Коррекционно-развивающая программа по оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в совместной творческой деятельности.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа по оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в совместной творческой деятельности.
Для организации целенаправленной была разработана коррекционно-развивающая программа, целью которой является оптимизация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в совместной творческой деятельности.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по взаимодействию с ребенком с ЗПР;
- установить отношения доверительной близости, тесный эмоциональный контакт родителей и ребенка с ЗПР;
- выработать адекватную стратегию взаимодействия и системы оценки поведения ребенка с ЗПР родителями.
- улучшить развивающую среду в условиях семьи и группы д/с, позволяющую реализовать совместное творчество.
Программа придерживается основных принципов коррекционной работы:
- Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи.
- Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
- Принцип педагогического оптимизма
- Принцип комплексности - можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога - психолога, социального педагога, логопеда, педагогами ОУ и родителями (законными представителями).
- Принцип деятельностного подхода - психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
- Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях).
Методы:
Организационные: планирование, информирование, координирование, прогнозирование, проектирование, работа с документами.
Исследовательские: анкетирование, диагностирование (психологическое, социально-педагогическое), наблюдение.
Практические: консультирование, объяснение, рассказ, беседа, убеждение, внушение, опрос, метод решения проблем клиента, приучение, санитарно-гигиенические методы, просвещение, методы медико-социальной психологической профилактики, методы самовнушения и психогимнастики, формирования перспективы, игротерапии и арттерапии.
Аналитические: анализ документов, анализ результатов деятельности, обобщение, публикация и выступление по результатам проведенной работы.
Этапы работы:
1 этап. Подготовительный
- Консультация с родителями для ознакомления с целями проекта, формирование заинтересованности в предлагаемой работе;
- Диагностика взаимоотношений детей и родителей, воспитывающих детей с ЗПР;
- Оформление стенда «Игры и упражнения для детей с трудностями в общении»
- Подготовка памятки для педагогов и родителей «Особые дети – особое общение»
2 этап. Формирующий
- Лекционно-просветительская работа с родителями, на которой ведется активная работа с родителями по выработке оптимального стиля взаимодействия с ребенком
- Индивидуальные консультации с родителями и их ребенком
- Использование антистрессовых кинезиологических упражнений, элементов арттерапии для родителей и детей во время работы с ними
- Рекомендации родителям по организации уголка творчества дома
- Организация выставки картин П.Н. Крылова
- Мастер-класс по ознакомлению родителей и детей с нетрадиционными техниками рисования для наиболее успешной реализации творческой совместной работы
- Цикл занятий детско-родительских занятий по созданию совместных творческих работ с использованием нетрадиционных техник изображения по мотивам творчества П.Н. Крылова
3 этап. Заключительный.
- Организация выставки совместных творческих работ детей и родителей.
- Проведение контрольного этапа эксперимента и выявление эффективности коррекционно-развивающей программы.
Мы предполагаем, что результатом данной коррекционно-развивающей программы будут сформированные доверительных отношений и тесный эмоциональный контакт между ребенком с ЗПР и родителем, а также выработана оптимальная форма сотрудничества родителя с ребенком ЗПР.
Для успешной реализации 2 этапа коррекционно-развивающей программы были подобраны наиболее доступные, эффективные и интересные нетрадиционные техники изображения.
Каждый участник имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки мнений участников ведущим не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Критериями эффективности проводимой работы может служить:
- снижение конфликтов между родителями и детьми;
- лучшее понимание своего ребенка;
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
- ощущение большей эмоциональной близости с ребенком.
Таблица 15
«Основное содержание коррекционно-развивающей программы»
Модуль психологического просвещения родителей, воспитывающих детей с ЗПР | ||
«Мы как родители. Знакомство» | ||
«Характерные особенности детей с задержкой психического развития» | ||
«Конфликты с детьми и их преодоление» | ||
«Наказания и поощрения - за и против» | ||
«Развитие умения общения с детьми» | ||
«Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку с ЗПР» | ||
Модуль совместного творчества родителей и детей с ЗПР | ||
Мастер-класс по ознакомлению родителей и детей с нетрадиционными техниками изображения | ||
| Мультимедийная часть | Практическая часть |
Основа представлений о жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). | Знакомство с нетрадиционными техниками изображения. | |
2. | Знакомство с картиной А.А. Пластова «Первый снег» (1946). Музыкальное сопровождение: пьеса «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Тифлокомментарии: Т.П.Автономовой | «Снег» в технике набрызга по трафарету. |
3. | Знакомство с картиной И.И. Левитана «Зимой в лесу» (1885). Музыкальное сопровождение: «Лунная соната» Л. Бетховена. Тифлокомментарии: У.А.Блатова | «Зима-кружевница» печатанье кружевом, рисование тычком сухой кисти. |
4. | Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Пейзаж с лошадью» (1948). Музыкальное сопровождение: музыка песни «Гляжу в озера синие» Л.В. Афанасьева из кинофильма «Тени исчезают в полдень». Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой | «Воспоминание о лете» восковые мелки и акврель. |
5. | Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Нида» (1963). Музыкальное сопровождение: композиция Р. Паулса «Воспоминания». Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой | Композиция с элементами простейших моделей в технике оригами. |
6. | Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Андрюша» (1935). Музыкальное сопровождение: музыка песни «Маленький принц» композитора М. Таривердиева из кинофильма «Пассажир с «Экватора». Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой | «Солнечный мальчик» лепка из соленого теста |
7. | Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Аленушка» (1970). Музыкальное сопровождение: «Зимняя мелодия» К. Свободы из кинофильма «Три орешка для Золушки». Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой | «Портрет девочки» объемная аппликация, косоплетение. |
8. | Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Розы и синие сливы» (1962). Музыкальное сопровождение: музыка романса «Цветы» композитора Д. Сартинского-Бея. Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой | «Натюрморт» цветная пластилинография. |
9. | Знакомство с картиной П.Н. Крылова «Сирень и три лимона» (1978). Музыкальное сопровождение: музыка романса «Сирень» С.В. Рахманинова. Тифлокомментарии: Л.В. Полегаевой | «Веточка сирени» в технике торцевание на пластилине.
|
10 | Знакомство с картиной И.И. Левитана «Весна. Большая вода» (1897). Музыкальное сопровождение: музыка романса «Весенние воды» С.В. Рахманинова. Тифлокомментарии: П.Г.Кулакова | «Весна идет!» итоговая работа в технике зеркальная монотипия, выдувание трубочкой. |
| Организация итоговой выставки |
|
Структура совместных творческих занятий коррекционно-развивающей программы представлена в таблице.
Таблица 16
«Структура занятий программы»
Этапы | Задачи | Средства |
Приветствие, ведение в тему | Обозначить начало занятия, создать особую доброжелательную атмосферу. | Определенные ритуалы. Беседа, художественное слово, сюрпризный момент. |
Знакомство с картиной | Задачи, соответствующие теме занятия. | Просмотр мультимедийного продукта |
Разминка | Снятие усталости и напряжения, включение в совместную деятельность. | Подвижные игры, физминутки |
Изготовление совместной творческой работы | Задачи, соответствующие теме занятия. | Пальчиковые гимнастики, упражнения, нетрадиционные техники изображения |
Прощание, завершение работы | Обозначение конца занятия. Подведение итогов. | Определенные ритуалы. Анализ и самоанализ. |
Вся программа рассчитана на 6 месяцев. Лекционно-просветительские занятия для родителей планируется проводить 1 раз в неделю (1-1,5 часа). Совместные творческие коррекционные занятия планируется также проводить 1 раз в неделю (по 30-40 минут).
Форма работы:
Индивидуальные: индивидуальная консультация, индивидуальные занятия.
Групповые: родительское собрание, родительский тренинг, мастер-класс, лекция, семейный вечер, совместные групповые занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности
Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...
Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»
Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»...
Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»
Программа по развитию движений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Фитбол-гимнастика»...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный....
Программа по развитию социальной перцепции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и расстройством аутистического спектра (РАС)
Данная программа направлена на развивитие навыков социального взаимодействия у детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра. Ребенка необходимо научить просить предм...