проект "Зимующие птицы"
проект (младшая группа) на тему

Дмитриева Татьяна Анатольевна

Актуальность:

В современных условиях проблема экологического образования детей дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

        В ходе образовательно-воспитательного процесса выяснилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах родного края. Дети путают зимующих и перелётных птиц. Так же у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно мы решили реализовать проект «Птицы нашего двора». Это поможет расширить и углубить знания детей о зимующих птицах, поможет формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.

 

Цель: 
Способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о зимующих птицах, встречающихся в ближайшем окружении.

 

Задачи проекта:

•         Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, высиживают птенцов);

•         Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым;

•         Формирование умений наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной и продуктивной);

•         Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

•         Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, рисование птиц).

 

Тип проекта – познавательно-исследовательский;

Участники проекта – дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель;

Срок реализации проекта – среднесрочный;

Формы работы – игровая, исследовательская, продуктивная, познавательная, работа  с родителями.

По количеству участников: коллективный.

Ожидаемые результаты:

•         Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

•         Улучшилась предметно – развивающая среда:  литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

•          У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

•          Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам  в трудных зимних условиях.

 

Формы и методы работы:

•         Интегрированные занятия

•         Игры-ситуации, дидактические и подвижные игры

•         Беседы, чтение художественной литературы

•         Слушание голов птиц, песен

•         Выставка рисунков и поделок

•         Выставка кормушек

•         Наблюдение за птицами во время прогулок, экскурсий

•         Просмотр мультфильмов, презентаций и фотографий птиц

•         Консультации для родителей

 

Необходимые условия реализации проекта:

•         Интерес детей и родителей

•         Методические разработки

•         Материальное обеспечение проекта

 

Предметно-развивающая среда:

Кормушки на участке, иллюстрации «Птицы», «Зимующие птицы»,

птицы в картинках, книга «Птицы России», настольная игра «Учимся запоминать. Птицы», лото «Птицы», разрезные картинки, дидактические игры по теме, угощение для птиц (семена растений, крупы, крошки хлеба), аудиозапись «Голоса птиц», презентация «Зимующие птицы», мультфильмы про птиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimuyushchie_ptitsy.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Золотой петушок» УФСИН России по Республике Марий Эл

Проект

«Зимующие птицы».

Подготовила:

 Дмитриева Т.А.

Йошкар-Ола

2015

« Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?  Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

                                           Э.Н. Голованова

Актуальность:

В современных условиях проблема экологического образования детей дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

        В ходе образовательно-воспитательного процесса выяснилось, что у детей недостаточно развиты знания о зимующих птицах родного края. Дети путают зимующих и перелётных птиц. Так же у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно мы решили реализовать проект «Птицы нашего двора». Это поможет расширить и углубить знания детей о зимующих птицах, поможет формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.

Цель: 
Способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о зимующих птицах, встречающихся в ближайшем окружении.

Задачи проекта: 

  • Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, высиживают птенцов);
  • Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым;
  • Формирование умений наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной и продуктивной);
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
  • Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, рисование птиц).

Тип проекта – познавательно-исследовательский;

Участники проекта – дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель;

Срок реализации проекта – среднесрочный;

Формы работы – игровая, исследовательская, продуктивная, познавательная, работа  с родителями.

По количеству участников: коллективный.

Ожидаемые результаты:

  • Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
  • Улучшилась предметно – развивающая среда:  литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
  •  У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
  •  Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам  в трудных зимних условиях.

Формы и методы работы:

  • Интегрированные занятия
  • Игры-ситуации, дидактические и подвижные игры
  • Беседы, чтение художественной литературы
  • Слушание голов птиц, песен
  • Выставка рисунков и поделок
  • Выставка кормушек
  • Наблюдение за птицами во время прогулок, экскурсий
  • Просмотр мультфильмов, презентаций и фотографий птиц
  • Консультации для родителей

Необходимые условия реализации проекта:

  • Интерес детей и родителей
  • Методические разработки
  • Материальное обеспечение проекта

Предметно-развивающая среда:

Кормушки на участке, иллюстрации «Птицы», «Зимующие птицы»,

птицы в картинках, книга «Птицы России», настольная игра «Учимся запоминать. Птицы», лото «Птицы», разрезные картинки, дидактические игры по теме, угощение для птиц (семена растений, крупы, крошки хлеба), аудиозапись «Голоса птиц», презентация «Зимующие птицы», мультфильмы про птиц.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (предпроектный) этап:

Срок реализации – с 2 февраля по 6 февраля

Цели:

  • Подбор дидактического материала, наглядных пособий (книги, иллюстрации, настольные игры, альбомы для рассматривания, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц);
  • Подбор художественной литературы: стихов, загадок, рассказов по теме;
  • Составление комплексно-тематического планирования по теме «Птицы нашего двора»
  • Подготовка информации в родительский уголок.

Консультация для родителей «Что такое проектная деятельность в детском саду».

 

Список используемой литературы:

  • Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с
  • Новоторцева Н.В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников - Ярославль, 1994. - 130 с.
  • О.В.Епифанова.Развитие речи. Окружающий мир
  • ОВ. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: Времена года. Серия: Детский сад: день за днем

          Издательство: Академия Развития.

  • Н.Елкина, О. Мариничева Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов

Основной этап:

Срок  реализации – с 9 февраля по 20 февраля

Цель: Включение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов, направленных на обогащение знаний дошкольников о зимующих птицах.

  1. Конструирование – строительство домиков из кубиков – изготовление кормушек из кубиков, обыгрывание построек.
  2. «Дерево чудес». В группе появилось дерево, на которое каждый день прилетает новая птичка. Дети охотно знакомятся с ней, её повадками, внешним видом и особенностями поведения.
  3. НОД рисование – «Синичка – невеличка» - равномерное закрашивание силуэта птички.

   Лепка – «Снегири» - лепка снегиря из куска пластилина

   Аппликация – «Снегири» - отрывная аппликация.

  1. НОД по окружающему миру. Беседы с детьми:
  • «Как живут наши пернатые друзья зимой»,  
  • «Кто заботится о птицах»,
  • «Пользу или вред приносят птицы?»,
  • «Меню птиц»,
  • «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

5. Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль»,  «Совушка».

6. Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц» , «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию",  «Чей хвост?»,  «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы»,  «Домино» (птицы), «Разрезные картинки»,   Лото. Лабиринт Зимующие птицы.

  1. Просмотр презентаций «Зимующие птицы» и мультфильма «Воробьишко», «Высокая горка»
  2. Исследовательская деятельность: рассматривание пёрышек птиц, опыты с пером. После рассматривание перьев сделать выводы, какие они бывают, чем отличаются.
  3.  Музыка: прослушивание записей «Голоса птиц».
  4.  Прогулки: наблюдение за следами птиц на снегу, выяснение кому принадлежат следы, кто был у нас в гостях на кормушке. Наблюдение за птицами в зимний период, их повадками и поведением.

     Наблюдение и сравнение птиц между собой: чем похожи и чем отличаются.

Решение проблемных ситуаций: «Как можно почувствовать воздух? Как птицы с помощью него летают?»

Подкормка птиц
Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях


Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.
Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты
Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности.

Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.
«Кто у нас остаётся зимовать?»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
«Как дети и родители заботятся о птицах  зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях 
в книгах и журналах
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей.
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.

Составление рассказов по иллюстрациям
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.
Разучивание стихов
Цель: Научить внимательно, слушать литературный текст, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Разучивание пальчиковых игр
Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)
Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы.
В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»,                     Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», “Где обедал воробей” /из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка”, И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко», Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», Сухомлинского «О чём плачет синичка».

Также был проведён опрос детей.

В начале проекта были заданы вопросы:

- Как называют птиц, которые у нас остаются зимовать?

- Какие птицы у нас остаются зимовать?

- Чем птицы отличаются от животных?

- Какие птицы появляются у нас в гостях с первым снегом?

- Чем питаются птицы зимой?

В конце проекта были заданы вопросы:

- Из каких частей состоит тело птицы?

- Как люди могут помочь птицам в зимний период?

- Кто для птиц представляет опасность?

- Почему кормушки вешают на деревья, а не ставят на стол или на землю?

- Почему птицы зимой не мёрзнут?

Заключительный этап:

Срок  реализации – с 23 февраля по 27 февраля

Цель:

  • Подведение итогов работы над проектом;

  • Оформление результата проекта в виде презентации;

  • Организация и участие  родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц»;

  • Выступление с опытом работы перед воспитателями ДОУ.

Результативность проекта.

          Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.

В результате активной творческой работы семей, в группе была создана презентация по теме «Птицы нашей кормушки». В нем отражена деятельность на протяжении всего проекта.

В ходе реализации проекта наши воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых. Таким образом, мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....