Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной среды.
статья (младшая группа) на тему
Сморгович Олеся Альбертовна
Воспитатель МБДОУ д/с «Мастерок» г.Абакан
Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной среды.
Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
Задача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать!
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Уже с раннего возраста ребенок приступает к активному познанию большого мира. Постигать этот мир только посредством слова ребенку очень сложно, так как многие понятия и явления, которые он пытается осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут вразрез с его личным опытом. Для формирования у ребенка правильного, неискаженного представления о мире слову педагога нужна серьезная поддержка в виде различных средств наглядности: специального оборудования, картин и иллюстраций, наглядных пособий, книг и многое другое, одним словом предметно – пространственная развивающая среда.
Развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Ее правильная организация и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающими миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду и начинать создавать такую развивающую среду необходимо уже с группы раннего возраста. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние со стороны семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. В настоящее время доказано, что многие достижения зрелой личности, так же как и ее трагедии, закладываются в первые месяцы и годы жизни человека. Обогащенный процесс развития личности в раннем возрасте - это гарантия физического совершенствования, обновления и дальнейшего обогащения интеллектуального и духовного потенциала общества.
Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды: игра, общение, труд, конструирование, учебная, художественная, двигательная и другие. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих: в период раннего детства - предметная деятельность (в быту, игре и т. д.) [112].
Для обеспечения подлинного развития познавательной активности детей раннего возраста, необходимо единство развивающей предметно – пространственной среды и содержательного общения взрослых и детей.
Развивающая предметно – пространственная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной деятельности, в том числе и развитию познавательной активности, т. е. ребенок действует, значит, он активен, он развивается, вследствие этого и формируется личность. [112].
Каждая деятельность служит у ребенка удовлетворению каких-либо потребностей. Потребности ребенка всегда социально обусловлены, но среди них можно выделить потребности различной направленности: витальные, направленные на жизнеобеспечение; познавательные, определяемые родовым человеческим качеством искать и исследовать новое в своем окружении, близком и далеком; общественные - потребность в общении с другими людьми и другие.
Потребность ищет свой предмет, который бы отвечал данной потребности, удовлетворял бы его. Так, познавательная потребность удовлетворяется лишь там, где ее предмет (материальный или духовный) неисчерпаем.
Для удовлетворения этой и других потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая-то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Цель, в свою очередь, всегда дана, как писал А. Н. Леонтьев, в определенных условиях. [13-21]. Применительно к проблеме развивающей предметно – пространственной среды это положение конкретизируется через проблемность предметной ситуации действий ребенка. Пример этого - любая головоломка, интересная полоса препятствий на спортивно-игровой площадке или модульно игровая среда. Каждому опытному воспитателю ясно, что основным развивающим моментом перечисленных средств является их проблемность, состоящая в том, что ребенок, действуя с ним, обнаруживает и практически решает целый комплекс задач, возникающих у него по роду деятельности. Иногда он и сам ставит себе эти задачи (особенно благодатна в этом плане игра), ищет способы достижения той или иной цели, что является его первыми шагами творчества, порождает инициативу, активизирует уже имеющиеся знания.
Таким образом, предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты – это всегда поле детской деятельности Хорошая развивающая предметно – пространственная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, развивает познавательную активность ребенка раннего возраста, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску.
Таким образом, в детском учреждении, где созданы указанные выше возможности, дети не слоняются без дела, не страдают от отсутствия впечатлений, а стремятся к содержательному деловому и личностному общению со сверстниками и взрослыми. Проблемность предметной ситуации деятельности порождает у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Можно с уверенностью сказать, что развитие познавательной активности успешнее проходит в том детском учреждении, где создана развивающая предметно – пространственная среда и педагогический коллектив ее активно использует. А так как ранний возраст наиболее синзетивен, как говорилось выше, то и организацию развивающей предметно – пространственной среды необходимо создавать уже в группах раннего возраста. [152].
К настоящему времени можно выделить две концепции предметно - развивающей среды в детских садах.
Первая была разработана учеными в центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под руководством С. Л. Новоселовой и была представлена в 1995 году. Концепция, в целом, основывается на деятельном подходе. Автор концепции обращает внимание, что культурное окружение и предметная среда являются мощным обогащающим фактором детского развития. Концепция предусматривает создание вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды детских садов, школ и других учреждений для детей. Разрабатывая базовые компоненты развивающей предметной среды дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов, автор выделяет определенные требования к развивающему характеру предметной среды, ее вариативности.
Принципы построения развивающей среды в концепции С. Л. Новоселовой:
1. Развивающий характер.
2. Вариативность среды.
3. Обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро – и микро – пространством деятельности среды.
4. Комфортность среды.
5. Проблемность предметной среды.
Вторая концепция разработана научным коллективом под руководством В. А. Петровского и опубликована в 1989 году. В этой концепции получили дальнейшее развитие основные идеи общей концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. Принципы, направлены на создание благоприятных условия для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно - ориентированной модели воспитания. Основные положения личностно – ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в детском саду.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Реализация в среде детского сада требует создания условий, позволяющие и взрослому и ребенку установить контакт, а для его осуществлений найти верную дистанцию и занять правильную позицию.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. В детском саду должна быть возможность развития у детей активности взрослыми. Она должна провоцировать возникновение и развитие познавательных процессов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. В проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменений, ребенку необходимо предоставить возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. В среде детского сада и взрослый, и ребенок, должны чувствовать себя комфортно и иметь возможности для развития своей личности.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Дети должны иметь возможность воспринимать в среде детского сада различные культуры и различные стили искусства, а также иметь возможность самим заниматься художественным творчеством.
7. Принцип открытости-закрытости. Проекты детских садов должны иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке, развитию. Принцип открытости – закрытости представлен в нескольких аспектах: открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы; открытость Культуре в ее прогрессивных проявлениях; открытость Обществу; открытость своего «Я», собственного внутреннего мира.
Предложенные принципы и рекомендации к их осуществлению являются своеобразным руководством к реализации в детских садах личностно-ориентированного подхода воспитания детей, но вне данного подхода, развивающая среда, построенная по этим принципам, как отмечают авторы проекта, превратиться в «мертвую, претензионную, дорогостоящую игрушку».
Таким образом, рассмотренные концепции развивающей предметно-пространственной среды показывают разнообразие концептуальных подходов. Эти подходы неодинаковы, они дополняют друг друга.
Одним из необходимых условий образования дошкольников в условиях ФГОС ДО становится создание развивающего пространства, способствующего формированию личности каждого ребёнка, полноценному его развитию в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, становлению гуманных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. [ ].
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования . [6-7].
Развивающая предметно-пространственная среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, его способностей, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребёнка.
Из этих принципов вытекают требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, которые необходимы для успешного развития и воспитания ребенка.
Библиографический список
1. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. «Дети раннего возраста в детском саду». Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. - с.112.
2. Павлова Л. Н., Волосова Е.Б, Пилюгина Э.Г. «Раннее детство: познавательное развитие». Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – с.152.
3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. С. 6-7.
4. Леонтьев А.Н. «О формировании способностей» /А.Н. Леонтьев, - М.: Педагогика, 1996г. С. 13-21.
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : Письма и приказы Минобрнауки, - М: ТЦ Сфера, 2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сморгович Олеся Альбертовна
Воспитатель МБДОУ д/с «Мастерок» г.Абакан
Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной среды.
Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
Задача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать!
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Уже с раннего возраста ребенок приступает к активному познанию большого мира. Постигать этот мир только посредством слова ребенку очень сложно, так как многие понятия и явления, которые он пытается осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут вразрез с его личным опытом. Для формирования у ребенка правильного, неискаженного представления о мире слову педагога нужна серьезная поддержка в виде различных средств наглядности: специального оборудования, картин и иллюстраций, наглядных пособий, книг и многое другое, одним словом предметно – пространственная развивающая среда.
Развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Ее правильная организация и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающими миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду и начинать создавать такую развивающую среду необходимо уже с группы раннего возраста. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние со стороны семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. В настоящее время доказано, что многие достижения зрелой личности, так же как и ее трагедии, закладываются в первые месяцы и годы жизни человека. Обогащенный процесс развития личности в раннем возрасте - это гарантия физического совершенствования, обновления и дальнейшего обогащения интеллектуального и духовного потенциала общества.
Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды: игра, общение, труд, конструирование, учебная, художественная, двигательная и другие. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих: в период раннего детства - предметная деятельность (в быту, игре и т. д.) [112].
Для обеспечения подлинного развития познавательной активности детей раннего возраста, необходимо единство развивающей предметно – пространственной среды и содержательного общения взрослых и детей.
Развивающая предметно – пространственная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной деятельности, в том числе и развитию познавательной активности, т. е. ребенок действует, значит, он активен, он развивается, вследствие этого и формируется личность. [112].
Каждая деятельность служит у ребенка удовлетворению каких-либо потребностей. Потребности ребенка всегда социально обусловлены, но среди них можно выделить потребности различной направленности: витальные, направленные на жизнеобеспечение; познавательные, определяемые родовым человеческим качеством искать и исследовать новое в своем окружении, близком и далеком; общественные - потребность в общении с другими людьми и другие.
Потребность ищет свой предмет, который бы отвечал данной потребности, удовлетворял бы его. Так, познавательная потребность удовлетворяется лишь там, где ее предмет (материальный или духовный) неисчерпаем.
Для удовлетворения этой и других потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая-то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Цель, в свою очередь, всегда дана, как писал А. Н. Леонтьев, в определенных условиях. [13-21]. Применительно к проблеме развивающей предметно – пространственной среды это положение конкретизируется через проблемность предметной ситуации действий ребенка. Пример этого - любая головоломка, интересная полоса препятствий на спортивно-игровой площадке или модульно игровая среда. Каждому опытному воспитателю ясно, что основным развивающим моментом перечисленных средств является их проблемность, состоящая в том, что ребенок, действуя с ним, обнаруживает и практически решает целый комплекс задач, возникающих у него по роду деятельности. Иногда он и сам ставит себе эти задачи (особенно благодатна в этом плане игра), ищет способы достижения той или иной цели, что является его первыми шагами творчества, порождает инициативу, активизирует уже имеющиеся знания.
Таким образом, предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты – это всегда поле детской деятельности Хорошая развивающая предметно – пространственная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, развивает познавательную активность ребенка раннего возраста, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску.
Таким образом, в детском учреждении, где созданы указанные выше возможности, дети не слоняются без дела, не страдают от отсутствия впечатлений, а стремятся к содержательному деловому и личностному общению со сверстниками и взрослыми. Проблемность предметной ситуации деятельности порождает у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Можно с уверенностью сказать, что развитие познавательной активности успешнее проходит в том детском учреждении, где создана развивающая предметно – пространственная среда и педагогический коллектив ее активно использует. А так как ранний возраст наиболее синзетивен, как говорилось выше, то и организацию развивающей предметно – пространственной среды необходимо создавать уже в группах раннего возраста. [152].
К настоящему времени можно выделить две концепции предметно - развивающей среды в детских садах.
Первая была разработана учеными в центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под руководством С. Л. Новоселовой и была представлена в 1995 году. Концепция, в целом, основывается на деятельном подходе. Автор концепции обращает внимание, что культурное окружение и предметная среда являются мощным обогащающим фактором детского развития. Концепция предусматривает создание вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды детских садов, школ и других учреждений для детей. Разрабатывая базовые компоненты развивающей предметной среды дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов, автор выделяет определенные требования к развивающему характеру предметной среды, ее вариативности.
Принципы построения развивающей среды в концепции С. Л. Новоселовой:
1. Развивающий характер.
2. Вариативность среды.
3. Обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро – и микро – пространством деятельности среды.
4. Комфортность среды.
5. Проблемность предметной среды.
Вторая концепция разработана научным коллективом под руководством В. А. Петровского и опубликована в 1989 году. В этой концепции получили дальнейшее развитие основные идеи общей концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. Принципы, направлены на создание благоприятных условия для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно - ориентированной модели воспитания. Основные положения личностно – ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в детском саду.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Реализация в среде детского сада требует создания условий, позволяющие и взрослому и ребенку установить контакт, а для его осуществлений найти верную дистанцию и занять правильную позицию.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. В детском саду должна быть возможность развития у детей активности взрослыми. Она должна провоцировать возникновение и развитие познавательных процессов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. В проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменений, ребенку необходимо предоставить возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. В среде детского сада и взрослый, и ребенок, должны чувствовать себя комфортно и иметь возможности для развития своей личности.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Дети должны иметь возможность воспринимать в среде детского сада различные культуры и различные стили искусства, а также иметь возможность самим заниматься художественным творчеством.
7. Принцип открытости-закрытости. Проекты детских садов должны иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке, развитию. Принцип открытости – закрытости представлен в нескольких аспектах: открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы; открытость Культуре в ее прогрессивных проявлениях; открытость Обществу; открытость своего «Я», собственного внутреннего мира.
Предложенные принципы и рекомендации к их осуществлению являются своеобразным руководством к реализации в детских садах личностно-ориентированного подхода воспитания детей, но вне данного подхода, развивающая среда, построенная по этим принципам, как отмечают авторы проекта, превратиться в «мертвую, претензионную, дорогостоящую игрушку».
Таким образом, рассмотренные концепции развивающей предметно-пространственной среды показывают разнообразие концептуальных подходов. Эти подходы неодинаковы, они дополняют друг друга.
Одним из необходимых условий образования дошкольников в условиях ФГОС ДО становится создание развивающего пространства, способствующего формированию личности каждого ребёнка, полноценному его развитию в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, становлению гуманных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. [ ].
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования . [6-7].
Развивающая предметно-пространственная среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, его способностей, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребёнка.
Из этих принципов вытекают требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, которые необходимы для успешного развития и воспитания ребенка.
Библиографический список
- Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. «Дети раннего возраста в детском саду». Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. - с.112.
- Павлова Л. Н., Волосова Е.Б, Пилюгина Э.Г. «Раннее детство: познавательное развитие». Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – с.152.
- Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. С. 6-7.
- Леонтьев А.Н. «О формировании способностей» /А.Н. Леонтьев, - М.: Педагогика, 1996г. С. 13-21.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : Письма и приказы Минобрнауки, - М: ТЦ Сфера, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активизация деятельности детей раннего возраста по освоению предметно-развивающей среды»
Современное понимание здоровья - это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Все понимают значение здоровья для человека, но его качество по...
Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры
В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...
Ковролинограф как средство развития разнообразных видов деятельности детей раннего возраста
Дидактическое пособие....
Развитие первоначальных представлений о мире природы и основ экологической культуры у детей раннего возраста посредством развивающей предметно- пространственной среды группы.
Методическая разработка...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
"Сохранение и укрепление психологического здоровья детей раннего возраста через организацию предметно-пространственной среды"
quot;Сохранение и укрепление психологического здоровья детей раннего возраста через организацию предметно-пространственной среды"В данной статье рассматривается важная тема сохранения и ук...