Конспект занятия "Ребёнок входит в мир социальных отношений" Тема: "Я - гражданин России", старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель:
Довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет.
Задачи:
Воспитывать чувство гордости своим гражданством.
Продолжать развивать у дошкольников правовое сознание.
Воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в старшей группе ДОУ | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Ребенок входит в мир социальных
отношений».
«Я — гражданин России»
Воспитатель:Ветхова Е.В.
Цель:
Довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет;
воспитывать чувство гордости своим гражданством.
Продолжать развивать у дошкольников правовое сознание, воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека.
Активизировать словарь: гражданин России, президент.
Материалы и оборудование:
Символика России: флаг РФ, герб, карта, портрет Президента РФ,
альбом «Права детей в картинках»,
иллюстрации к сказкам: «Кот, лиса и петух», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросенка», «Буратино», «Айболит».
Предварительная работа:
Разучивание гимнастики «Это Родина моя» (упражнение на координацию речи с движением).
Ознакомление детей с государственными символами нашей Родины. Разучивание стихотворений (индивидуально) «Флаг России», «Герб России», «Наша Родина».
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на карту, как велика и необъятна наша Родина! Она больше любой другой страны мира. Ни в одной другой стране не живет так много разных народов, как в нашей.
Воспитатель:
Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои названия, как и мы с вами имена и фамилии обычаями, традициями). Как и мы отличаемся друг от друга именами и фамилиями, цветом волос и глаз, так и у всех государств есть свои отличительные знаки – это Государственные символы - гербы и флаги. Назовите основные символы нашей страны (герб, флаг и гимн). - Сегодня мы вспомним эти символы.
Российский флаг – трехцветное полотнище, символизирует нашу Родину. Он развивается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников и соревнований.
"Флаг России"
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет!
«ФЛАГ РОССИИ – ТРИКОЛОР»
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек,
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет.
Герб – это тот знак отличия, эмблема государства. Посмотрите внимательно на наш герб, что вы видите? (ответы детей). На гербе России изображен орел с двумя головами. Орел – это символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился 500 лет назад
"Герб России"
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Беседа «Я – гражданин России»
Воспитатель:
Ни одно важное событие страны не обходится без этих отличительных флагов. Граждане нашей страны гордятся своим гербом и флагом. И вы тоже являетесь гражданами нашей необъятной Родины – России.
«Российская семья»
Живут в России разные народы
С давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
Каждого народа язык свой и наряд
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одни – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод
Одни кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень
Другим – милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна.
Наша Родина!
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)
Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Необъятная страна.
Если долго-долго-долго,
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго,
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда,
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Родина
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок... и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
БЕРЁЗА
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
ФЛАГ РОССИИ – ТРИКОЛОР
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек,
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет.
Гимнастики «Это Родина моя»
Реки чьи глубоки, чисты
И красивы берега?
Отвечайте без запинки –
ЭТО РОДИНА МОЯ!
Горы снежные вершины,
Прячут ввысь за облака.
Что за чудная картина?
ЭТО РОДИНА МОЯ!
Где поля и степь без края,
На цветах блестит роса.
Песни птиц, жужжанье шмеля?
ЭТО РОДИНА МОЯ!
Лес, как царство Берендея,
В нём живут медведь, лиса.
А в тайге есть даже тигры.
ЭТО РОДИНА МОЯ!
Где на севере морозном
Льдом сверкают берега.
А на юге – море, солнце.
ЭТО РОДИНА МОЯ!
Где город города прекрасней,
А всех важней из них Москва.
Цвет флага – белый, синий, красный,
ЭТО РОДИНА МОЯ!
Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, с какого возраста человек является гражданином своей страны? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право. Вы – граждане России, россияне. В Конвенции о правах ребенка записано, что все дети должны иметь имя и гражданство. Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (то есть записали) вас, дав вам имя и фамилию в специальном учреждении – Загсе. Этим ваши родители как бы представили Вас государству как новых граждан, и вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. (Воспитатель показывает детям свидетельство о рождении.) В этом документе записано, что вы – граждане своей страны, то есть граждане России. О Вас заботятся не только Ваши близкие и родные, с рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства.
Вниманию детей предлагается альбом по правам человека.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, какие права есть у детей? (рассматривают альбом «Права детей в картинках»)
-право на имя, отчество, фамилию.
-жить и воспитываться в семье
-общаться с родителями и другими родственниками
-выражать свое мнение
-право на имущество
-право на медицинское обслуживание
-право на образование.
Воспитатель:
- Для чего человеку необходимо знать свои права? (Ответы детей).
Ребенок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и сумеет защитить их, обратившись к взрослым, в суд, другие государственные органы.
Дидактическая игра «Какие права нарушены в сказках? »
Воспитатель:
- А вот и первая сказка, ребята (иллюстрация сказки «Кот, лиса и петух») - Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Лиса нарушила право? (ответы детей) .
Воспитатель:
Верно. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Вот, оказывается какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Посмотрите внимательно на иллюстрации и вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»).
Воспитатель:
Рассмотрите все иллюстрации и скажите, герои какой сказки пользуются правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит»).
- А к нам спешит другая сказка (иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка»)
Воспитатель:
- Интересно, какое же здесь право написано? (ответы детей) - «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации и ответьте мне, герой какой сказки борется за право учиться, посещать школу? («Буратино»).
Беседа «Президент государства – кто это? »
Воспитатель:
- Права детей записаны в специальном документе – «Декларация прав ребенка», Конвенция прав ребенка». Ваши права охраняются государством. Наш президент и другие важные лица государства делают все, чтобы вы были счастливы
- Ребята, а президент – это кто? (ответы детей).
Воспитатель:
- Президент России – это глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Быть президентом – это работа. Президент дал клятву, верно, служить нам, народу России. Сегодня Президентом Российской Федерации работает Путин Владимир Владимирович
Воспитатель:
- А кто выбирает Президента? (ответы детей)
Воспитатель:
- Мы, граждане России, сами выбираем себе президента. В нашей стране выборы президента проходят раз в четыре года. В этих выборах могут принять участие все взрослые граждане государства. Президент избирается путем голосования. Тот, кто голосует на президентских выборах, добровольно соглашается передать ему маленький кусочек своей власти над собой. Из этих маленький кусочков и складывается большая государственная власть, которой обладает Президент.
Воспитатель: За кого проголосует большинство граждан, пришедших на избирательный участок, тот и становится президентом. Поэтому очень важно всем присутствовать на выборах и отдать свою частичку власти самому достойному человеку. А чтобы люди не забыли прийти на выборы, им раздают листовки – приглашения. И сегодня я предлагаю вам принять участие в изготовлении такой листовки.
Творческая работа
- аппликация «Российский флаг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей в старшей группе на тему: «Домик настроения»
Занятие на развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию с детьми старшей группы «Приглашение в пожарную часть»
Занятие с интегрированно с образовательными областями "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие"...
Конспект совместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группы на тему: «Наши соседи - город Набережные Челны»
Конспектсовместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группына тему: «Наши соседи - город Набережные Челны»...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Наша Родина - Россия" старшая группа
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Наша Родина - Россия"...
Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию с детьми старшей группы «Наша Родина – Россия»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Конспект НОД по социально – коммуник...
Методическая разработка конспект НОД по образовательной области социально-коммуникативного развития для детей старшей группы. Тема: «Вежливость-залог успеха».
Цель: формировать представление детей о значении вежливого отношения и доброжелательности к окружающим....
Конспект НОД - открытие нового знания по теме: «Я – гражданин России» разработан на основании технологии системно - деятельностного метода обучения для детей подготовительной к школе группы
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением....