опыт работы «Использование метода проектной деятельности в работе с родителями»
1.1. После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методо...
Реализация программы мозжечковой стимуляции в работе учителя -дефектолога в условиях реализации ФГОС в ДОУ
Программа мозжечковой стимуляции со специальным оборудованием Learning Breakthrough Kit (Balametrics)Программа мозжечковой стимуляции (Balametrics) была впервые разработана американским доктором Френк...
Методы и приемы в работе учителя-дефектолога при подготовке детей к школе» детей с ЗПР
В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного образования.Наиболее остро это проявляется в недостаточной готовности детей к систематическо...
Использование методов альтернативной коммуникации в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ
Данная статья будет интересна педагогам и специалистам, работающих с детьми с ОВЗ....
Предметно-развивающая среда в работе учителя-дефектолога, как фактор успешной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.
Информационный материал для учителей-дефектологов ДОУ....
Презентация «Использование специальных методов и приёмов в работе учителя – дефектолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР»
Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...