Физическое развитие детей через оптимизацию детско - родительских отношений. физическое ра
материал по физкультуре по теме
«...Физическое воспитание — это то, что обеспечивает
здоровье и доставляет радость». Крэттен
Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_vysshey_kategorii.doc | 63.5 КБ |
для родителей | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое развитие детей через оптимизацию детско - родительских отношений.
Копать Е.В.
Воспитатель физической культуры
МДОУ № 108
«...Физическое воспитание — это то, что обеспечивает
здоровье и доставляет радость».
Крэттен
Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Семья и детский сад — те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Так, анкетирование родителей детского сада по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показало, что только 30% родителей уверены в своих знаниях, около 20% постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию (закаливание, укрепление здоровья помощью физических упражнений, подвижных игр).
Это означает, что сотрудникам детских учреждений необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая передачу теоретически знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного семейного опыта воспитания детей.
Учитывая интересы и способности детей, а также результат их физического развития и здоровья, врач и инструктор по физическому воспитанию детских дошкольных учреждений могут рекомендовать детям заниматься в спортивных секциях, которые помогут ребенку приобрести кроме здоровья множественно ценных личностных качеств, таких как организованность, честность, быстрота действий, сообразительность. Опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьей и детским садом, школой, спортивной секцией.
Но проблема в том, что родители не всегда приходят на них; особенно родители чьи дети посещают коррекционные группы : З П Р , О Н Р , а если и приходят, то чаще выступают в роли зрителей и гораздо реже в качестве участников.
В нашем МДОУ самыми распространенными формами работы воспитателя по физической культуре с семьей являются, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы ,физкультурные досуги, праздники .
Данная работа велась в три этапа:
I этап. Диагностирование детей и анкетирование родителей.
II этап. Просветительская работа с родителями и педагогами.
1. Повышение педагогической и психологической культуры родителей , через родительские собрания, консультации, беседы, проведение круглых столов с родителями: « Чем можно занять ребенка идя с детского сада домой», «Вечерние прогулки», «Выходной всей семьей», « Игры в природных условиях».
2. Формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка , через свободное посещение родителями утренней гимнастики, физических открытых занятии` с детьми совместно с родителями начиная раннего возраста.
3. Оптимизация детско – родительских отношений, через досуги и праздники.
Благодаря досугам происходит:
- содействие вербальному и невербальному общению родителей с детьми
- формирование гармоничных отношений между детьми и родителями
- изменение образа ребенка в представлении родителей
« Туристические походы» « Мама , папа , Я- спортивная семья»
Проведение праздников даёт:
- представление о тематике праздников, которое ведёт к социализации ребенка;
- развиваются нравственные качества;
- создание положительного эмоционального настроя.
- дети вместе с родителями принимают участие в изготовлении костюмов;
III этап: Сравнительная характеристика по результатам диагностики и анкетирования детей и родителей на начальном и конечном этапах дала положительную динамику в физическом развитии детей.
Таким образом сравнив начальный и конечный результат диагностики и анкетирования родителей дают нам возможность сделать выводы, что от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек! У них укрепляется чувство гордости за свою семью. Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии .
В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут:
-повысить эффективность работы по оздоровлению детей;
- получить необходимые знания о физическом развитии ребенка;
- снизить «дефицит» положительных эмоции у детей,
- сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;
- создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;
- увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;
- обеспечить преемственность методов приемов воспитания детей семье и в детском саду.
Рекомендуемая литература
- Буцинская П.П., Васюкова В.И.,Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М,: Просвещение, 1989.
- Бердыхова Я. Мама , папа, занимайтесь со мной. М.,1985.
- Васильков Г.А. Азбука мяча. Киев : Здоровья, 1986.
- О.Б. Казина Веселая физкультура для детей и их родителей. Ярославль академия развития академия холдинг 2005.
- Осокина Т.И.Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1973.
- Хухлаева Д.В.Теория и методика физического воспитания для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение 1976.
- Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: Академия, 1996.
- Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Ч.1. Программа « Старт». М.: Владос, 2002.
- психологическая готовность матери в воспитании ребенка дошкольного возраста
Особая роль семьи в физическом развитии ребенка принадлежит умело организованному досугу. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи .
Оптимистический настрой шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи. Для поддержания здоровья и работоспособности организма, восстановления сил необходимы рациональный режим жизни, полноценное удовлетворение жизненных потребностей, занятия физической культурой
Предлагаем вам познакомиться с опытом организации совестной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей 3—7 лет.
ЧТО ПОНИМАТЬ ПОД ТУРИСТСКИМИ ПРОГУЛКАМИ?
Экскурсии и прогулки за пределы детского сада, предусматривающие в основном реализацию познавательных и воспитательных задач и включающие в той или иной мере физические упражнения, можно проводить уже с детьми трех-четырех лет. Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются до-польно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе. Речь идет о дошкольном туризме, который решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Туризм как особый кид деятельности человека предусматривает разные организационные формы. Некоторые из них вполне доступны детям дошкольного возраста.
Определим основные понятия.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Некоторые родители включаются в проводимую систематически оздоровительную работу с детьми.
Воспитание здорового ребенка - одна из важнейших задач семьи.
Поскольку воспитание здорового ребенка содержит много аспектов, напомним о наиболее важных для современной семьи. Каждой семье доступны занятия спортом, подвижные игры, пешие прогулки, туристические походы, которые способствуют развитию у детей двигательных качеств, ловкости, силы, выносливости организма. И еще один важный момент: воспитание здорового ребенка облегчается, если протекает на положительном эмоциональном фоне, если в семье царит мажорный тон, преобладает оптимистическое настроение. Наиболее заразительным для детей бывает пример родителей, других членов семьи, демонстрирующих свою любовь к физической культуре, спортивную подготовку, приверженность к здоровому образу жизни.
Мною были организованы досуги совместно с родителями
Совместная двигательно-игровая деятельность на физкультурном занятии апробирована в экспериментальном исследовании М.Н. Поповой, которая разработала психолого-педагогическую технологию «Навстречу друг другу», направленную на коррекцию отношений между взрослыми и детьми. В ней описаны игры для детей и родителей и парные физические упражнения.
Научное обоснование комплексных физкультурных занятий как средства гармонизации детско-родительских отношений стало целью нашего экспериментального исследования на базе московского ДОУ № 474. Мы определили задачи совместных с родителями физкультурных занятий.
• Содействие вербальному и невербальному общению родителей с детьми.
• Формирование гармоничных отношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей.
• Обогащение двигательного опыта детей и развитие психофизических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы.
• Развитие у детей внимания, памяти, воображения, мышления.
• Формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка
• Повышение педагогической и психологической культуры родителей.
• Развитие у детей и у взрослых творчества в движении.
На занятиях использовались такие приемы, как гимнастика вдвоем, подвижные игры и игровые упражнения. Самомассаж и массаж, пальчиковая гимнастика, упражнения для расслабления мышц, формирования
правильной осанки и профилактики плоскостопия, психотренинг, арт-терапия.
Проводит занятия инструктор по физической культуре, а в качестве
Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Только в семье, от близких и любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверенность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.
Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами.
Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи (И.В.Гребенников).
Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких.
Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни. Д. Б. Эльконин однажды заметил, правда с долей иронии, что не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир...Подросшие дети «обогащают» опыт родителей приемами воспитания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников.
Вот и получается, ребенок в семье - неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Д\С № 108
Подготовила:
Инструктор по физической культуре:
Копать Е.В.
Семинар по теме:
Профилактика плоскостопия.
У ребенка до трех лет только плоская стопа, без признаков отклонения пятки кнаружи, — не болезнь, а физиологическое явление.
У ребенка старше трех-четырех лет наличие плоских стоп — уже патология. Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокие расстройства здоровья и даже приводят к инвалидности.
Для плоской стопы характерно опухание продольного или поперечного вола. При этом ходьба и бег нарушаются, а в дальнейшем появляются другие неприятные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.
Различают врожденное и приобретенное плоскостопие. Приобретенное, в свою очередь, подразделяется на рахитическое, паралитическое, травматическое и статическое плоскостопие.
Наиболее часто встречается приобретенное плоскостопие, и в подавляющем большинстве случаев в форме статического плоскостопия. Слабость мышц стопы и голени как частичное проявление общей функциональной слабости организма является основной причиной статического плоскостопия.
Необходимо особенно подчеркнуть важность борьбы с плоскостопием в детском возрасте, так как плоскостопие у взрослых образуется в результате предрасположения к нему в детском возрасте, отсутствия мер его профилактики и своевременного лечения средствами физической культуры.
Поскольку плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто (15 — 23 процентов случаев), для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно его выявить и применить рациональные профилактические меры. Если вы сомневаетесь в выраженности продольных сводов, можно проверить отпечатки стоп.
В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя ее часть не кажется земли, что хорошо видно по отпечатку подошвы. Обычно плоскостопие в запущенных случаях сопровождается отклонением большого пальца наружу. Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов и предметов; она быстро утомляется и легко подвергается деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов стопы.
Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и обувь. Правильно подобранная, удобная обувь чрезвычайно важна для полноценного развития стоп ребенка.
Тесная обувь, как и очень свободная, вредна и может являться даже причиной некоторых заболеваний стоп.
Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, практически полностью исключает движения пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, а холодные стопы — частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре.
Слишком широкая и свободная обувь приводит к нестабильности стопы при движении, в результате чего нарушается походка, и даже возможны подвывихи в голеностопном суставе.
Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует знать, при нагрузке он увеличивается, и в длину, и в ширину. Поэтому измеряйте размер стопы только у стоящего ребенка.
В основе профилактики и лечения плоскостопия лежит укрепление мышц, сохраняющих свод. Рекомендуется носить удобную обувь и не допускать чрезмерных нагрузок на ноги.
Следует обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при ходьбе и в положении стоя. Ходьба с разведенными носками перегружает внутренний край стопы и, следовательно, ведет к ее деформации. Регулярное выполнение физических упражнений благотворно сказывается и на состоянии опорно-двигательного аппарата. Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма способствует профилактике деформаций опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопия в частности.
Борьба с развивающейся нервно-мышечной недостаточностью является основным условием для успешной профилактики и лечения плоскостопия.
Помочь предупредить плоскостопие у детей могут регулярные занятия коньками, лыжами. Тем же, у кого нет возможности для таких тренировок, рекомендуем специальные упражнения.
Систематические занятия специальными корригирующими физическими упражнениями способствуют развитию и укреплению мышц, связок и суставов, участвующих в нормальной работе сводов стопы.
Рекомендуются следующие физические упражнения (выполнять их следует босиком):
1. Стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руками опереться о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.
2. Стоя, попробуйте развести пальцы ног как можно шире (растопырить) или попробуйте сыграть ими гамму. Это сложное, но очень полезное упражнение.
3. Стоя в основной стойке, руки на поясе. Поднять пальцы кверху, вернуться в и. п. (10 — 15 раз).
4. Стоя ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Выполнить присед, не отрывая ступней от пола. Встать в и. п. (6 — 8 раз).
5. Стоя, поднять левую (правую) ногу, повернуть стопу кнаружи, затем внутрь. Повторить 4 — 6 раз.
6. Стоя. поднять левую (правую) ногу. Круговые движения стопой.
7. Лежа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по голени левой (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень, пальцы сгибать).
8. То же, но другой ногой.
9. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах и упираются в пол. Поочередно отрывать пятки от пола.
10. То же, но отрывать пятки от пола одновременно (передний отдел стопы касается пола).
В первые занятия достаточно включить 3 — 4 специальных упражнения для различных групп мышц. В дальнейшем можно увеличить их число до 6. Каждое упражнение следует повторять вначале 4 — 6 раз, затем число повторений постепенно увеличьте до 10.
Если ребенок жалуется на боли в ногах, чувство тяжести, быструю утомляемость, целесообразно, предварительно проконсультировавшись с ортопедом и убедившись в правильности диагноза — плоскостопие, применять массаж стоп и голеней, теплые ванночки, специальные стельки, рекомендованные врачом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Детско-родительские отношения – один из видов человеческих отношений. По мнению Т.И.Пуховой, это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю, особенн...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ВАЖНЕЙШЕМУ УСЛОВИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров, социально-психологические изменения современного ребенка создают трудности, с которыми приходится сталкиваться родителям д...
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ВАЖНЕЙШЕМУ УСЛОВИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Доклад для воспитателей детских садов ...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Веселые зверята» (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Физическое развитие» с участием инструктора по физической кул
Задачи: • Закреплять действия соотнесения предметов по величине, цветам; содействовать осмыслению детьми понятий "высоко”, "низко”, "широко&rdquo...
«Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров дошкольник»
Сообщение-обсуждение: «Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров до...
Консультации для родителей по вопросам воспитания и развития детей, детско-родительских отношений.
консультация для родителей...