Как маленький ребенок открывает для себя мир природы.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача воспитателя в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_malenkiy_rebenok_otkryvaet_dlya_sebya_mir_prirody.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Как маленький ребенок открывает для себя мир природы.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача воспитателя в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в ясельном возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужно вода, птички – зерна и вода, морские свинке – трава и вода, а воробей зимой – крошки хлеба.
Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе раннего возраста. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В группе есть центры воды и песка, где малыши проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы, не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.
Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.
Итоговые игровые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка.
Предлагаю, примерный план занятий в группе раннего возраста знакомство с неживой природой
сентябрь | октябрь | ноябрь |
Цель: дать представления о сухом и влажном песке: сухой - сыплется, влажный – лепиться
Цель: познакомить со свойствами камней: твердые, тяжелые, ими можно украсить постройку из песка. Каждый ребенок строит из камней дорожку к дому зайчика. |
Цель: познакомить с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие.
Цель: продолжать формировать знание об свойствах камней. Сравниваем камень с поролоном: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. Камни имеют разную форму, цвет. Из них можно построить дом для собачки, лягушки, зайчика. |
«Пирожки для куклы Кати» Цель: продолжаем формировать знание свойств песка: сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати.
Цель: познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсудить вопрос о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам. Водой моем лицо, руки, чтобы были чистыми. |
декабрь | январь | февраль |
«Домик для черепашки Агашки» Цель: продолжаем формировать умение манипулировать сухим и влажным песком; стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей; учить использовать разную форму камней, их сходство с чем-либо - при постройке домика.
Цель: продолжаем формировать знания об свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная; в ней можно мыть игрушки; тяжелые предметы в воде тонут, легкие плавают на поверхности.
«Снежинка в гостях у ребят» Цель: продолжаем формировать знание о свойствах снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду. |
«Великие помощники» Цель: продолжать формировать знание об роли воды: она нужно человеку, в ней можно, например, постирать белье и платьица для куклы Кати; водой поливают комнатные растения, земля становится влажной, и растения пьют из нее эту влагу.
«Купание куклы Кати» Цель: продолжаем формировать знание о свойствах воды: чистая, теплая, холодная; еще раз повторить вопрос о том, кому нужна вода.
Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей. |
«Как растения пьют воду» Цель: Дать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряет листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темной; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
«Про маленькую капельку» Цель: продолжаем формировать знание о свойствах воды: прозрачная, чистая, нужна человеку, животным, растениям. Без воды не могут жить рыбы, птицы и, конечно, человека. |
март | апрель | май |
как веточки пьют водичку цель: объяснить детям, что ветка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки.
«Угощение на мамин праздник!» Цель: продолжаем формировать знание о свойствах песка. Лепим пирожки, украшаем их камешками.
« Уточки плавают» Цель: продолжаем формировать знание о свойствах воды: легкие игрушки в воде плавают, тяжелые – тонут. |
Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода. Бегут ручьи, дети пускают по ним кораблики, вода журчит, льется, стекает в лужицы. Наблюдаем за сосульками: они хрупкие, тают на солнышке. Если подержать сосульку в руке – она тоже растает, получится вода.
Цель: продолжаем формировать представления о роли воды в природе. В реке, в пруду живут рыбы, лягушки. Это их дом, они не могут без воды чистой, прозрачной. Нельзя воды загрязнять, в грязной воде все живое погибнет. |
«Строим башню» Цель: продолжаем формировать знание о свойствах песка
иллюстрации картинок с изображениями лошадей, коров, пасущихся на лугу. Цель: продолжаем формировать знание о домашних животных: корова ест траву, пьет воду, дает молоко; лошадь тоже ест траву, пьет воду, на лошади можно ездить, возить грузы. |
Экологическая сказка: «Про маленькую капельку».
Для детей первой младшей группы.
Цель: познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.
Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, звери и человека.
Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.
Предварительная работа.
Наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями. Купание куклы, стирка белья.
Игры с игрушками в воде.
Материал: аквариум с рыбками
Капитошка: капелька – игрушка
Два тазика с водой, игрушки для купания и игр, уточки;
Лека с водой, комнатные растения
Фонтанчик с водой, чашки с водой, пустые чашки, губки ( по числу детей)
Маска – Солнышко;
Банка с грязной водой
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую водяную капельку. Хотите? Слушайте.
- Жила – была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилось с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое отогревает капельку.
( Дети зовут Солнышко)
Солнышко, отзовись!
Красное, появись! (появляется Солнышко – маска)
Солнышко. Здравствуйте, детки.
Зачем меня звали, маленькие друзья?
Или какая случилась беда?
Воспитатель: Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть её, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения, люди не могут без воды.
Солнышко: Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.
Солнышко танцует, кружится, и появляется капелька.
Капелька: Здравствуйте, ребята.
Я водяная капелька,
Я очень вам нужна,
Покапаю, покапаю –
Получится вода.
А вы знаете, как я капаю?
Дети: Кап, кап…
Воспитатель: Капелька, пойдем с нами, послушаешь, как журчит водичка.
Дети наблюдают, как журчит вода в фонтанчике.
Воспитатель: А сейчас поспешим на помощь рыбкам. Посмотрим, есть ли у них вода?
Дети походят к аквариуму.
Воспитатель: Правильно ли мы пришли, здесь ли рыбки живут? ( Наблюдаем, вмести с детьми, как рыбки плавают в аквариуме.) Что рыбки делают?
Дети: Плавают.
Воспитатель: Правильно. Плавают в воде. Какая вода?
Дети: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: А можно у рыбки водичку забрать?
Дети: Нет, они умрут.
Воспитатель: (показывает банку с грязной водой). Могут ли рыбки жить в грязной воде?
Дети: Нет.
Капелька: Это грязная вода, она никому не нужна.
Воспитатель: Поспешим, ребята, дальше, на помощь растениям и цветам.
Походят с лейкой к растениям.
Воспитатель: Как здесь растения поживают?
Капелька: Пить хотят.
Воспитатель: Что же нам нужно сделать, ребята?
Дети: Полить их.
Капелька: А где же водичка?
Дети: В лейке.
Воспитатель (поливает растения). А растения что делают с водичкой?
Дети: Они её пьют.
Воспитатель: Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения: и деревья, и цветы.
Все подходят к столу, где стоят чашки с водой.
Капелька: А вы знаете, для кого эта водичка?
Воспитатель: Рыбки пьют в аквариуме. А кто пьет из чашечки кипяченую водичку?
Дети: Мы
Воспитатель: Спасибо, Капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку. Что вы делаете?
Дети: Пьем водичку.
Воспитатель: Какая водичка? Можно ли пить грязную воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Капельке, что мы ещё делам с водой.
Под музыку воспитатель показывает движения, имитирующие процесс стирки, а дети повторяют эти движения: стирают платочки, намыливают мылом, поласкают и стряхивают.
Воспитатель: Вот видишь. Капелька, что дети умеют делать с водичкой.
(Подводит детей к тазикам с водой. Предлагает потрогать воду сначала в одном тазике, потом в другом.) Какая водичка?
Дети: Теплая.
Воспитатель: А в этом тазике?
Дети: Холодная.
Воспитатель раздает детям разноцветные губки. Они обмакивают губки в воду, потом отживают.
Воспитатель: Что это капает с губки?
Дети: Водичка.
Воспитатель: А как она капает?
Дети: Кап, кап…
Воспитатель предлагает детям переливать воду из чашки в чашку и наблюдать, как она льется.
Капелька: Молодцы, дети. За то, что вы все про меня знаете, я подарю вам эти игрушки. ( Плавающие)
Капелька предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит. Дети играют, погрузив игрушки в воду. ( Свободная деятельность)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы "Ребенок открывает мир природы"
Тема: «Ребёнок открывает мир природы». Начала экологической культуры закладываются ещё в раннем детстве и первоначально связаны с познанием множества конкретных и общих представлений об объектах, явл...
Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».
Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...
"Ребенок открывает мир природы"
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы...
"Ребенок открывает мир природы"
Цель: Формирование у детей представлений о временах года, умение замечать красивое в окружающем мире....
Конспект НОД «Ребенок открывает мир природы»
Конспект предложен для средней грууппы....
Ребенок открывает для себя увлекательный мир природы
статья по ознакомлению детей с окружающим миром...
Ребенок открывает мир природы
Расширять представления детей о знании растений в жизни человека; о природных красителях....