Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста.
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ранний возраст - период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это экспериментирование с различными предметами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования получила новый толчок в развитии.

Ранний возраст - период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это экспериментирование с различными предметами. В нашей группе есть такой исследовательский центр, который помогает нам организовывать познавательно- исследовательскую деятельность детей. Речь идёт об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов, но и помогаем им закрепить представление о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику пальцев. В нашем центре есть различное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований. Во время исследовательской деятельности с детьми мы проводим игры с элементами экспериментирования. Экспериментирование - прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

Цель: создать наиболее благоприятные условия для адаптации малышей в детском саду, формировать умение экспериментировать через знакомство со свойствами песка и воды, развивать мелкую моторику рук, обогащать словарный запас детей.

Задачи: эмоционально обогатить, расширить кругозор и познавательные способности ребёнка, обеспечить содержательное общение ребёнка взрослым, помочь установить контакт со сверстниками.

1. Знакомство с песком.

Песок-прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развитии моторики рук детей дошкольного возраста. Знакомятся со свойствами песка: сухой, сыпучий, мокрый. Сухой песок: светлый, коричневый, на нём можно рисовать пальчиками; мокрый- тёмный, холодный, из него можно лепить куличики. Так же знакомятся с камнем. Камень -твёрдый, из песка можно лепить, а из камня - нет.

2. Знакомство с крупой.

Для обогащения познавательной деятельности детей мы так же используем крупу.

Крупа -очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком, кроме того она способствует развитию мелкой моторики рук. Проводим разнообразные игры с ней (найди предмет, рисование пальчиком).

3. Знакомство с водой.

Она: прозрачная - мутная, холодная - горячая. С помощью воды развиваем кожные ощущения детей. Учим ощущать различия холодной и горячей воды, правильно обозначать словами, воспитываем чувства чистоты и опрятности детей. Знакомим детей с тем, что вода из крана течёт чистая, прозрачная, сквозь неё видны мыло, руки, она смывает грязь, воду нужно беречь, чистая вода используется для приготовления пищи, но воду можно сделать цветной, добавив в неё краски. Такая вода становиться не прозрачной, сквозь неё ничего не видно, но из неё можно сделать цветные льдинки, для этого её нужно разлить в формочки и поставит в холод. А так же, опуская по очереди различные предметы, ребёнок наблюдает, как одни предметы тонут, другие остаются на поверхности (камень тяжёлый - тонет, шарик, лёгкий - нет).

Такие игры доставляют малышу огромное удовольствие.

Для малышей игры с водой и песком позволяют справиться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего школьного возраста, вовлекают в интереснейший процесс познания окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры

В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...

Познавательно-исследовательская игра с воспитанниками старшего возраста: «Мир эмоций: Удивление»

Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а, во-вторых, управлять своими эмоциям...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...