«Использование аппликации в коррекции зрительно-пространственного восприятия при автоматизации поставленных звуков в связной речи в условиях логопункта»
статья (подготовительная группа) на тему

Рожкова Марина Викторовна

Использование аппликации позволяем повысить интерес детей при автоматизации звуков в связной речи, решить одну из важных задач - формирование зрительно-пространственного восприятия у детей, правильное  употребление предлогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_applikatsii_v_korrektsii_zritelno.docx154.92 КБ

Предварительный просмотр:

31.03.2015 г., Санкт-Петербург  

«Использование аппликации в коррекции  зрительно-пространственного восприятия при автоматизации поставленных звуков в связной речи в условиях логопункта»

Учитель-логопед Рожкова Марина Викторовна

В настоящее время значительно возросло число учащихся, письмо которых характеризуется большим количеством ошибок. При этом в категорию «неуспевающих» по русскому языку детей часто попадают и такие школьники, которые систематически занимаются в классе и дома, достаточно уверенно воспроизводят орфографические правила, не имеют выраженных отклонений со стороны нервно-психического и соматического здоровья, и  тем не менее в их письме изобилуют стойкие и разнообразные по видам ошибки.

У детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями преобладают ошибки в ориентировке собственного тела, направлениях пространства и употреблении сложных предлогов, которое составляет 84% - 78%, ошибки в ориентировке в пространстве относительно себя и ориентировка на бумаге составило немного меньше ошибок 54% и 70% (данные исследований проводимых на базе «Школы здоровья и индивидуального развития», 2010г.)

Восприятие и осознание пространственных отношений – необходимое условие адаптации организма к среде существования. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. При этом различаются следующие параметры: величина предметов и их изображений, форма, протяженность, расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга, объемность.

Пространственная ориентировка – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Определение правильного положения в пространстве требует соответствующего уровня развития аналитико-синтетического мышления.

 Для коррекции зрительно-пространственного восприятия мною применяется такой вид деятельности как аппликация. Аппликация – это изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи. Для наилучшей автоматизации поставленных звуков и введении их в связную речь детям необходима мотивация, в нашем случае изготовление аппликации по предложенному рассказу, с последующим раскрашиванием полученного изображения. При этом обязательным условием подбора рассказов является наличие употребляемых предлогов и пространственно расположенных предметов. Детали для предлагаемого детям рассказа заготавливаются заранее и вырезаются. На занятии дети наклеивают картинки по словесной инструкции педагога.

В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционных занятиях у детей с нарушением фонетической стороны речи формируются следующие умения:

- определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве;

- моделировать пространственное расположение предметов;

- ориентироваться на поле листа бумаги;

  1. Пример рассказа применяемого при автоматизации звука «Ш» в связной речи с использованием метода аппликации (приложение 1):

Бабушка и дедушка купили Мише новую машину. У машины широкие шины. Миша катает кошку Машку в машине. Кошка шипит на Мишу. Гараж для машины под шкафом.

  1. Пример рассказа применяемого при автоматизации звука «С» в связной речи с использованием метода аппликации:

Вот новый дом. У дома сад. В саду высокая сосна. Под сосной скамейка. На скамейке Соня. Под скамейкой собака. У Сони ананас, а у собаки кусок мяса.

  1. Пример рассказа применяемого при автоматизации звука «Р» в связной речи с использованием метода аппликации:

У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы. На левой грядке цветет сахарный горох, справа растет кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!        

  1. Пример рассказа применяемого при автоматизации звука «Л» в связной речи с использованием метода аппликации:

Мила принесла спелые яблоки и положила на стол. Одно яблоко скатилось со стола и упало под стол. Кошка стала катать яблоко. Мила подняла яблоко, а кошке дала клубок. Кошка закатила клубок под стул.

Целевыми ориентирами при такой работе является следующее:  чистое звукопроизношение, коррекция зрительно-пространственного восприятия у детей.

Приложение 1

Раскраска кошка бесплатноhttp://razukraska.ru/wp-content/gallery/ded/ded6.gifhttp://razukraska.ru/wp-content/gallery/carsforboy/carsforboy1.gifhttp://www.xn--2-8sbxpv.xn--p1ai/administrator/components/com_vtemgallery/vtemgallery/3759e8ad-b22e-ae09-7a81-000051a7c2c5_son.jpg

http://www.logoprog.ru/paintpict/%D0%BC%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C/%D1%88%D0%BA%D0%B0%D1%84.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Автоматизация поставленных звуков у детей с нарушениями речи через использование авторских интерактивных игр"

Поскольку процесс автоматизация поставленных звуков речи у детей  протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способамии облегчить детям работу по введению звука в речь. с этим прекр...

Дидактические игры для развития зрительного восприятия и автоматизации поставленных звуков у дошкольников

Представлены пособия, изготовленные своими руками, способствующие коррекции зрительного восприятия у дошкольников. Картинки, использованные в пособии, содержат "трудные звуки", в том числе о...

"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс "Использование палочек для суши в работе логопеда «Автоматизация поставленных звуков в слогах"

Для развития мелкой моторики, межполушарных связей и для автоматизации поставленных звуков в слогах предлагаем вашему вниманию игры с палочками для суши,  в которые будут с удовольствием играть д...