Развитие зрительного восприятия
презентация на тему

Маркова Наталья Александровна

Раскрыты нарушения зрительного восприятия детей с особыми образовательными потребностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vospriyatie.ppt1.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ВОСПРИЯТИЕ – это первая ступень познания, которая остается важной на протяжении всей жизни человека. Восприятие является психическим процессом непосредственного отражения действительности. Через органы чувств поступают в мозг сведения о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, изменениях и взаимодействиях, поэтому оно становится основным связующим звеном человека с действительностью. Восприятие называют сенсорным, то есть чувственным, процессом, так как он собирает первичную информацию через органы чувств. В процессе первичной переработки информации у человека формируется представление об окружающей действительности. Дальнейшая переработка этих представлений осуществляется мышлением, воображением при участии речи и памяти, которые в отличие от сенсорных процессов называются интеллектуальными. Результаты интеллектуальной обработки информации оказывают существенное влияние на получение новой информации восприятием. Взаимосвязь психических процессов обеспечивает более правильное и всестороннее понимание окружающей действительности и ориентировки в ней.

Слайд 3

Но в ряду всех познавательных процессов восприятие занимает место первоисточника информации в целостном процессе познания. На протяжении всего дошкольного периода ощущение и восприятие формируют весь комплекс знаний об окружающем мире, они собирают первый опыт ребенка, получая и перерабатывая сенсорную информацию. Постепенно развиваясь, они становятся основой познавательной деятельности, которая получит свое дальнейшее полноценное развитие в школьном обучении. Недостаточный уровень развития восприятия в дошкольный период может задержать развитие мышление и речи, повлияет на формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе. То есть отставание в сенсорном развитии задерживает интеллектуальное развитие ребенка, что может оказаться невосполнимым на более поздних этапах психического развития.

Слайд 4

ОРГАНЫ ЧУВСТВ РЕЦЕПТОР + ПРОВОДЯЩИЙ НЕРВ + МОЗГОВОЙ ЦЕНТР АНАЛИЗАТОР ОЩУЩЕНИЙ ОЩУЩЕНИЯ ТЕЛА ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ Простых объектов – форм – цвета – величины – пространства – времени – движения – особое – целостное 2. Сложных объектов – иллюстраций – текстов – отношений – природы – сложных движений – музыки ВОСПРИЯТИЕ ОБСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ СОПОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ СВОЙСТВА ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ – предметность – целостность – структурность – контрастность СВОЙСТВА ОБРАЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – обобщенность – фрагментарность – изобретательность – бледность – схематичность

Слайд 5

Существует пять органов чувств. Информация от органов чувств поступает в мозг, где для каждого органа чувств есть свой мозговой центр, там происходит дальнейшая переработка информации для ответной реакции. Кроме зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания – ощущений, которые имеют органы чувств, у человека есть рецепторы, чувствительные клетки, которые получают другую информацию, но они расположены в разных органах тела, на поверхности кожи и во внутренних органах. Это рецепторы, которые несут информацию о состоянии организма человека, положении его в пространстве, движениях тела, болевых ощущениях. В коре головного мозга, кроме первичных центров, связанных с рецепторами, существует слой нервных клеток, которые получают информацию от клеток первичного центра, в них происходит дальнейшая обработка информации. Процесс обработки информации в клетках второго слоя называется восприятием. В результате такой переработки получается образ предмета, в котором мы видим множество его свойств так, как они взаимосвязаны в реальном предмете. Вот такой образ, который мы создаем себе в уме после того, как видим предмет, называется представлением.

Слайд 6

Разные люди, рассматривая одновременно один и тот же предмет, видят его по-разному. В чем-то эти образы совпадают, в чем-то нет. Это зависит от того, что по-разному мы выполняем умственные действия по обследованию предмета: разный порядок, количество действий, разный прошлый опыт встречи с таким предметом, разная чувствительность органов чувств. Ребенок не умеет обследовать предметы не только в уме, но и во внешних действиях: он не различает цвета, не знает их названий, не умеет сравнивать предмет, ощупывать его руками. Все эти действия он учится выполнять под руководством взрослого. И только получив практический опыт, когда обследование незнакомых предметов станет для него привычным автоматическим действием, он сможет выполнять их в уме. У ребенка с развитым восприятием повышается познавательная активность, так как он знает, как получать информацию из окружающего мира. Образы, которые формируются в процессе восприятия, обладают свойствами предметности, целостности, структурности и константности. А образы-представления, которые хранятся в памяти, обладают такими свойствами, как обобщенность, фрагментарность, избирательность, бледность, схематичность.

Слайд 7

В процессе реально восприятия образ предмета может нарушаться и не соответствовать реальному предмету, тогда говорят об иллюзии восприятия. Иллюзия может возникнуть под влиянием разных причин: условия восприятия, изменённости самого предмета, состояний человека, неверно сформированного образа предмета в прошлом опыте. Стойкие нарушения восприятия проявляются при педагогической запущенности, когда у ребенка не сформированы перцептивные действия и беден опыт образов-представлений, низка познавательная активность, а также при умственной отсталости или нервно-психических заболеваниях и временных нарушениях нервной системы.

Слайд 8

Свойства образов Предметность Выделение предмета из общего фона и отделение его от других предметов Целостность Объединение всех свойств предмета так, что каждое из них рассматривается как часть целого Структурность Каждое свойство предмета имеет свое место в предмете, по-разному связано с другими свойствами. Например: цвет и форма одних деталей может отличаться от других в этом же предмете. В каждом предмете выделяются главные и второстепенные свойства Константность Сохранность образа и предмета и его узнавание при изменении отдельных частей, пространственного положения (удаления, переворачивания) Обобщенность Сохранение в образе основных свойств предмета, которые неизменно присутствуют у всех предметов данного вида. Например: форма и цвет огурца Фрагментарность Сохранение в образе только части свойств или свойств наиболее важных частей и деталей, в которых отражена особенность предмета Избирательность Сохранение или воспроизведение только того, что значимо для человека в соответствии с задачей его деятельности Бледность Свойства предметов запоминаются менее яркими и выразительными, чем мы видим в реальных предметах Схематичность Свойства предметов и его структура могут запомниться в образной или условной форме, в виде знаков и символов, которые замещают, а не отражают реальные свойства

Слайд 9

ЭТАПЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Освоение эталонов с помощью моделей) МЕНЯЕТСЯ СТРУКТУРА ОБРАЗА I. Обследовательские действия (как часть материальных действий) Сенсорный (схематичный) II. Перцептивные действия (внешние) Перцептивный (целостный предметный) III. Перцептивные действия (внутренние) Операцтональный (обобщенный образ) Познавательная деятельность Целостный образ картины мира

Слайд 10

Причины Проявления I. Задержка психического развития (ЗПР) Медленная переработка (в 3 раза) Затруднения с выделением свойств Снижение контроля за качеством Не выделяются слабые признаки Преобладает двигательная игра II . Умственная отсталость Замедленный темп и сужение объема Особенность образов: не различают мелкие признаки, объемность предметов, смысл картин Перцептивные действия: не любят рассматривать детали, не ориентируются в пространстве, не узнают перевернутый и удаленный объект III . Нервно-психические заболевания 1. Органические нарушения 2. Функциональные нарушения Не воспринимают свойства предмета, не узнают предмет удаленный и перевернутый Затрудняются в поиске фигур, сопоставлении деталей, понимании сюжета 1. Узнавание общих признаков 2. Связь между предметами 3. Галлюцинации, иллюзии 4. Неадекватное усиление или ослабление признаков объекта

Слайд 11

IV . Педагогическая запущенность Ограниченный запас знаний бытовых и об окружающем мире Неумение выделить глобальные, общие и локальные признаки Не владеют перцептивными действиями с эталоном Условия восприятия Характер объекта восприятия Обстановка восприятия Особенности деятельности Неточный образ из-за: Особенностей объекта: силы свойств, сложности, величины и разнообразия свойств Сложности фона, продолжительности восприятия, шума Нечеткости цели и плана Необученности Завышенности или заниженности требований и темпа, значимости, ответственности Невыделения ориентировочных признаков

Слайд 12

Маркова Наталья Александровна Учитель-дефектолог (тифлопедагог)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия

Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...

Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»

Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...

Приемы развития зрительного восприятия и профилактика зрительных нарушений

Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их место...