Ребенок открывает для себя увлекательный мир природы
статья по теме
статья по ознакомлению детей с окружающим миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_otkryvaet_dlya_sebya_raznoobraznyy_i_uvlekatelnyy_mir_prirody.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы.
Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки – интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Ребенок воспринимает природу ярче и острее взрослого.
Важно не дать угаснуть детской любознательности, развить наблюдательность, помочь в познании окружающего мира.
Основные задачи:
- Расширять у детей знания и представления об особенностях каждого месяца. Объяснять, из каких месяцев состоят времена года, в какой последовательности они располагаются в году.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей: учить детей давать полные ответы на вопросы; воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст; совершенствовать умение выразительно читать наизусть стихотворения.
- Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Весна
Март – первый весенний месяц.
Его называют «утром весны», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев.
В полдень поет звонкую песенку мартовская капель. Поэтому другое народное название марта – «капельник».
Капель
Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель…
Март – месяц переменчивый – то снегом сеет, то солнцем греет.
***
Приходит с добром,
Веет теплом.
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна).
В марте оживляются звери и птицы. В конце марта прилетают грачи – вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает».
***
Черный, проворный,
Кричит: «Крак!»
Червякам – враг. (Грач)
Апрель – середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Не напрасно апрель называют «месяцем живой воды».
Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, темнеет и тает, начинается ледоход и половодье. В народе этот месяц называют «ледоломом» - апрель лед ломает и снег отовсюду гонит.
***
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
Оживает лес. На солнечных лужайках робко зеленеет молодая нежная травка. На пригорках, на склонах холмов распускаются желтые звездочки мать-и-мачехи. На лесных полянах синеют подснежники, которые называют «синими глазами весны».
Подснежник
Расколол ледок
Маленький подснежник,
И расцвел цветок –
Голубой и нежный.
В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые.
В апреле снегири и свиристели улетают на север, а в родные края возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки.
Скворцы
Прилетели скворцы –
Молодой весны гонцы.
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь и лук.
Май – сердце весны. Снег уже сошел, солнце поднимается высоко и греет землю. Дуют теплые ветры, по голубому небу плывут, как лебеди, белые облака.
В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают проснувшуюся землю, и природа оживает: ярче зеленеют травы, раскрываются венчики цветов. Деревья и кусты, травы и цветы пьют теплые капли.
После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.
Радуга
Над речкой-рекой
Рыбка выгнулась дугой.
Оперлась на хвост,
Изогнулась словно мост.
И над зеленью ракит
В небе радуга горит самоцветная!
***
Меня ждут не дождутся,
Как увидят – разбегутся. (Дождь)
Про весну народ говорит: «Весна цветами красна», а месяц май называет «цветень».
***
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
Из дальних стран прилетели к нам перелетные птицы и поют, заливаются, щебечут в лесах, лугах и полях. Самый лучший певец – соловей.
В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде грядки приготовить и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.
Весной
У Весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У Весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
Вместе с детьми
- Составление рассказа о времени года с опорой на план:
- Весенние месяцы.
- Приметы ранней и поздней весны.
- Животный мир.
- Весенние работы людей.
- Игра «Четвертый лишний».
Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
- Март, апрель, май, январь;
- Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник;
- Межвежонок, теленок, лисенок, бельчонок;
- Бабочка, трясогузка, шмель, пчела;
- Трактор, лопата, грабли, вилы.
- Заучивание с детьми и выразительное чтение стихотворения (на выбор).
Осень
Сентябрь – первый осенний месяц.
Его называют «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.
Осень – художница
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
В лесу в сентябре радует глаз рябина, её алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. Поэтому и зовут сентябрь и «рябинником». В сентябре грибники и ягодники ходят по лесу с корзинками – собирают грибы, ягоды. «Грибок в кузовок – зимой будет пирожок».
* * *
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел. (Гриб)
Октябрь – середина осенней поры.
В старину этот месяц называли «листопадом». В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету».
* * *
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
В октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме. Насекомые: жуки, пауки, мухи – забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.
***
Осенью в щель заберется,
А весной проснется. (Муха)
В октябре улетают в теплые края перелетные птицы.
***
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)
Ноябрь – последний осенний месяц.
Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом».
В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер. Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью».
***
Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню-зиму.
Тихо и пустынно в лесу. Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.
Улетели перелетные птицы в теплые края. Зато прилетают в лес клесты, открывают свои кузницы. Снегири, синицы, щеглы прилетают в сады, клюют почки на кустарниках.
В ноябре издавна отмечали люди «Синичкин календарь»: вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки, сыпали птицам зернышки и хлебные крошки. В народе говорили: «не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
***
Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь –
Значит наступила осень.
Вместе с детьми
- Составление рассказа о времени года с опорой на план:
- Осенние месяцы.
- Приметы ранней и поздней осени.
- Животный мир (подготовка к зиме).
- Осенние работы людей.
- Игра «Четвертый лишний».
Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
- Сентябрь, октябрь, ноябрь, март;
- Картофель, яблоко, свекла, морковь;
- Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь;
- Грач, стриж, ласточка, воробей.
- Заучивание и выразительное чтение стихотворения (на выбор).
Зима
Декабрь – первый зимний месяц. Летят с небес легкие белые снежинки и украшают землю пушистым ковром.
Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. Недаром говорят: «Ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь – с мосточками».
*
Без рук, без глаз
А рисовать умеет. (Мороз)
В декабре украшают лес гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца-снегиря ярко-красная. Когда эта птица нахохлится, то становится похожа на румяное яблочко.
Снегири
Стынут ветки на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? На березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Обычай встречать Новый год появился у нас в России более 300 лет назад, когда царь ПетрI своим указом установил единый день празднования Нового года.
*
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.
(Елка новогодняя)
Январь – второй зимний месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей».
«Месяц январь - зимы Государь» - так народ говорит.
*
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег)
Холодно и голодно в январе зверям и птицам. Птицы: сороки, галки, воробьи, синицы – прилетают поближе к людям, ищут корм. А у клестов появляются в январе птенцы. Недаром народ говорит: «У каждой пташки свои замашки».
В январе у детей много веселых забав: катание на санях, на лыжах и коньках.
В январе солнце поднимается выше, светит ярче, день становится чуть-чуть длиннее.
*
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (Санки)
*
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу! (Лыжи)
*
Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим. (Коньки)
Февраль – последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
В старину февраль называли «снеговеем». Кружатся, летят белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса.
В феврале день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки.
В феврале бываю оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.
Оттепель
Ветры с юга прилетели,
Принесли с собой тепло,
И сугробы враз осели,
В полдень с крыши потекло.
В феврале свет прибывает, солнышко пригревает, оживают лесные обитатели – птицы, звери.
*
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы.
Солнышко-ведрышко,
Из-за гор – горы!
Выгляни солнышко
До вешней поры.
Вы узнаете зиму?
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесли густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаете зиму?
Вместе с детьми:
- Составление рассказа о времени года с опорой на план:
- Зимние месяцы.
- Приметы зимы.
- Животный мир.
- Зимние забавы детей.
- Игра «Четвертый лишний»
Выделить лишнее слово.
- Декабрь, январь, февраль, сентябрь;
- Береза, клен, ель, дуб;
- Синица, дятел, кукушка, сорока;
- Воробей, клест, галка, снегирь;
- Шуба, свитер, платье, валенки;
- Гирлянда, кубики, шарик, хлопушка.
- Заучивание и выразительное чтение стихотворения (на выбор)
Опыты
- Снег сохраняет тепло: он укрывает землю будто одеялом, охраняя растения от мороза. На улицу вынести 2 бутылки с водой одинаковой температуры (температура воды измеряется градусником). Одна бутылка закапывается в снег, другая остается на снегу. Через несколько часов температура воды измеряется снова, и оказывается, что бутылка в снегу охладилась меньше.
- Превращение воды из жидкого состояния в твердое: вода на морозе превращается в лед. Можно залить снежную горку, и она превратится в ледяную. Залив подцвеченной красками водой формочки, получим красивые ледяные фигурки.
- Превращение снега в воду: попробуем внести комок снега в помещение и положить его в чашу. Через некоторое время сможем убедиться в том, что снег превратился в воду. Но воду эту нельзя назвать чистой – в ней видны частички грязи, пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи и микробов. Еще и поэтому снег нельзя есть: можно не только простудиться, но и получить кишечную инфекцию.
Июнь – первый летний месяц – лучшая пора года!
«Заря с зарею сходится» - так говорят об июне потому, что светлая короткая ночь разделяет закаты и рассветы, вечернюю и утреннюю.
В июне густые, сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая. Листья раскрылись, окрепли, наполнились соком и стали пахучими.
Травы
Травы дремучие, травы пахучие,
В белых соцветьях поляны.
Влага зеленая, жизнь потаенная
Мяты, хвощей и дурмана.
Возле рябины пень муравьиный,
Темный, в разводах слоистых.
И молодою, свежей листвою
Пахнет малинник душистый.
В жаркие июньские дни разражаются грозы с сильными ливнями. А после ливня на небе сияет в солнечных лучах разноцветная радуга.
***
Поднялись ворота,
Всему миру красота. (Радуга)
***
Один льет, другой пьет, а третий растет. (Дождь, земля, трава)
Июньский лес полон жизни, движения, птичьего щебета. Звери заняты заботой о подрастающих малышах. Много дел в июне и у птиц.
В лесах и лугах над душистыми цветами порхают, кружатся бабочки и стрекозы. Пьют нектар из венчиков цветов пчелы и шмели. «Где цветок, там и медок».
***
Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
***
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Июль – второй месяц лета. В народе его называют «макушкой лета», «красой», «сердцем лета».
Солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами. Часто бывают грозы и ливни. «Лето грозовое, значит, и грибное» - примечают люди.
Июль – месяц сладких ягод и душистых медовых трав. Яркие цветы украшают луга и поля: цветут ромашки, колокольчики, васильки, донник.
Лето
Сколько запахов у лета!
Сладкий – липового цвета,
Горький – листьев тополиных,
Нежный, еле уловимый
Запах зреющей малины.
В лесу поспевает сладкая малина, черника, брусника, ежевика. Появляются первые грибы: волнушки, рыжики, грузди, белые.
***
Черненькая сладенькая,
Всем ребятам миленькая. (Черника)
***
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в иголках,
Будто еж,-
Вот и назван… (Ежевика)
Птичьи голоса в июле становятся тише. Птенцы уже выучились летать и теперь сами добывают себе пищу – жучков, паучков, мошек.
***
Я на дереве сижу
И жужжу, жужжу, жужжу. (жук)
***
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Для ребят июль – веселое и беззаботное время, разгар каникул, когда можно купаться, загорать, удить рыбу, собирать грибы и ягоды.
Август – последний летний месяц. Красное лето идет на убыль. Дни становятся короче. Дожди в августе на редкость.
Август самый щедрый, богатый месяц в году: в садах созревают яблоки, груши, сливы, в огородах – морковь, свекла, лук, в полях наливаются спелостью колосья ржи и пшеницы, а в лесах много грибов, ягод и орехов. Поэтому и зовут август в народе «хлебосолом».
В конце августа появляются на деревьях первые желтые листочки – приметы ранней осени, а на солнце поблескивают легкие серебряные нити паутины.
Хорошо в августе в лесу! Тепло, сухо, много ягод, грибов, орехов.
Скатерть-самобранка
Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранку
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех:
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех.
В конце августа жизнь в лесу постепенно замирает. Смолкают птичьи голоса. Животные: ежик, белка, барсук – начинают делать запасы в свои лесные кладовые.
Август
Август устали не знает,
Заглянув во все сады,
Он в корзинки собирает
Золотистые плоды.
Груши, яблоки, малину,
Наклоняя ветки рвет,
А в бочонки и кувшины
Льет густой душистый мед.
Август – праздник жатвы. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес.
***
В летнюю пору растут золотые горы. (Снопы)
***
Золотое решето
Черных домиков полно. (Подсолнухи)
Я рисую букет
Вот и настало лето,
Теплынь и благодать!
Цветов и трав букеты
Я буду рисовать.
Пойду с альбомом к речке,
В зеленые луга,
Где Иван-чая свечки,
Где копны и стога.
Как сладко пахнет медом
И скошенной травой!
Замечу мимоходом
Цветочек луговой.
И стебель серебристый,
Украшенный цветком,
Я зарисую быстро
В свой маленький альбом.
А на лесной опушке
Ромашки расцвели,
Кукует здесь кукушка,
Гудят, жужжат шмели.
Ползут в траве букашки,
Скользит по веткам свет,
Три белые ромашки
Украсят мой букет.
Чудесное приволье
В лесу и у реки,
Во ржи, в широком поле
Синеют васильки.
Их нарисую тоже,
А рядом – колоски,
Чтобы припомнить позже
Июльские деньки,
Пропахшие цветами,
И зноем, и травой,
И подарю я маме
Рисунок летний свой.
Вместе с детьми
Составление рассказа о времени года с опорой на план:
- Летние месяцы.
- Приметы лета.
- Животный мир.
- Летние работы людей.
Игра «Четвертый лишний»
Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
- Июнь, июль, август, апрель.
- Ромашка, ландыш, колокольчик, василек.
- Стрекоза, кузнечик, ящерица, комар.
- Яблоко, земляника, малина, черника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы "Ребенок открывает мир природы"
Тема: «Ребёнок открывает мир природы». Начала экологической культуры закладываются ещё в раннем детстве и первоначально связаны с познанием множества конкретных и общих представлений об объектах, явл...
Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».
Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...
"Ребенок открывает мир природы"
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы...
"Ребенок открывает мир природы"
Цель: Формирование у детей представлений о временах года, умение замечать красивое в окружающем мире....
Конспект НОД «Ребенок открывает мир природы»
Конспект предложен для средней грууппы....
Как маленький ребенок открывает для себя мир природы.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в ...
Ребенок открывает мир природы
Расширять представления детей о знании растений в жизни человека; о природных красителях....