Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме

Краснова Екатерина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.

Зрительное восприятие – это психический процесс отражения предметов явлений действительности, возникающий в результате воздействия раздражителя на зрительный анализатор. Нарушения зрения оказывают влияние на объем, скорость и качество полученной информации, поэтому последствия зрительной патологии наиболее ярко проявляются в сфере чувственного познания, в том числе на зрительное восприятие и как следствие влияет на развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей, что ограничивает их естественную интеграцию в общество зрячих.

Учитель – дефектолог на коррекционных занятиях решает ряд задач, для формирования зрительной культуры слабовидящих дошкольников:

  1. Развивать умение определять цель, способы и результаты своей перцептивной деятельности;
  2. Формировать активное отношение ребенка к процессу познания;
  3. Развивать рациональные способы зрительной ориентировки;
  4. Приучать детей обследовать предметы, используя сохранные анализаторы, не надеясь только на остаточное зрение;
  5. Способствовать установлению тесной связи между действием ребенка и словесным описанием с целью предупреждения вербализма знаний;
  6. Формировать умение быстро и точно выполнять практические действия для предупреждения зрительного утомления;
  7. Формировать навыки зрительного внимания через обучение замечать, выделять характерные признаки предметов, определять их сходство и различие;

Решением данных задач достигается цель развивать у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста основ зрительной культуры.

Формирование зрительной культуры слабовидящих детей учителем-дефектологом  ведётся одновременно с решением задач  по всестороннему формированию и развитию зрительного восприятии:

  1. Формирование сенсорных эталонов
  2. Формирование способов обследования и предметных представлений
  3. Развитие  восприятия сюжетных изображений
  4. Развитие восприятия глубины пространства
  5. Развитие навыков ориентировки в макро и микропространстве

Формирование сенсорных эталонов

При работе по формированию сенсорных эталонов дети учатся отличать и называть основные цвета и их оттенки; отличать и называть плоскостные и объемные геометрические фигуры; использовать их формы как эталона для анализа формы реальных предметов; зрительному анализу формы и величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величины, что в свою очередь решает задачи по формированию зрительной культуры:

  1. учить детей классифицировать геометрические фигуры, предметы по форме, цвету, величине;
  2. учить находить предметы заданной формы, величины, цвета среди окружающих предметов;
  3. учить рисовать по трафарету и обводить по контуру геометрических фигур;
  4. учить опознавать геометрические фигуры в силуэтных, контурных, зашумленных, перечеркнутых, перевернутых изображениях;
  5. развивать зрительный анализ и синтез по средством построения предметов из геометрических фигур;
  6. учить составлять цветовые ряды;
  7. учить раскладывать предметы по убывающей и возрастающей величине;

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: упражнения на восприятие формы предметов и повышение остроты зрения; классификация геометрических фигур, предметов по форме, величине и цвету; упражнения и задания на развитие зрительных навыков: сравнение объемных, плоскостных фигур и предметов с их контурными, силуэтными, черно-белыми, цветными изображениями; рисование по трафарету и обведение по контуру; нахождение предметов заданного цвета; опознание геометрические фигуры в силуэтных, контурных, зашумленных, перечеркнутых, перевернутых изображениях; раскладывание предметов по убывающей и возрастающей величине; составление цветовых рядов.

Формирование способов обследования и предметных представлений

Предметные представления детей формируются на основе полисенсорности восприятия, поэтому при формировании зрительной культуры необходимо уделять внимание знакомству с органами чувств человека и их функциональным значением. Это прослеживается в решении следующих задач:

  1. обучение приемам использования сохранных анализаторов в процессе ознакомления с окружающим миром;
  2. систематизировать знания детей о признаках предметов, определяемых с помощью различных видов чувствительности;
  3. знакомить детей с различными способами и видами обследования предметов с помощью сохранных анализаторов;
  4. развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ и синтез);
  5. формировать у детей представления о возможностях других органов чувств при замене зрительной информации на невизуальную;
  6. обучать умению использовать слух, обоняние и осязание в процессе опознания предметов;
  7. формировать устойчивую потребность использовать сохранные анализаторы в процессе деятельности

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: «Угадай, что это?», «Вспомни и назови», «Подбери предмет» «Сожми и разложи»,  «Найди лишний элемент», «Определи температуру предмета», «Узнай поверхность», «Вкусно-невкусно», «Запах растений»,  «Определи вкус», Определи запах», «Тихо-громко», «Узнай шум, музыкальный инструмент, звуки животных»; «Построй предмет из геометрических фигур», «Назови из каких частей состоит предмет».

Развитие  восприятия сюжетных изображений

Уровень развития восприятия сюжетных изображений отражается в составленных детьми рассказов по сюжетным картинкам,  учитель-дефектолог параллельно с задач по развитию восприятия сюжетных изображений, связной речи решает задачи по развитию зрительной культуры:

  1. формировать гностические (познавательные) зрительные функции: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ);
  2. развивать навыки зрительного обследования предметов,
  3. формировать умение объединять части в целое (зрительный синтез);
  4. учить находить главные и второстепенные признаки в изображении и устанавливать связи между ними;
  5. учить выделять и определять визуальные признаки и свойства предметов;
  6. развивать способность судить о расположении одного предмета относительно других;
  7. развивать способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме, цвете;
  8. формировать умение направлять перемещения взгляд и воспринимать форму, величину, существенные признаки предмета.

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: составление рассказов-описаний по пейзажным,  предметным картинкам и предметам, рассказа-сравнение, рассказа по сюжетным картинкам, рассказов об  увиденном (на основе наблюдений).

Развитие восприятия глубины пространства

  1. развивать способность глаза фокусировать объект на различных расстояниях (аккомодация) и использовать оба глаза согласованно;
  2. формировать возможность визуально воспринимать глубину и трехмерное пространство;
  3. учить определять положение предметов в перспективе на изображение (первый план, второй план, далеко-близко);
  4. развивать глубинное зрение по средствам игр на определение глубины пространства;
  5. развивать способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете;
  6. развивать умение самостоятельно получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и расположенных в нем объектах, моделировать пространственные отношения;

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: игры на определение положения предмета в пространстве: «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд», «Городские дороги», «Найди клад», рассматривание предметов на близком, дальнем расстоянии, игры на соотнесение звука-предмета и его расположения; перекидывание из руки в руку мячик, игры с настольным строительным материалом, называние предметов на картине: на первом плане, на втором плане, вдали, близко; «Что где находиться?».

Развитие навыков ориентировки в макро и микропространстве

  1. развивать умение целенаправленного движения глаз в процессе микроориентировки (на листе бумаги; тетради);
  2. развивать умение определять пространственные отношения относительно себя и предметами окружающего мира;
  3. развивать умение двигаться в заданном направлении, ориентируясь при помощи органов чувств и пользуясь указаниями взрослого;
  4. учить словесно, описывать расположение предметов в реальном пространстве и на схеме;
  5. развивать зрительное восприятие и пространственных представлений через рациональное использование зрения (умение видеть расстояние и видеть признаки предметов на расстоянии, определять направление движения)

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: «Кто где сидит?», «Что где находиться?», «Положи квадрат в правый верхний угол, в левый нижний угол круг…», «Назови предметы вдалеке, которые находятся близко», движение на звук, на голос, «Найди клад».

Таким образом, в процессе выполнения заданий, упражнений на развития зрительного восприятия формируется зрительная культура слабовидящих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННАЯ СФЕРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе.В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влия...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Презентация на тему:"Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"....

Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-р...