Вы слыхали о воде
занимательные факты (старшая группа) на тему
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей в старше-подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyslyhali_o_vode_.docx | 48.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 76 Центрального района
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей в старше - подготовительной группе
« Вы, слыхали о воде?»
Подготовлен
музыкальным руководителем
Салиховой Аэлитой Геннадьевной
воспитателем:
Бычихиной Татьяной Сергеевной
Цель: Познакомить детей с различными состояниями воды: жидкое, твердое, парообразное.
Задачи: Воспитательные :
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Воспитывать социальные навыки: умение работать
- в группе, умению договариваться.
- Развивать умение высказываться о прослушанной музыке, используя разнообразные определения;
- Петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни с помощью движений.
Развивающие :
- Расширять знания и представления о воде.
- Показать важность воды для всего живого.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать любознательность, наблюдательность.
- Развивать умение читать стихи, обогащать и
активизировать словарь.
- Развивать творческую активность детей.
- Закрепить знания детей о круговороте воды в природе,
значение воды в жизни человека, животных и растений,
Обучающие:
- Учить детей участвовать в эксперименте, устанавливать причинно-следственные связи.
- Учить детей отвечать сложными предложениями.
Используемая литература :
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой;
- «Наш дом – природа» (учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников, под ред. Н. А. Выжовой, М., 1997.
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ». – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.
- Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: «Линка-Пресс», 2004 г.
Дидактическое обеспечение :
Фотовыставка, картины с изображением воды в разных ее состояниях, карточки, надувной матрац, конверт с заданиями, царевна – лягушка, аквариум, фонтанчик, колодец, золотая рыбка.
Атрибуты для танцев: (облака, цветы, глобус, листья).
СД « Звуки природы»,СД « Кукоша»,
Лаборатория :
Емкости для опытов, спиртовка, сок, вода, стаканы с пресной и соленой водой, одноразовые стаканчики по количеству детей. Плакаты и карточки: « Круговорот воды в природе», «Будь осторожен на воде», « Не загрязняй воду».
Предварительная работа: Проведение опытов с водой, наблюдения в природе, быту, экскурсии к водоему, на кухню (свойства воды). Использование песен, прослушивание музыкальных произведений по теме, загадок, чтение художественных произведений о воде. Организация выставки фотографий, рассматривание картин с изображением воды, дидактические игры. Работа с родителями.
1 часть занятия
- Вход детей.
- Чтение стихотворения « Наш дом» муз. руководителем
Круглый шарик в небе кружится посреди других планет.
Есть на нём дома и улицы, есть на нём моря и лужицы,
Тундра и дремучий лес. Этот шарик голубой домом стал для нас с тобой!
- Музыкально – ритмическая зарисовка с атрибутами.
СД « Мелодии детства»
- Рассматривание глобуса.
Воспитатель: Какую форму имеет глобус? (Округлую.) Что обозначено на глобусе желтым цветом? (Суша.) А вот голубым цветом обозначена вода — океаны и моря. Маленькие овалы — это озера, тонкие синие линии — это реки. Что обозначает каждый цвет, и чего больше.
Ответы детей: ( Суша, вода, синего цвета).
Стихотворение « Вы, слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете, и в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает. На плите у нас кипит .Паром чайником шипит.
Смею вам я доложить - Без нее нам не прожить!
- Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить только о воде. О воде вы узнаете много нового, интересного и познавательного. Вы узнаете, дети, что вода как добрая волшебница умеет превращаться, может быть разной. И у меня к вам есть вот какой вопрос: а для чего нам нужна вода, как она нам помогает? Где можно встретить большое количество воды?
Ответы детей: (Мы пьём воду, моем руки, моем игрушки, купаемся, стираем вещи, моем пол и посуду, поливаем растения и грядки, купаемся в бассейне, отдыхаем на берегу реки, вода нужна животным и рыбкам) .
Ответы детей: ( лужа, море, океан…)
Стихотворение Н.А. Рыжовой.
В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед, Растает - и снова в поход.
По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда, Эта Волшебница - наша вода.
2 часть занятия
( Прилетает воздушный шарик с письмом с заданиями от царевны - лягушки.
За каждое выполненное задание, дети получают капельку)
« Дорогие ребята! За морями, за лесами, есть три озера. Одно очень красивое, а два других погибают. Помогите спасти озера! А, сможете их спасти, когда выполните все мои задания, и соберете капельки. Удачи!»
- « Аквариум» (отдых детей ).
Загадка. На окошке стоит пруд. А в нем рыбки живут. ( Аквариум)
Воспитатель: « Для чего людям нужен аквариум?»
Ответы детей: ( наблюдать. Любоваться. Рассматривать. Ухаживать за рыбками и водорослями…).
Вопрос : «Откуда появляется вода в аквариуме? Как приходит в дом вода?
Ответы детей: ( из крана).
Воспитатель: « Что будет. Если кран сломается? Кончится чистая вода?»
Карточка: « Экономь воду»
Воспитатель: Давайте, возьмем капельку воды из водопроводного крана.
- Родник. (Родниковая вода)
Загадка: « Он без рук, он без ног, из земли пробиться смог,
нас он летом, в самый зной. Ледяной поит водой ».
Слушание звуков ручейка. ( Плещется, журчит, шумит. Брызгается…)
Воспитатель: « Откуда появляется родник?» « А, жить он может в море, озере…?»
Стихотворение : «Родник». Иван Бунин.
В глуши лесной, в глуши зелёной, всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой. Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит, крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами, стеклом расплавленным бежит.
Воспитатель: « Какие красивые слова вы услышали о воде?»
Ответы детей: ( Студеный, хрустальный …).
Двигательный этюд « Ключик, ключик, родничок. Чистая вода.
Чей-то круглый кулачок, звонко бьёт со дна».
Воспитатель: Давайте, возьмем капельку родниковой воды.
- Закрепление ранее проведенных опытов с водой: состояние воды. Свойства воды.
Опыт 1. «Вода прозрачная» Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с соком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему?
Вывод: Вода прозрачная, а сок - нет.
Опыт 2. «У воды нет вкуса» Предложить детям попробовать воду.
Вопрос: Есть ли у нее вкус?
Вывод: Вкуса нет. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт 3 «У воды нет запаха» Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Вопрос: Есть ли у нее запах?
Вывод: Запаха нет. Но, вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт 4 «Лед - твердая вода» Показать кубики льда, заморозив воду в холодильнике.
Вопрос: Что с ними происходит?
Вывод: Лед - это тоже вода.
Опыт 5 «Пар - это тоже вода» Подогреть воду.
Вопрос: Что появляется на зеркальце? По мере закипания воды появляется все больше пара.
Вывод: Пар - это тоже вода.
Опыт 6 «Вода - жидкая, может течь» Дать детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и перелить воду из одного в другой.
Вопрос: Льется вода? Почему?
Вывод: Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
(Уходя из лаборатории, дети получают на память картинку капельки воды.)
- Рассматривание таблицы « Круговорот воды в природе».
Загадки: « Пушистая вата, плывет куда – то. Чем вата ниже. Тем дождик ближе».( облака).
« Седой дедушка у ворот, все глаза нам заволок». ( туман).
« В морях и реках обитает. Но часто по небу летает.
А, как наскучит ей летать, на землю падает опять».( круговорот).
Психогимнастика.
«Солнышко, солнышко, в небе свети, яркие лучики к нам протяни
Ручки мы вложим в ладоши твои, нас покружи. Оторви от земли.
Солнышко греет, как жарко всем нам, В пар превратились. Летим к небесам».
Танец « Облака» СД « Кукоша»
- Колодец. ( Колодезная вода).
Имитация. ( Достать из колодца воду, разлить по стаканчикам). Напились, освежились.
Воспитатель: Давайте, возьмем капельку колодезной воды.
Ритмическая гимнастика"КАПЕЛЬКИ"
Муз. руководитель: Кончился дождь. Стряхнем с себя капельки (имитируют) и смело пойдем по лужам (идут, высоко поднимая колени).
- Река. ( Речная вода).
Загадка. «Чуть дрожит на ветерке, лента на просторе.
Узкий кончик в роднике, а широкий в море». ( Река).
Воспитатель: « Как в речку попадает вода? Почему вода в речке кажется голубой?»
Ответы детей: ( отражается небо).
Определение цвета. Словарная работа ( спокойная, молчаливая, голубая).
ОБЖ. Карточки: ( не заходи глубоко, не ныряй…).
Физкультминутка. К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре – Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, одной, другой – кроль. Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Воспитатель: Давайте, возьмем капельку речной воды.
- Море. ( Морская вода)
Загадка. « Кругом вода. А, с питьем беда. ( море).
Слушание СД. ( шум моря).
Музыкальная пауза «Море волнуется…»
Раздается голос Золотой рыбки.
Просит о помощи. Вытащить из сетей Золотую рыбку.
Золотая рыбка: « Спасибо, что помогли. Знаю я, что идете вы спасать озера,
что царевна – лягушка задала вам задание. Отгадаете мои загадки ?»
Воспитатель: « Почему нельзя пить морскую воду? Почему вода в море может быть разноцветной?»
Ответы детей: ( водоросли, песок, день, ночь, отражается небо…).
Воспитатель: « Какие разноцветные моря вы знаете?»
Ответы детей: ( Красное, Белое, Черное….).
Воспитатель: « Какие подарки море дарит людям?»
Ответы детей: ( Радость, здоровье, янтарь, жемчуг…).
Золотая рыбка: « Молодцы! Возьмите каплю морской воды!»
- Болото. ( Болотная вода).
Загадка : « Все обходят это место, здесь земля как – будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги». ( Болото).
Вопрос: « Каких вы знаете сказочных героев, которые живут в воде, или около воды?»
Ответы детей: ( Кикимора, Водяной, Царевна – лягушка…).
Выходит Кикимора.
Задает вопросы: « В воде родилась, а мало в ней бывает?» (Лягушка).
« Что растет на болоте?»( Клюква, морошка…)
«А, еще я хочу посмотреть какие вы дружные, и как мальчики берегут наших девочек. Пройдите по моему болоту, проведите друг друга».
Проходят по болоту.
Кикимора: « Я знаю ,что у вас есть очень веселая песня про меня. Споете?».
Песня «Кикимора» муз. и сл. Ю. Сокольской
Кикимора: « На тонкой паутинке, качается росинка, светлая, хрустальная,
словно бусинка на вид, капелька зеркальная».
Кикимора: « Молодцы, правильно, это капелька. И, я вам хочу подарить капельки росы и болота.
Пусть они вам тоже помогут спасти озера, а я останусь на болоте охранять свои богатства».
- Три озера. ( Озерная вода). Привал.
Слушание СД. ( Звуки природы).
Загадка: « Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зеленое». ( Озеро).
1 озеро высохшее.
Воспитатель: « Давайте поможем озеру, и выльем в него все капельки, которые у нас есть»
(Вылить капли, посадить растения) « Капля, к капле, будет озеро».
Родник иссяк, ручей ослаб, А мы из крана — кап, кап, кап...
Мелеют реки и моря, Не тратьте воду зря, зря, зря..
А то пройдет немного лет и нет водицы — нет, нет, нет.(С. Погорельский)
2 озеро – грязное.
Воспитатель: « Кто загрязняет воду?»
Ответы детей: ( Люди, заводы, водный транспорт…).
Воспитатель: К воде – бесценному дару природы нужно относиться бережно и экономно. Давайте подумаем, как нужно беречь воду?
Ответы детей: (Не загрязнять водоёмы и реки – это дом рыбок. Нельзя кидать в воду бутылки, банки. Нельзя стирать порошком и мылом бельё в реке. Нельзя в реке мыть машину, мотоцикл, велосипед. Грязь попадает в речку – рыбки умирают. Люди не могут пить грязную воду) .
Карточка « Не, загрязняй воду».
Воспитатель: « Что, будет, если исчезнет чистая вода?»
Без воды нам не умыться, не наестся, не напиться .
Смеем мы вам доложить, без нее нам не прожить.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда, всем везде нужна вода.
3 озеро – волшебное. Привал. Любуемся озером.
Игра « Где, нашли капли?» ( Добавляем слово, передаем каплю).
Воспитатель: « Что произойдет, если не будет родников, ручейков?»
Ответы детей: (Без воды растения погибнут, люди и животные не смогут утолить жажду.
Мы не сможем умыться, без воды нельзя выстирать бельё, вымыть посуду, пол.
Без воды погибнут рыбы, растения и животные, которые живут в воде…)
Воспитатель: « Люди, каких профессий прославляют воду?»
Ответы детей: ( Художники, композиторы, писатели…).
Стихотворение К. Чуковского.
Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане, всегда и везде - Вечная слава воде!
Муз. Руководитель:
« Дорогие ребята, вот и выполнили все задания царевны – лягушки. Собрали капельки, спасли озера и много нового узнали о Волшебнице – воде. Царевна – лягушка очень вами довольна и попросила меня передать вам подарки.»
Дарим детям книжки «Обитатели морей» и конфеты « Морские камушки»
Под музыку дети уходят из зала.
Музыкально-ритмическая композиция «Капельки»
Автор – А.К. Гибадуллина, Муз. Е.А. Гомоновой
И.П. – дети стоят врассыпную лицом к зрителю; руки опущены вдоль тела, кисти раскрыты ладонями в пол.
Вступление: повороты корпуса вправо-влево, мягко «пружиня» ногами.
1 куплет
- «кап-кап-кап» - встряхивают кистями рук на уровне груди в правую диагональ
- «кап-кап-кап» - те же движения в левую диагональ
- «тучки собираются» - поднимают руки вверх, одновременно вращая кистями («фонарики»)
- «кап-кап-кап, кап-кап-кап» - движения повторяются
- «дождик начинается» - руки вытянуты над головой, кисти рук имитируют «падающие капельки»
- «вот на землю капельки капельки упали» - руки через стороны раскрываются и опускаются вниз, одновременно приседая
- «ручейками по земле
быстро побежали» - имитируют руками «бегущий ручей»
Проигрыш: медленно встают в И.П.
2 куплет
- «кап-кап-кап, кап-кап-кап» - движения повторяются как в 1 куплете
- «дождик продолжается» - имитация «падающих капелек»
- «и никак, и никак дождик не кончается» - левая рука обхватывает правую - под локоток; правой рукой имитируют движение «маятник»
- «капельки устали
долго танцевали» - медленно приседают, руки сложены «под щечку»
- «дождик, дождик, перестань» - «грозят пальчиком»
- «отдохнуть немного» - резко встают и прыгают на двух ногах в ритм музыки
- «дай» - поднимают руки вверх в диагонали; пальцы раскрыты
Воспитатель: Ребята, а ведь не только мы вышли погулять. Посмотрите-ка, кто же идет нам на встречу? (показывает иллюстрацию «Дождик»).
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
Пусть веселый дождик капает, а мы пока спрячемся от него. (садятся на стульчики)
Муз. руководитель: Ребята, послушайте, как дождик капает, сначала медленно – кап, кап, кап, кап, кап… (выкладывает на магнитной доске сначала большие капли говоря, что капли большие, дети повторяют – большие)
– А теперь он закапал быстро – кап-кап-кап-кап…( выкладывает маленькие капли, говоря, что капли маленькие. Дети повторяют – маленькие)
– А вы хотите поймать капельки?
Кап-кап, тук-тук,
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки.
(Г. Бойко)
Дети ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой сначала в медленном темпе, затем в быстром, приговаривая при этом : «Кап, кап…»
Муз. руководитель: Посмотрите, ребята, у нас под стульчиками лежат колокольчики. Берите колокольчики, будем играть музыку дождя.
Капли просят: «Тише, тише…
На прогулку дождик вышел».
Мы будем играть негромко, чтобы не испугать дождик. ( педагог указывает на то, что дождик будет идти то, сильнее, то тише. Значит , и звучать колокольчики будут то быстро, то медленно. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует быстрое и медленное звучание. «Дождик капает быстро»– играют подняв колокольчик над головой, «Дождик идет медленно» – ударяют колокольчиком по ладошке (фотоприложение №1)
Звучит пьеса Любарского «Дождик». ( дети изображают дождь игрой на колокольчиках вместе с воспитателем).
Воспитатель: Что-то дождик долго льет. Я попрошу его перестать.
Дождик, дождик , полно лить,
Малых детушек мочить.
(русская народная закличка)
– Давайте попрощаемся с дождиком . А что мы наденем на ножки, чтобы их не промочить? (ответы детей)
– Правильно, сапожки.
– Нам одела мама
Красные сапожки,
Чтоб топали ножки
По мокрой дорожке.
( М.Картушина) – показывают, как одевают сапожки на ноги
– поочередно топают ногами.
Воспитатель: Пойдемте в новых сапожках дальше гулять.
Танец «Сапожок» С.Коротаевой ( или по выбору муз.рук.)
Воспитатель: Вот и пришли мы в парк. А в парке с деревьев облетают листья.
Падают, падают, листья.
В нашем саду – листопад.
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят.
Проговаривая стихотворение воспитатель медленно разбрасывает листья. Предлагает детям выбрать для себя листочек.
С листьями осенними
Будем мы играть.
С листьями осенними
Будем танцевать.
(М. Картушина)
Исполняется «Танец с листочками».(«Танцы для малышей» Т.Суворовой. Санкт-Петербург 2006 г.). Или любой другой по выбору.
В конце танца дети кладут листики на пол произвольно. Воспитатель предлагает детям немного отойти и полюбоваться, на осенний яркий ковер.
Листопад, листопад –
Пенится тропинка.
И шумит, как водопад,
Каждая осинка!
(Т.Белозеров)
Аппликация «Листопад в парке».
На длинном листе бумаги уже нарисованы педагогом несколько деревьев( можно нарисовать их мелками – коричневыми, темно-серыми, черными). Детям предлагается приклеить кленовые, березовые, дубовые листочки на ветки деревьев или просто на лист бумаги, как будто они парят в воздухе или уже облетели и лежат на земле. Листочки – готовые формы. После окончания работы полюбоваться получившейся картиной.
Используемая литература:
1. «Праздники и развлечения для малышей» М.Картушина
2. «Мы рисуем, танцуем и поем» И.Каплунова, И.Новоскольцева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД «Вы слыхали о воде?»
Экспериментальная деятельность...
Конспект занятия по экологии «Вы слыхали о воде?» для детей подготовительной группы
Конспект занятия по экологии «Вы слыхали о воде?» для детей подготовительной группы Цель: Дать понятие о значимости воды всего живого на земле. Задачи: - Познакомить детей со свойствами вод...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы « Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Вода. Состояния воды". Содержит иллюстративный материал....
Конспект занятия в подготовительной группе: "Вы слыхали о воде?"
Программное содержание: дать детям представление о свойствах воды (жидкость, растворитель),познакомить со способом очистки воды; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логиче...
Конспект интегрированного занятия на тему: «Вы слыхали о воде?...»
Интегрированное занятия в подготовительной группы...
Проектная деятельность по экологии в старшей группе- "Вы слыхали о воде?Говорят она везде!"
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему: «Что м...
Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Вы слыхали о воде?»
НОД по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Вы слыхали о воде?»...