статья «Оптимизация детско-родительских отношений в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
статья на тему

Белобородова Марина  Владимировна

Данная статья предназначена для педагогов в помощь в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл optimizatsiya_detsko.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Оптимизация детско-родительских отношений в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»,

Добрый день, уважаемые коллеги!  Моё обращение к вам, скорее будет носить  прикладной характер, а не теоретический.  Обобщая профессионально-педагогическую деятельность,   мне хочется рассказать вам  о своей системы работы, сопровождения родителей и детей, поделиться интересными находками и идеями.

       В самом начале  отмечу, что в наш скоростной век родителям некогда особо интересоваться чувствами и делами ребёнка.  А мы – воспитатели – практики с этим сталкиваемся каждый день.  Как показывают  результаты анкетирования,  возникает дефицит общения родителей и детей не  только из –за отсутствия времени и усталости, но  и, в первую очередь, из-за недостаточной компетентности родителей в воспитании и обучении детей.

     Родители не осознают важности влияния положительных детско – родительских отношений на процесс развития ребёнка, «уходят в сторону»,  самоустраняются от педагогической деятельности и перекладывают всю ответственность на детский сад, на плечи воспитателей.  Как следствие возникает либо полное отсутствие интереса родителей к деятельности ДОУ,  либо очень критическое отношение к работе воспитателя.

    Однако,  в Законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 18 говориться о том, что именно родитель является первым педагогом ребёнка.  Детский сад призван помочь, поддержать, посодействовать родителям в любых вопросах воспитания и развития детей.

Исходя из этого, мною были подготовлены следующие задачи:

  • Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим;
  • Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать их образовательным процессом;
  • Оказать  помощь в управлении собственным педагогическим образованием и развитием детей;
  • Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными  сведениями.
  • Обучить  родителей конструктивному общению с детьми, оказать  помощь в разумном выстраивании отношений.

Реализовать поставленные мною задачи помогают разные формы взаимодействия детского сада и семьи, как традиционные, так и новые активные.  При отборе форм сотрудничества с родителями мы руководствовались не только результатами анкетирования, но и беседами с воспитанниками, данными социальных паспортов, длительного наблюдения за семьями, как в детском саду, так и за его пределами.  Установленные особенности каждой семьи и всего коллектива родителей в целом, позволили определить не только формы, но и подходы, средства сотрудничества с семьёй, разработать последовательный план.

Мне хотелось бы рассказать о некоторых формах сотрудничества с семьёй,  позволивших достичь оптимальных отношений между родителями и воспитанниками.

Это «Творческие мастерские», суть заключается в том, что перед праздником родители и дети выбирают сообща наиболее понравившиеся виды поделок для собственного творчества и время для работы.  Папы помогают готовить детям подарки для мам, и наоборот.

В своей практике  пользовалась организацией  семейных акций  «Дерево нашей семьи» и «Зимние забавы».   Во время  акции «Дерево нашей семьи» каждая семья на территории детского сада, садит дерево, этим поступком мы хотели научить детей добру, любви к природе и детскому саду, желание оставить после себя добрый след.  Акция «Зимние забавы» проходит зимой, у каждой семьи есть возможность принять участие в оформлении группового участка.  

«Семейный театр» -  это любимый  вид совместной деятельности детей и родителей, где каждая семья придумывает тему сказки и формы её показа  перед групповой аудиторией.

Традицией «Участие родителей в праздниках и развлечениях» наверное, уже никого не удивишь, но всё же хочется отметить, что когда родители берут на себя не только разные роли, и подготовку костюмов, у них появляется желание самим активно участвовать вместе с детьми.   Этим родители поднимают у детей  интерес  к детскому саду, чувство семейной значимости в жизни ребёнка в сфере детского сада.  Лучшие  совместные праздники – это Новый год, «Папа, мама и я – спортивная семья»,  «С папой, мамой – всё смогу!»  и,  другие.

Выставка семейных  фотоальбомов - Каждая семья  приносит познакомиться с семейными фотографиями.

Интересная форма взаимодействия с родителями – фотовыставка и рассказы родителей  «Какой я был в детстве»,  для воспитания терпимости родителей к поступкам их детей,  способствовать взаимодействию и созданию интереса к жизни взрослых.

Придумывание сказок  в семье и оформление в виде книжек  с иллюстрациями ребёнка.  В последствии оформление в групповой комнате в виде «сказочной выставки»

Семейные походы в зону отдыха  парков.  Где детям и их  родителям предоставляется возможность для общения друг с другом, когда в домашних условиях это не всегда возможно.

     Таким образом,  можно сказать, что  выстраивая  взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, родительские клубы.  Но,  всё это только знакомит родительскую  аудиторию с  проблемами воспитания и конечно совместно  с родителями частично  помогает  решить эту проблему.   Но,  мы с вами говорим именно о детско- родительских отношениях,  и оптимизировать  эти отношения помогут только совместные мероприятия,  и именно с детьми.  Ведь  каждый родитель должен видеть результат своей деятельности, а  это только  совместное и позитивное участие в жизни ребёнка в стенах детского сада

И конечно, так же как и я,  каждый педагог активно старается всегда наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм  взаимодействия с семьёй и ищет новые, современные формы сотрудничества с  родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.   Успехов вам!

        Воспитатель

Белобородова М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация детско-родительских отношений через применение жетонной терапии"

В данном материале Вы можете познакомиться с информацией о  схеме введения жетонной терапии в семьи с целью преодоления нежелаемого поведения детей в возрасте до 10 -11 лет....

Программа коррекционных мероприятий по оптимизации детско-родительских отношений

Направления коррекционной работыСоздание отношений эмпатии и взаимного принятия в семье, по средствам совместного участие в специально организованных играх;Дать со...

Родительское собрание. «Оптимизация детско-родительских отношений».

Деловая игра сродителями по теме "О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог"....

консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...

Статья "Оптимизация детско-родительских отношений посредством использования интерактивных форм сотрудничества с родителями"

Статья "Оптимизация детско-родительских отношений посредством использования интерактивных форм сотрудничества с родителями"Международная педагогическая дистанционная конференция «Педаг...