«Использование аппликации в коррекции зрительно-пространственного восприятия при автоматизации поставленных звуков в связной речи в условиях логопункта»
статья (подготовительная группа) на тему
Использование аппликации позволяем повысить интерес детей при автоматизации звуков в связной речи, решить одну из важных задач - формирование зрительно-пространственного восприятия у детей, правильное употребление предлогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_applikatsii_v_korrektsii_zritelno.docx | 154.92 КБ |
Предварительный просмотр:
31.03.2015 г., Санкт-Петербург
«Использование аппликации в коррекции зрительно-пространственного восприятия при автоматизации поставленных звуков в связной речи в условиях логопункта»
Учитель-логопед Рожкова Марина Викторовна
В настоящее время значительно возросло число учащихся, письмо которых характеризуется большим количеством ошибок. При этом в категорию «неуспевающих» по русскому языку детей часто попадают и такие школьники, которые систематически занимаются в классе и дома, достаточно уверенно воспроизводят орфографические правила, не имеют выраженных отклонений со стороны нервно-психического и соматического здоровья, и тем не менее в их письме изобилуют стойкие и разнообразные по видам ошибки.
У детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями преобладают ошибки в ориентировке собственного тела, направлениях пространства и употреблении сложных предлогов, которое составляет 84% - 78%, ошибки в ориентировке в пространстве относительно себя и ориентировка на бумаге составило немного меньше ошибок 54% и 70% (данные исследований проводимых на базе «Школы здоровья и индивидуального развития», 2010г.)
Восприятие и осознание пространственных отношений – необходимое условие адаптации организма к среде существования. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимосвязей между предметами и явлениями. При этом различаются следующие параметры: величина предметов и их изображений, форма, протяженность, расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга, объемность.
Пространственная ориентировка – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Определение правильного положения в пространстве требует соответствующего уровня развития аналитико-синтетического мышления.
Для коррекции зрительно-пространственного восприятия мною применяется такой вид деятельности как аппликация. Аппликация – это изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи. Для наилучшей автоматизации поставленных звуков и введении их в связную речь детям необходима мотивация, в нашем случае изготовление аппликации по предложенному рассказу, с последующим раскрашиванием полученного изображения. При этом обязательным условием подбора рассказов является наличие употребляемых предлогов и пространственно расположенных предметов. Детали для предлагаемого детям рассказа заготавливаются заранее и вырезаются. На занятии дети наклеивают картинки по словесной инструкции педагога.
В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционных занятиях у детей с нарушением фонетической стороны речи формируются следующие умения:
- определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве;
- моделировать пространственное расположение предметов;
- ориентироваться на поле листа бумаги;
- Пример рассказа применяемого при автоматизации звука «Ш» в связной речи с использованием метода аппликации (приложение 1):
Бабушка и дедушка купили Мише новую машину. У машины широкие шины. Миша катает кошку Машку в машине. Кошка шипит на Мишу. Гараж для машины под шкафом.
- Пример рассказа применяемого при автоматизации звука «С» в связной речи с использованием метода аппликации:
Вот новый дом. У дома сад. В саду высокая сосна. Под сосной скамейка. На скамейке Соня. Под скамейкой собака. У Сони ананас, а у собаки кусок мяса.
- Пример рассказа применяемого при автоматизации звука «Р» в связной речи с использованием метода аппликации:
У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы. На левой грядке цветет сахарный горох, справа растет кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!
- Пример рассказа применяемого при автоматизации звука «Л» в связной речи с использованием метода аппликации:
Мила принесла спелые яблоки и положила на стол. Одно яблоко скатилось со стола и упало под стол. Кошка стала катать яблоко. Мила подняла яблоко, а кошке дала клубок. Кошка закатила клубок под стул.
Целевыми ориентирами при такой работе является следующее: чистое звукопроизношение, коррекция зрительно-пространственного восприятия у детей.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Автоматизация поставленных звуков у детей с нарушениями речи через использование авторских интерактивных игр"
Поскольку процесс автоматизация поставленных звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способамии облегчить детям работу по введению звука в речь. с этим прекр...
Дидактические игры для развития зрительного восприятия и автоматизации поставленных звуков у дошкольников
Представлены пособия, изготовленные своими руками, способствующие коррекции зрительного восприятия у дошкольников. Картинки, использованные в пособии, содержат "трудные звуки", в том числе о...
"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"
quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....
Использование визуально-ритмических рядов в процессе автоматизации поставленных звуков в условиях логопункта
Выступление на ММО логопедов....
Мастер-класс "Использование палочек для суши в работе логопеда «Автоматизация поставленных звуков в слогах"
Для развития мелкой моторики, межполушарных связей и для автоматизации поставленных звуков в слогах предлагаем вашему вниманию игры с палочками для суши, в которые будут с удовольствием играть д...