Конспект непосредственно образовательной деятельности, посвящённый году литературы - 2014 "Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Целью занятия является: воспитание чувства патриотизма, гражданственности,гордости за свою Родину; любви и интереса к русским и современным писателям и поэтам А.С.Пушкину,М.Ю. Лермотову, А.К. Толстому, С.Есенину, З.Н.Александровой, Ю.Г.Юнусовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
god_literatury_konspekt_moreva.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности,
посвящённый году литературы - 2014 «Родина Россия в творчестве
русских, современных писателей и поэтов»
Музыкальный руководитель Морева Л.М.
Цель: Познакомить детей с великими поэтами и писателями России, на примере которых воспитывать патриотизм, гражданственность, гордость за нашу Родину.
Задачи:
1. Закрепить с детьми понятие «Родина моя - Россия».
2. Зажечь искорку любви и интереса к своей родине через поэзию А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.К. Толстого, С. Есенина, З.Н. Александровой.
3. Формировать умение выразительно читать стихи, регулируя силу голоса и дыхания.
Предварительная работа:
• закрепление расположения России на карте, понятия атрибутов – флаг, герб Российской Федерации.
• Разучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Береза», З.Н. Александровой «Родина», Ю. Г. Юнусовой «Тайны березки».
Наглядный материал:
- атрибуты Российской Федерации: карта, герб, флаг
- иллюстрация: портретов писателей и поэтов, природы России.
Ход НОД
Музыкальный руководитель: Ребята давайте с вами послушаем песню «С чего начинается Родина»
Слушание песни « С чего начинается Родина»
муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского
- Какая замечательная песня! О чём эта песня? (Дети отвечают)
- Ребята, назовите страну, в которой мы живем.
«Россия…. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то». Эти слова говорил русский поэт С. Есенин.
Россия…Родина…Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все, что нас окружает. (Воспитатель обращает внимание на герб и флаг.)
- Ребята, кто-нибудь может объяснить значение герба и флага?
(Ответы детей)
- Давным-давно в России жили великие люди: А.С. Пушкин, А.К. Толстой, С. Есенин. Они очень любили свою Родину. Любили за красоту лесов, полей, рек, озер. Эту любовь и своё душевное состояние выражали в стихах. Ведь у нас с ними Родина одна – Россия.
(Рассказ сопровождается показом портретов)
- Я предлагаю вам послушать стихотворение А.К. Толстого «Колокольчики мои» и попытаться понять о ком и о чём пишет поэт, и его душевного состояния. (Воспитатель показывает портрет А.К. Толстого и картины с изображением колокольчиков, лошади в степи)
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой,-
А куда? не знаю!
Поводом для написания данного стихотворения послужила любовь поэта к естественной красоте природы. Его привлекал ночной запах травы, цветов. Поэт любовался лошадьми, которые находились на воле в ночное время, желал с ветерком прокатиться по степи. Здесь же поэт выражает своё душевное состояние (переживание) за то, что конь его топчет цветы и просит прощение у природы:
«Не кляните вы меня, темно-голубые…….».
Воспитатель обращает внимание на портрет С. Есенина, предлагает рассмотреть картину «Пруд» и читает высказывание поэта о России:
«О, Русь! – малиновое поле
И сень упавшая в реку.
Твою озерную тоску….»
Воспитатель просит ответить на вопросы.
- Как называет поэт Россию? (Русь)
- Как вы думаете почему?
- Объясните выражение « И сень упавшую в реку»
- Поэт до радости и боли любил озерную тоску, объясните, что такое озерная тоска?
Воспитатель: Когда читаешь стихи С. Есенина, кажется, что они пахнут землей, колосом, хлебом. Каждая строка пронизана любовью к Родине.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: « Не надо рая, дайте Родину мою!»
Музыкальный руководитель: А мы с вами выучили очень хорошую песню про Родину «Что такое Родина». Давайте споём.
Песня Что такое Родина» муз. Б.Фляркоского!
Музыкальный руководитель: Дети, у нас в России был ещё один замечательный поэт и писатель Михаил Юрьевич Лермонтов (показывает портрет). В этом году у него отмечается юбилей в нашей стране – 200 лет со дня рождения. Послушайте его стихи. Самое известное стихотворение «Парус».
ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Музыкальный руководитель: Дети, послушайте ещё одно стихотворение М.Ю.Лермонтова
ЛИСТОК
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".
"На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море".
Воспитатель: поэты по-разному выражали свою любовь к родине. К примеру, С. Есенин вот как описывает красоту русской березы.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Береза в зимнем уборе». Дети рассказывают стихотворение С. Есенина «Береза».
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом
Обсыпает ветки новым серебром.
Музыкальный руководитель: Замечательное стихотворение, и уже современный композитор Зинаида Роот сочинила музыку к этим словам, хотите послушать, какая красивая песня получилась?
Песня «Белая берёза» муз. З.Роот, сл. С. Есенина
Воспитатель: тему красоты русской березки и её тайнах продолжила наша современница - поэтесса Гульфия Юнусова в стихотворении «Березка».
1–ый ребенок:
Целыми днями березка поет
Не умолкает, не устаёт.
Ствол её белый глажу рукой,
К веткам её прикасаюсь щекой,
Тайну березки пытаюсь узнать
О чем её песня, хочу я понять.
2-ый ребенок:
Зеленая прическа, девическая грудь,
О, тонкая березка, что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
3-ый ребенок:
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум
И мне в ответ березка:
4-ый ребенок:
О, любопытный друг?
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух
Луна светила, тени сияли зеленя
За голые колени он обнимал меня.
Воспитатель: Пастух, вздохнувши глубоко
Сказал под звон ветвей:
4-й ребенок. Прощай, моя голубка,
До новых журавлей.
Беседа с детьми:
1.О чем поведала нам березка?
2. Почему плакал под березкой пастух?
3. Как вы понимаете выражения: «Прощай, моя голубка, до новых журавлей».
4. Кого называл пастух «моя голубка»?
5. Почему он прощался до новых журавлей?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Обратите внимание ребята на портрет А.С. Пушкина.Свою любовь к родной стране поэт выражает в стихах, описывая красоту и прелесть русской природы.Осень поэт любит за ярость убранства, за одетые в «золото» леса, зиму - за её проказы, белоснежные наряды. А как великолепно звучат его строки о лете.
« Я твой люблю сей темный сад,
С его прохладой и цветами.
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят!»
Родину поэт любил за места дорогие его сердцу и за то, без чего не мог жить.
Воспитатель: И сегодня, поэты нашего времени, в своих произведениях выражают свою любовь к Родине. Сейчас ребята расскажут стихотворение З.Н. Александрова «Родина».
Дети рассказывают стихотворение З.Н. Александровой «Родина».
1-й ребенок:
Если скажут слово – Родина
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.
2-й ребенок:
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор
А другим наверно вспомнится
Свой родной Охинский двор.
3-й ребенок:
В лужах первые кораблики
Над скамейкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
4-й ребенок:
Или степь от маков красная
Золотая целена
Все дети: Родина бывает разная
Но у нас она одна - Россия.
Итог НОД
Воспитатель: С. Есенин, А.С. Пушкин, А.К. Толстой и другие. Свою любовь к Родине они отобразили в своих произведениях. Эти великие люди, и для нас - пример. Они оставили нам свое наследие – стихи, рассказы. Они учат нас жить, переживать, беречь и любить своё Отечество!
В одном из своих стихотворений, Сергей Есенин писал: «Любите Россию! Любите Россию! И будьте навеки России верны!». Эти слова звучат, как обращения ко всем Россиянам.
Танец «Росиночка – Россия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности (для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов
Конспект непосредственной образовательной деятельности(для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестверусских, современных писателей и поэто...
Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»
- Развивать мыслительные операции, самоконтроль, классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию область «Художественное творчество» (нетрадиционные техники рисования) в первой младшей группе (2-3 года) Тема: «Забытый день рождения»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект НОД по теме "Забытый день рождения". Основная цель моей разработки: знакомить малышей 2-3 лет с нетрадиционными техниками рисования и формироват...
Конспект непосредственно образовательной деятельности, посвящённый «Дню матери» ОО «Художественное творчество» - лепка Составила :Минина О.Г. высшая квалификационная категория Тема: «Мы для милой мамочки испечём два пряничка»
Тема: «Мы для милой мамочки испечём два пряничка»Интеграция областей: "чтение художественной литературы", "социализация", "коммуникация", "музыка" Программные задачи:1. Развивать сенс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. «Мы читаем. Произведения детских писателей, поэтов, сказки.»
Познакомить детей с историей возникновения книги. Формировать у детей представление о значении книги в жизни людей, о назначении библиотеки, о правилах поведения в бмблиотеке. Воспитывать любовь и бер...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественной литературе Литературная викторина на тему: «Наши любимые поэты». Стихотворения А. Барто, С. Михалкова. Старшая группа
Литературная викторина на тему: «Наши любимые поэты». Стихотворения А. Барто, С. Михалкова....