Оптимизация детско-родительских отношений через применение жетонной терапии"
методическая разработка на тему

Корсакова Елена Викторовна

 В данном материале Вы можете познакомиться с информацией о  схеме введения жетонной терапии в семьи с целью преодоления нежелаемого поведения детей в возрасте до 10 -11 лет.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корсакова елена викторовна Педагог-психолог высшей квалификационной категории Оптимизация детско-родительских отношений через применение жетонной терапии

Слайд 2

характер детско-родительских отношений во многом определяет успешность социализации личности ребенка, что отмечается в работах Ю.Б. Гиппенрейтер , Р.В. Овчаровой , И.М. Марковской, A.C Изучением проблемы оптимизации детско-родительских отношений через педагогическое просвещение родителей занимались Т. Н. Дронов, Г. Кравцов, А. Маркова, С. И. Мушенко Проблема детско-родительских отношений в психологии

Слайд 3

влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка изучали А.Я. Варга, А.И. Захаров, П.Ф. Лесгафт, А.В. Петровский, С.Соловейчик, В.В.Столин типы нарушения семейного воспитания и развитие детей изучали А.А. Бодалев , Ю. Б. Гиппенрейтер , К. Леонгард , Н. Ю. Сигягина , Р. Снайдер , А. С. Спиваковская , А. Фромм , М. Хоментаускас , Э.Г. Эйдемиллер проблемой формирования эмоций и взаимоотношений детей с родителями занимались Г. М. Бреслав , Т. А. Данилина, Е. И. Изотова)

Слайд 4

1. неспособность справляться с возрастными изменениями детей 2. преобладание рационального аспекта во взаимодействии с детьми 3. непонимание своеобразия детей и детского возраста 4. неблагоприятные личностные изменения самих родителей 5. применение родителями негативных педагогических воздействий. Проблемы отношений в семье

Слайд 5

Поведенческое направление в психологии: в центре внимания человеческое поведение особенности Представители бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы Бихевиоральный подход более подходит для случаев избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирования желательного поведения Эдуард Торндайк , Джон Бродес Уотсон , Эдуард Чейс Толмен , Беррес Фредерик Скиннер , К. Л. Халл . К бихевиоризму были близки возникшие в СССР в 1920—1930-е годы объективная психология П. П. Блонского и рефлексология В. М. Бехтерева

Слайд 6

Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия — это терапия посредством научения и на основе подкрепления. Она директивна, активна, ориентирована на конкретную проблему клиента.

Слайд 7

Психологи, работающие методами поведенческой терапии, ориентируются не на причины нарушенного поведения, а на само нарушенное поведение. Техники и методы направлены либо на обучение новым формам поведения, либо на выправление непродуктивных форм поведения.

Слайд 8

Чтобы сформировать желаемое поведение, надо создать и отработать до мелочей контроль и различные формы подкрепления . Основной механизм формирования социального поведения — контроль и подкрепление действий и поступков со стороны среды. Основной способ формирования поведения — подкрепление

Слайд 9

1. Основной механизм формирования социального поведения — контроль и подкрепление действий и поступков со стороны среды. 2. Основной способ формирования поведения — подкрепление. 3. Чтобы сформировать желаемое поведение, надо создать и отработать до мелочей контроль и различные формы подкрепления. Алгоритм формирования хорошей адаптации Скиннера

Слайд 10

источником современных жетонных систем являются работы Б. Ф. Скиннера. Их применение в отношении пациентов с тяжелыми формами расстройств в психиатрических больницах связывают с работами Эйлона и Эзрина, Эттоу и Краснера, наиболее строгие документальные свидетельства ценности этой процедуры представлены Р. Дж. Полом и Дж. Л. Ленцем . С. В. Биджоу со своими студентами использовал жетонные системы в воспитательной работе с детьми, В. К. Беккер применял с сотрудниками в учебном процессе Жетонные системы. Жетоны – это вещественные условные подкрепляющие стимулы, которые могут быть обменены на такие резервные подкрепляющие стимулы, как право участия в каких-либо специфических видах деятельности, ценные призы, лакомства и т. п.

Слайд 11

родители хотели изменить ситуацию, но самостоятельно не хотели ничего делать; понимали проблему, однако продолжали использовать неэффективные приемы воспитания; не хотели понимать и слушать о проблемах, но их не устраивало поведение детей; многие родители придерживались рекомендаций, но отмечали незначительные изменения и регрессивное поведение после успеха. Противоречия в работе по оптимизации ДРО

Слайд 12

цель : оптимизировать взаимодействие родителей с детьми через применение жетонных систем и выявить влияние жетонной терапии на детско-родительские отношения. Объект исследования - отношения родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста в современной семье. Предмет исследования - процесс совершенствования детско-родительских отношений в семье в результате введения жетонной системы Характеристика исследовательской работы

Слайд 13

Гипотеза: введение в семью жетонной системы позволит изменить отношение родителей к собственным детям и улучшить микроклимат в семье задачи исследования : 1. Изучить представления родителей о своих педагогических воздействиях. 2.Выработать жетонную систему, позволяющую работать с семьями детей дошкольного и младшего школьного возраста. 3. Выявить изменения, произошедшие в период работы по жетонной системе.

Слайд 14

Методологические основы исследования : положение о социальной детерминации личности, выдвинутое в трудах А.Г. Асмолова , Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.Е. Василюка ; современные положения о сущности, структуре, функциях детско-родительских отношений (А.Я. Варга, Р.В. Овчарова , В. Сатир, А.С. Спиваковская , Э.Г. Эйдемилер ); концепции, обосновывающие необходимость психологического сопровождения семьи с целью обеспечения полноценного развития личности ребенка (Б.М. Битянова , Н.С. Глуханюк , И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова , Т. Яничева ); принципы введения жетонных систем в работу с семьями / Б. Ф. Скиннера/. Методы исследования: -теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; - психодиагностические методы (Тест «Понимаете ли Вы своего ребенка», Анкета для выявления педагогических возможностей родителей, Тест «Способность родителя к эмпатии », «Анализ семейной тревоги») /Приложение2/ - наблюдение, беседа; - психокоррекционные методы.

Слайд 15

Характеристика выборки : Исследование проводилось в 2007-2011 г., в исследовании приняли участие 58 семей. Выборка носила случайный характер. Было обследовано 100 родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Научная новизна: обоснована возможность опосредованного воздействия на сферу детско-родительских отношений и личности родителей через применение жетонной терапии

Слайд 16

уточняются принципы психологической оптимизации детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного и младшего школьного возраста. вносит вклад в развитие научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения семей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. результаты могут быть использованы специалистами-психологами и воспитателями детских дошкольных учреждений, родителями с целью профилактики неблагоприятных вариантов поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Значимость исследования

Слайд 17

Основываясь на алгоритм Скиннера, я предположила, что в работе с семьей необходимо: 1 . Привести в порядок саму среду и ее факторы подкрепления (они, по мнению Скиннера, гораздо важнее уровня сознания человека, его целей, намерений и т.д.). 2. Организовать систему контроля за поведением членов семьи и подкрепления их поведения 3. Если четко и последовательно выполнять два первых пункта, то со временем система внешнего контроля и подкрепления перейдет «вовнутрь», станет системой самоконтроля воспитанников. Переход на жетонную систему в консультировании

Слайд 18

Затруднения в работе, вызвавшие изменения в жетонной системе

Слайд 19

9 основ системы

Слайд 20

Технология проведения 1.Разрабатываются правила поведения в семье и обязательно первыми пунктами оговаривается главенство обоих родителей. Это важно в тех ситуациях, когда один из родителей ущемлен другим или в ситуации непослушания ребенком одного или обоих родителей. Далее прописываются те поведенческие характеристики, которые необходимо изменить.

Слайд 21

Примерные правила в семьях 1.Мама и папа в семье главные. 2.просьбы о помощи слушаем спокойно 3. разговариваем без криков 4. каждый спит в своей кровати. 1.Мама в семье главная 2.отпускаем маму без слез 3. каждый спит в своей кроватке 1.мама в семье главная 2. поддерживаем порядок в комнатах 3. выполняем задания спокойно и сразу 4. помогаем друг другу 1.Взрослые – главные. 2. слушаем их без криков. 3. живем дружно. Без драк 4. разговариваем спокойно 1.Родители главнее 2. все ходят в туалет. 3. спать ложимся тихо и быстро

Слайд 22

2. составляю таблицу на всю неделю. В левой колонке таблицы прописывается вариант желаемого поведения. Правая часть таблицы делится на дни недели. В полученные клетки наклеиваются или рисуются символы /жетоны/. архив семьи Матвея Д. Архив семьи Юли И.

Слайд 23

Архив семьи Маши М. таблица для мамы

Слайд 24

Таблица для Маши М.

Слайд 25

Харак-терист Пове де ния понед вторн среда четв пятн субб воскр Ложится в Свою кроватку Засы Пает сразу

Слайд 26

Сама садит ся на Гор шок Поне Дель ник Втор ник среда Чет верг пятница Суббо та Вос Кре сенье 9.00- 11.00 11.00- 13.00 13.00- 15.00

Слайд 27

Использовать можно как нарисованные знаки, так и готовые наклейки. Для детей дошкольного возраста лучше наклейки, для более старшего возраста можно вместо наклеек вносить в ячейки часть приза, который получает ребенок, в случае, если ему удается соблюдать правила поведения. 3.Очень важно на семейном совете родителям ввести правила и ознакомить детей с новыми условиями жизни в семье, объяснив, что желание всех жить дружно и счастливо можно реализовать только таким образом.

Слайд 28

4.Далее детям предлагается вариант приза, который они получают в зависимости от возраста и проблемы, либо каждый день, либо за неделю, либо за месяц. Хочется отметить, что если ребенок совсем маленький, то сбивка стереотипа расписывается в первой колонке по временным промежутка от часа до трех часов и более. Таким детям можно подкреплять желаемое поведение каждый раз приклеивая наклейку. 5.Наряду с отметкой успеха в таблице, родители закрепляют его эмоционально и телесно. Интенсивность реакции должна быть выше, чем ранее за недостойное поведение.

Слайд 29

Наклейки или части приза не отбираются в ситуации срыва ребенка, желательно проигнорировать этот срыв (если это не угрожает ребенку или окружающим). Если ребенок сорвался – не добавляем в таблицу ничего лишнего: тучки, зачеркивания, крестики, грустные рожицы. Не идем на поводу у ребенка в ситуации шантажа ( выпрашивание , канюченье , угрозы вообще не соблюдать правил, плача). Не реагируем на обидные слова. Он проверяет таким образом, есть ли возможность нарушить правила и оставить все по старому.

Слайд 30

- систематичность - строгое соблюдение инструкции психолога родителями - мотив для ребенка должен быть очень значим - участие родителей в исправлении своих отрицательных реакций - позитивное отношение к детям - наглядность таблицы (в доступном месте. На виду. - работа с таблицей в течении минимум 2 месяцев Условия успешности жетонной терапии:

Слайд 31

1 ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 2. проблемы отхода ко сну 3.проблемы во время еды 4. домашние задания (уроки) 5. порядок в комнате и доме 6. уборка игрушек 7. помощь по дому 8. проблемы с туалетом и другие. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ:

Слайд 32

Данный тип коррекции поведения применен в 58 ситуациях обращения к психологу. 8 семей через 3 недели отказались в связи с нежеланием изменять собственное поведение и соблюдать правила: У детей из 3 семей наблюдались изменения в поведении, однако через некоторый промежуток времени вернулись срывы. В пяти семьях улучшения в поведении детей улучшили отношение родителей Результативность:

Слайд 33

Дети спокойнее стали относиться к требованиям родителей и их просьбам, перестали огрызаться, стали спокойнее укладываться спать, перестали спать в кровати родителей, убирали свои игрушки, охотнее оказывали помощь по дому, поддерживали порядок в комнате и на рабочем столе, быстрее справлялись с заданиями, проявляли активность и смелость, начали ходить в туалет и т.д Качественные характеристики изменений

Слайд 34

больше стали обращать внимание на хорошее поведение, прогнозировали желаемое поведение и авансировали похвалу, сместился акцент восприятия своего ребенка в общении с проблемного на приятное, стали анализировать собственные воспитательные стратегии В 41 семье отказались от шлепков и других физических воздействий. изменения в поведении родителей:

Слайд 35

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ОТНОШЕНИЙ И ПОНИМАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ РЕБЕНКА

Слайд 36

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФЛЕКСИИ РОДИТЕЛЯМИ СОБСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ В ВОСПИТАНИИ

Слайд 37

ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ЭМПАТИИ

Слайд 38

ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЕМЬЯХ



Предварительный просмотр:

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ЖЕТОННОЙ  ТЕРАПИИ

Е.В.Корсакова

 Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из самых актуальных. Изучением проблемы детско-родительских отношений в различных аспектах занимались многие отечественные и зарубежные авторы: оптимизацию детско-родительских отношений через педагогическое просвещение родителей  изучали Т. Н. Дронов, Г. Кравцов, А. Маркова, С. И. Мушенко; влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка исследовали А.Я. Варга, А.И. Захаров, П.Ф. Лесгафт, А.В. Петровский, С.Соловейчик, В.В.Столин, типы нарушения семейного воспитания и развитие детей рассматривали А.А. Бодалев, Ю. Б. Гиппенрейтер, К. Леонгард, Н. Ю. Сигягина, Р. Снайдер, А. С. Спиваковская, А. Фромм, М. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер; формирование эмоций и взаимоотношения детей с родителями  исследовали Г. М. Бреслав, Т. А. Данилина, Е. И. Изотова  и др.

Исследования отечественных психологов и анализ ими типов взаимодействия родителей с детьми, выявил ряд проблем: неспособность справляться с возрастными изменениями детей; преобладание рационального аспекта во взаимодействии с детьми; непонимание своеобразия детей и детского возраста; неблагоприятные личностные изменения самих родителей; применение родителями негативных педагогических воздействий.

Для решения в своей работе перечисленных проблем я обратила внимание на поведенческое направление в психологии и, в частности, на бихевиоральный подход. Поведенческий подход - подход, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее "что в поведении есть", "что мы в поведении изменить хотим" и "что для этого конкретно следует сделать". Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы.    Представители:   Эдуард Торндайк, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер, К. Л. Халл.  

Из анализа бихевиорального направления психологии  следует, что:
1. Основной механизм формирования социального поведения — контроль и подкрепление действий и поступков со стороны среды.
2. Основной способ формирования поведения — подкрепление.
3. Чтобы сформировать желаемое поведение, надо создать и отработать до мелочей контроль и различные формы подкрепления.
эти постулаты соответствуют алгоритму формирования хорошей адаптации, разработанному   Скиннером .  

Данный алгоритм хорошо прослеживается в жетонных системах. Общепризнанным теоретическим источником современных  жетонных систем являются работы Б. Ф. Скиннера. Их применение в отношении пациентов с тяжелыми формами расстройств в психиатрических больницах связывают с работами Эйлона и Эзрина, а также Эттоу и Краснера, а наиболее строгие документальные свидетельства ценности этой процедуры представлены Р. Дж. Полом и Дж. Л. Ленцем. С. В. Биджоу со своими студентами использовал жетонные системы в воспитательной работе с детьми, а В. К. Беккер с сотрудниками — в учебном процессе. Еще одной областью применения жетонных систем является работа с делинквентами.

Любая  жетонная система предполагает определение целевого набора желательных реакций и эксплицитной и конкретной формы вознаграждения за такие действия. Вознаграждение за действия может увеличиваться. С возрастом и продвижением в социализации формы вознаграждения становятся более абстрактными и отсроченными во времени.  

Характеристика работы

      В связи с вышеизложенным материалом, мною была поставлена цель:  оптимизировать  взаимодействие родителей с детьми через применение жетонных систем и выявить влияние жетонной терапии на детско-родительские отношения.

Объект исследования -  отношения родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста в современной семье.

Предмет исследования - процесс совершенствования детско-родительских отношений в семье в результате введения жетонной системы

Гипотеза: введение в семью жетонной системы позволит изменить отношение родителей к собственным детям и улучшить микроклимат в семье

В процессе работы на основании цели, предмета, объекта и гипотезы мною   были выдвинуты задачи исследования:

1. Изучить представления родителей о своих педагогических воздействиях.

2.Выработать жетонную систему, позволяющую работать с семьями детей дошкольного и младшего школьного  возраста.

3. Выявить изменения, произошедшие в период работы по жетонной системе.

Методы исследования. Для решения поставленных задач я  использовала комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;  психодиагностические методы (Тест  Смирновой М. «Понимаете ли Вы своего ребенка», Анкета для

выявления педагогических возможностей родителей  Райгородского Д.Я., Тест Юсупова М.И. «Способность родителя к эмпатии»,  «Анализ семейной тревоги» Эйдемиллера  Э, Юстицкого В.), наблюдение, беседа; психокоррекционные методы.

Характеристика выборки: Исследование проводилось в 2007-2011 г., в исследовании приняли участие 58 семей. Выборка носила случайный характер. Было обследовано 100 родителей, имеющих детей  дошкольного  и младшего школьного возраста.

Научная новизна: обоснована возможность опосредованного воздействия на сферу  детско-родительских отношений  и личности  родителей через применение жетонной терапии; уточняются принципы психологической оптимизации детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного и  младшего школьного возраста. Исследование вносит вклад в развитие научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения семей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы специалистами-психологами и воспитателями детских дошкольных учреждений, родителями   с целью  профилактики неблагоприятных вариантов поведения у детей  дошкольного и младшего школьного возраста.

На основе проведенного исследования разработаны и внедрены занятия и мастер-классы по теме "Оптимизация детско-родительских отношений через применение жетонной терапии".

Описание работы по применению жетонной терапии.

Основные цели  моих консультаций с применением жетонной терапии — повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей, распознавание и модификация паттернов реакций ребенка на его позитивные характеристики. Основываясь на алгоритм

Скиннера,  я начала работу по введению жетонных систем.

За период применения мною жетонной системы многое пришлось изменять и дополнять в связи с возникающими затруднениями:  ни один вариант применения жетонов в чистом виде не срабатывал или срабатывал недолго; родителями  не систематически проводилась работа по закреплению;  родителям проще было уступить и сдаться; без расстановки позиций родитель – ребенок было невозможно  ждать положительного результата; таблицы и блокноты не «работали» без введения правил семьи; результативность снижалась в ситуациях  «работы» одного ребенка и повышалась в ситуациях совместной игры; положительное подкрепление только  в визуальной репрезентативной системе  увеличивало время  выработки желаемого поведения;  акцент родителей в воспитательных мероприятиях на негативное поведение затруднял выработку  желаемого поведения и снижал эффективность в работе; в ситуациях ведения родителями наблюдений за своим поведением и изменениями в поведении ребенка и фиксации этих наблюдений в дневниках,  они осознавали некоторые свои  ошибки и быстрее меняли стереотипы поведения.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

1. Разрабатываются правила поведения в семье и обязательно. после беседы и анализа проблемы, совместно с родителями,  составляются новые правила семьи. Первыми пунктами оговаривается главенство обоих родителей. Это важно в тех ситуациях, когда один из родителей ущемлен другим или в ситуации  непослушания ребенком одного или обоих родителей.  Такой прием позволяет вернуть авторитет родителей в глазах детей и помочь детям  справиться с проблемами послушания. Далее прописываются те поведенческие характеристики,

которые необходимо изменить. Изменения должны касаться поведения ребенка  и родительского поведения.  /Таблица1/

Таблица 1

Примерные правила в семьях

1.Мама         и папа в семье главные.

2.просьбы о помощи слушаем спокойно

3. разговариваем без криков

4. каждый спит в своей кровати

1.Мама в семье главная

   2.отпускаем маму без слез

   3. каждый спит в своей кроватке

1.мама в семье главная

  2. поддерживаем порядок в комнатах

  3. выполняем задания спокойно и сразу

  4. помогаем друг другу

1.Взрослые – главные.

2. слушаем их без криков.

3. живем дружно. Без драк

4. разговариваем спокойно

Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребёнка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка.  Некоторым семьям это удобно делать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама выберет общий, единый образ - мечту для ребёнка.

2.  В совместной с родителями  работе я составляю таблицу на всю неделю. В левой колонке таблицы прописывается вариант желаемого поведения. Количество вариантов поведения зависит от возраста ( чем младше ребенок – тем меньше вариантов). В любом случае лучше не превышать 5.

      Правая часть таблицы делится на дни недели.  В полученные

клетки наклеиваются или рисуются символы /жетоны/.

Использовать можно как нарисованные знаки, так и готовые наклейки.

Для детей дошкольного возраста лучше наклейки, для более старшего возраста можно вместо наклеек вносить в ячейки часть приза, который получает ребенок, в случае, если ему удается соблюдать правила поведения. / Таблица  2/

Таблица 2

Примерная таблица закрепления поведения

поведение

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

Остается в кровати

Сразу засыпает

3.  Очень важно на семейном совете родителям ввести правила и ознакомить детей с новыми условиями жизни в семье, объяснив, что желание всех жить дружно и счастливо можно реализовать только таким образом.

4.Далее  детям предлагается вариант приза, который они получают в зависимости от возраста и проблемы, либо каждый день, либо за неделю, либо за месяц. Хочется отметить, что если ребенок  совсем маленький, то сбивка стереотипа  расписывается в первой колонке  по

временным промежутка от  часа до трех часов и более. Таким  детям можно подкреплять желаемое поведение,   каждый раз приклеивая наклейку или рисуя значок.

Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны), тогда можно приступать к формированию другого.  хочу предупредить о том, что в ситуациях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста  приз обязательно оговаривается. Этот приз должен быть очень значим для ребенка. По сути, он является тем мотивирующим фактором, от которого зависит большая часть успешности работы.

5. Наряду с отметкой успеха в таблице, родители закрепляют его эмоционально и телесно. Интенсивность реакции должна быть выше, чем ранее за недостойное поведение.

И действительно, с точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребёнку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так весело. Поэтому,  психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи - «Если сделаем так, то будет ещё лучше», в действиях - обнять, погладить, в сюрпризах).

6.  Рекомендую наклейки или части приза не отбирать  в ситуации срыва ребенка, желательно проигнорировать этот срыв (если это не угрожает ребенку или окружающим).

7. Обсуждаю и  советую  в случае срыва не добавлять в таблицу ничего лишнего: тучки, зачеркивания, крестики, грустные рожицы. Вести себя плохо легче,  чем соблюдать правила. Спокойно реагируем и не идем на поводу у ребенка в ситуации шантажа (выспрашивание, канюченье, угрозы вообще не соблюдать правил, плача). Не реагируем

 на обидные слова. Он проверяет таким  образом, есть ли возможность нарушить правила  и оставить  все по старому.  В то же время - это самые слабые места родительской  решительности  и  терпения. В эти моменты родители чаще срываются и  снова попадают в зависимость от детей. Достойной альтернативой упрекам являются «Я-сообщения» .

8.  Все участники игры находятся в равных правах.  Это значит,  что если ребенок или родитель не набрали оговоренного количества  жетонов - он лишается возможности получить приз. Особенно эффективно срабатывает ситуация, в которой один из родителей остается без приза.

9. Наряду с игнорированием плохого поведения, я рекомендую ввести похвалу за желаемое, авансирование  желаемого поведения.  Сначала родителям очень сложно найти  то, за что можно похвалить. Для многих хорошее поведение детей - само собой разумеющееся.  Многие родители не знают, что это сложный процесс, который определяется ими. Как только родители начинают выполнять данную рекомендацию,  у них постепенно меняется отношение к ребенку. Оказывается,  их малыш очень хороший! Удивительно: не нужно больше  кричать, шлепать, нервничать.

Условия успешности жетонной терапии: систематичность, строгое соблюдение инструкции психолога родителями,  мотив для ребенка должен быть очень значим,  участие родителей в исправлении своих отрицательных реакций, позитивное отношение к детям, наглядность таблицы (в доступном месте), работа с таблицей в течении минимум 2 месяцев.

Область применения: проблемы во взаимодействии, проблемы отхода ко сну, проблемы во время еды,  домашние задания (уроки),  порядок в комнате и доме, уборка игрушек, помощь по дому,  проблемы с туалетом  и другие.

Результаты исследования: Данный тип коррекции поведения применен в 58 ситуациях обращения к психологу.  8 семей через 3 недели отказались в связи с нежеланием изменять собственное поведение и соблюдать правила.

      У детей  из 3 семей, прекративших работу,  наблюдались изменения в поведении, однако через некоторый промежуток времени вернулись срывы. В пяти семьях улучшения в поведении  детей улучшили отношение  родителей.

     Из 50 семей продолживших работу:

     Изменения в поведении детей наблюдались во всех семьях. Дети спокойнее стали относиться к требованиям родителей и их просьбам, перестали огрызаться, стали спокойнее укладываться спать, перестали спать в кровати родителей, убирали свои игрушки, охотнее оказывали помощь по дому, поддерживали порядок в комнате и на рабочем столе,  быстрее справлялись с заданиями, проявляли активность и смелость, начали ходить в туалет и т.д.

        Наряду с этим, отмечались изменения в поведении родителей: больше обращали внимание на хорошее поведение, прогнозировали желаемое поведение и авансировали похвалу, сместился акцент восприятия своего ребенка в общении  с проблемного на приятное.  

        В 41 семье  отказались от шлепков и других физических и вербальных   агрессивных  воздействий!

Анализ результатов  работы  показал, что наряду с развитием способности родителей к эмпатии ( количество родителей с низким уровнем снизилось на 60%, увеличилось количество родителей с высоким уровнем эмпатии на 33%  и нормальным уровнем на 27%)  отмечается рост количества семей с благополучными отношениями с детьми на 46%.  По окончании работы отмечается улучшение психологического климата в семьях: снижение  чувства вины у родителей на 73%, снижение нервно-психического напряжения отмечается в 59 случаях,  снижение уровня тревоги произошло  в 49 случаях и семейная тревожность снизилась на 76%.   Данные изменения позволили родителям пересмотреть свое отношение к детям, проанализировать родительские установки и принять вновь своего ребенка как полноправного и любимого члена семьи. / Диаграмма1,2/

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Таким образом, применение жетонной терапии способствует оптимизации детско-родительских отношений посредством изменения воспитательных установок родителей и их отношения к возникающим трудностям, получения позитивного опыта решения проблем и повышения уровня знаний о базисных особенностях детского возраста, переносу ответственности за происходящее с внешних обстоятельств на себя. /Диаграмма 3,4/

На мой взгляд, данный опыт может быть полезен как для узких специалистов /психологов, дефектологов, логопедов/, так и для педагогов дошкольных и школьных учебных заведений. Успешность их деятельности будет зависеть от качества проработки проблемного поведения воспитанников и желаемого результата.

Диаграммы 3,4


Данная информация может заинтересовать огромное количество родителей, для которых  психологическое здоровье детей важнее, чем желание любыми средствами добиться своего. Успешность применения данной системы родителями самостоятельно возможна в ситуациях с низкой степенью тяжести проблемы и кратковременностью ее существования. В более сложных ситуациях рекомендовано только совместно проработать проблему с психологом. В любом случае и на любом этапе  введения жетонной системы необходимы консультации специалиста психолога.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое  руководство для отчаявшихся родителей. — М.: Просвещение, 1991.


        2. Осухова Н., Масалков И. Лайфспринг в Москве: впечатления, проблемы, перспективы//Социологические исследования. — 1990, № 7.
        3. Пухова Т.И. Заметки о семинаре «PAIRS Training»: практическое приложение искусства интимного общения// Московский психотерапевтический журнал. 1993, № 4.
        4. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986.
        5. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерепия семьи. СПб., 2001.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных мероприятий по оптимизации детско-родительских отношений

Направления коррекционной работыСоздание отношений эмпатии и взаимного принятия в семье, по средствам совместного участие в специально организованных играх;Дать со...

статья «Оптимизация детско-родительских отношений в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Данная статья предназначена для педагогов в помощь в работе с родителями....

Родительское собрание. «Оптимизация детско-родительских отношений».

Деловая игра сродителями по теме "О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог"....

консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...

"Скоро в школу!" Коррекционно-развивающая программа по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через совместную деятельность детей с родителями на психолого-логопедических занятиях; повышение психолого-педагогической ко...