Вы слыхали о воде
занимательные факты (старшая группа) на тему

Бычихина Татьяна Сергеевна

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей в старше-подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyslyhali_o_vode_.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад  № 76 Центрального района

Конспект интегрированного занятия  по экологическому воспитанию детей в старше - подготовительной  группе

« Вы, слыхали о воде?»

Подготовлен

 музыкальным руководителем

                         Салиховой Аэлитой Геннадьевной

 воспитателем:    

                         Бычихиной Татьяной Сергеевной

                          г. Санкт-Петербург  2014 год

Цель: Познакомить детей с различными состояниями воды: жидкое, твердое,    парообразное.

Задачи: Воспитательные :

  • Воспитывать бережное отношение к воде.
  • Воспитывать социальные навыки: умение работать
  • в группе, умению договариваться.
  • Развивать умение высказываться о прослушанной музыке, используя разнообразные определения;
  • Петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни с помощью движений.

        Развивающие : 

  • Расширять знания и представления о воде.
  • Показать важность воды для всего живого.
  • Развивать познавательную активность в процессе                                 экспериментирования.
  • Развивать любознательность, наблюдательность.
  • Развивать умение читать стихи, обогащать и

     активизировать      словарь.      

  • Развивать творческую активность детей.
  • Закрепить знания детей о круговороте воды в природе,

     значение  воды в жизни человека, животных и растений,

Обучающие:      

  • Учить детей участвовать в эксперименте, устанавливать  причинно-следственные связи.
  •  Учить детей отвечать сложными предложениями.

Используемая литература :

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой;    
  2. «Наш дом – природа» (учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников, под ред. Н. А. Выжовой, М., 1997.  
  3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ». – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.
  4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: «Линка-Пресс», 2004 г.  

Дидактическое обеспечение :

Фотовыставка, картины с изображением воды в разных ее состояниях, карточки, надувной матрац, конверт с заданиями, царевна – лягушка, аквариум, фонтанчик, колодец, золотая рыбка.

Атрибуты для танцев: (облака, цветы, глобус, листья).

СД « Звуки природы»,СД « Кукоша»,

Лаборатория :

Емкости для опытов, спиртовка, сок,  вода, стаканы с пресной и соленой водой,  одноразовые стаканчики по количеству детей. Плакаты и карточки: « Круговорот воды в природе», «Будь осторожен на воде», « Не загрязняй воду».

Предварительная работа: Проведение опытов с водой, наблюдения в природе, быту, экскурсии к водоему, на кухню (свойства воды). Использование песен, прослушивание музыкальных произведений по теме, загадок, чтение художественных произведений о воде. Организация выставки фотографий, рассматривание картин с изображением воды, дидактические игры. Работа с родителями.

1 часть занятия

  1. Вход детей.
  2. Чтение стихотворения  « Наш дом» муз. руководителем

                 Круглый шарик в небе кружится посреди других планет.

Есть на нём дома и улицы, есть на нём моря и лужицы,

Тундра и дремучий лес. Этот шарик голубой домом стал для нас с тобой!

  1.            Музыкально – ритмическая зарисовка с атрибутами.

                                             СД « Мелодии детства»

  1. Рассматривание глобуса.

 Воспитатель:  Какую форму имеет глобус? (Округлую.) Что обозначено на глобусе желтым цветом? (Суша.) А вот голубым цветом обозначена вода — океаны и моря. Маленькие овалы — это озера, тонкие синие линии — это реки. Что обозначает каждый цвет, и чего больше.

Ответы детей: ( Суша, вода, синего цвета).

Стихотворение « Вы, слыхали о воде?»

               Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете, и в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает. На плите у нас кипит .Паром чайником шипит.

Смею вам я доложить - Без нее нам не прожить!

  1. Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить только о воде. О воде вы узнаете много нового, интересного и познавательного. Вы узнаете, дети, что вода как добрая волшебница умеет превращаться, может быть разной. И у меня к вам есть вот какой вопрос: а для чего нам нужна вода, как она нам помогает? Где можно встретить большое количество воды?

Ответы детей: (Мы пьём воду, моем руки, моем игрушки, купаемся, стираем вещи, моем пол и посуду, поливаем растения и грядки, купаемся в бассейне, отдыхаем на берегу реки, вода нужна животным и рыбкам) .

Ответы детей: ( лужа, море, океан…)

Стихотворение Н.А. Рыжовой.

В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед, Растает - и снова в поход.

По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда, Эта Волшебница - наша вода.

2 часть занятия

( Прилетает воздушный шарик с письмом с заданиями от царевны - лягушки.

 За каждое выполненное задание, дети получают капельку)

« Дорогие ребята! За морями, за лесами, есть три озера. Одно очень красивое, а два других погибают. Помогите спасти озера! А, сможете их спасти, когда выполните все мои задания, и соберете капельки. Удачи!»

  1.  « Аквариум» (отдых детей ).

Загадка. На окошке стоит пруд. А в нем рыбки живут. ( Аквариум)

Воспитатель:  « Для чего людям нужен аквариум?»

Ответы детей: ( наблюдать. Любоваться. Рассматривать. Ухаживать за рыбками и водорослями…).

Вопрос : «Откуда появляется вода в аквариуме? Как приходит в дом вода?

Ответы детей: ( из крана).

Воспитатель: « Что будет. Если кран сломается? Кончится чистая вода?»

Карточка: « Экономь воду»

Воспитатель: Давайте, возьмем капельку воды из водопроводного крана.

  1. Родник. (Родниковая вода)

Загадка: « Он без рук, он без ног, из земли пробиться смог,

                  нас он летом, в самый зной. Ледяной поит водой ».

Слушание звуков ручейка. ( Плещется, журчит, шумит. Брызгается…)

Воспитатель:  « Откуда появляется родник?»   « А, жить он может в море, озере…?»

Стихотворение : «Родник». Иван Бунин.        

В глуши лесной, в глуши зелёной, всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой. Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит, крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами, стеклом расплавленным бежит.

Воспитатель: « Какие красивые слова вы услышали о воде?»

Ответы детей: ( Студеный, хрустальный …).

Двигательный этюд « Ключик, ключик, родничок. Чистая вода.

         Чей-то круглый кулачок, звонко бьёт со дна».

Воспитатель: Давайте, возьмем капельку  родниковой воды.

  1. Закрепление ранее проведенных опытов с водой: состояние воды. Свойства воды.

Опыт 1. «Вода прозрачная» Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с соком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему?

Вывод: Вода прозрачная, а сок - нет.

Опыт 2. «У воды нет вкуса» Предложить детям попробовать воду.

Вопрос: Есть ли у нее вкус?

Вывод: Вкуса нет. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Опыт 3 «У воды нет запаха» Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).

Вопрос: Есть ли у нее запах?

Вывод: Запаха нет. Но, вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт 4 «Лед  -  твердая вода» Показать кубики льда, заморозив воду в холодильнике.

Вопрос: Что с ними происходит?

Вывод: Лед - это тоже вода.

Опыт 5 «Пар - это тоже вода» Подогреть воду.

Вопрос: Что появляется на зеркальце? По мере закипания воды появляется все больше пара.

Вывод: Пар - это тоже вода.

Опыт 6 «Вода - жидкая, может течь» Дать детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и перелить воду из одного в другой.

Вопрос: Льется вода? Почему?

Вывод: Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

(Уходя из лаборатории, дети получают на память картинку  капельки воды.)

  1. Рассматривание таблицы « Круговорот воды в природе».

Загадки: « Пушистая вата, плывет куда – то. Чем вата ниже. Тем дождик ближе».( облака).

     « Седой дедушка у ворот, все глаза нам заволок». ( туман).

                 « В морях и реках обитает. Но часто по небу летает.

  А, как наскучит ей летать, на землю падает опять».( круговорот).

Психогимнастика. 

        «Солнышко, солнышко, в небе свети, яркие лучики к нам протяни

 Ручки мы вложим в ладоши твои,  нас покружи. Оторви от земли.

 Солнышко греет, как жарко всем нам, В пар превратились. Летим к небесам».

                   

                     Танец « Облака» СД « Кукоша»

  1. Колодец. ( Колодезная вода).

Имитация. ( Достать из колодца воду, разлить по стаканчикам). Напились, освежились.

Воспитатель: Давайте, возьмем капельку колодезной  воды.

                                 Ритмическая  гимнастика"КАПЕЛЬКИ"


Муз. руководитель:
Кончился дождь. Стряхнем с себя капельки (имитируют) и смело пойдем по лужам (идут, высоко поднимая колени).

  1. Река. ( Речная вода).

 Загадка. «Чуть дрожит на ветерке, лента на просторе.

                 Узкий кончик в роднике, а широкий в море». ( Река).

  Воспитатель: « Как в речку попадает вода? Почему вода в речке кажется голубой?»

 Ответы детей: ( отражается небо).

  Определение цвета. Словарная работа ( спокойная, молчаливая, голубая).

  ОБЖ. Карточки: ( не заходи глубоко, не ныряй…).

Физкультминутка.    К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись:

        Раз, два, три, четыре – Вот так славно освежились!

       А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:

      Вместе – раз, это брасс, одной, другой – кроль. Все, как один, плывем, как дельфин.

     Вышли на берег крутой и отправились домой.

Воспитатель: Давайте, возьмем капельку речной воды.

  1. Море. ( Морская вода)

Загадка. « Кругом вода. А, с питьем беда. ( море).

                                                          Слушание СД. ( шум моря).

Музыкальная пауза «Море волнуется…»

Раздается голос Золотой рыбки.

Просит о помощи. Вытащить из сетей Золотую рыбку.

Золотая рыбка: « Спасибо, что помогли. Знаю я, что идете вы спасать озера,

                               что царевна – лягушка задала вам задание. Отгадаете мои загадки ?»

Воспитатель: « Почему нельзя пить морскую воду? Почему вода в море может быть разноцветной?»

 Ответы детей:    ( водоросли, песок, день, ночь, отражается небо…).    

 Воспитатель:               « Какие разноцветные моря вы знаете?»

 Ответы детей: ( Красное, Белое, Черное….).    

Воспитатель:  « Какие подарки море дарит людям?»

Ответы детей:  ( Радость, здоровье, янтарь, жемчуг…).

Золотая рыбка: « Молодцы! Возьмите каплю морской воды!»

  1. Болото. ( Болотная вода).

Загадка : « Все обходят это место, здесь земля как – будто тесто.

                  Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги».  ( Болото).

Вопрос: « Каких вы знаете сказочных героев, которые живут в воде, или около воды?»

Ответы детей: ( Кикимора, Водяной, Царевна – лягушка…).

Выходит Кикимора.

Задает вопросы: « В воде родилась, а мало в ней бывает?» (Лягушка).

                             « Что растет на болоте?»( Клюква, морошка…)

«А, еще я хочу посмотреть какие вы дружные, и как мальчики берегут наших девочек.  Пройдите по моему болоту, проведите друг друга».

                                                   Проходят по болоту.

 Кикимора: « Я знаю ,что у вас есть очень веселая песня про меня. Споете?».

                                               Песня «Кикимора» муз. и сл. Ю. Сокольской

Кикимора: « На тонкой паутинке, качается росинка, светлая, хрустальная,

                      словно бусинка на вид, капелька зеркальная».

Кикимора: « Молодцы, правильно, это капелька. И, я вам хочу подарить капельки росы и болота.

Пусть они вам тоже помогут спасти озера, а я останусь на болоте охранять свои богатства».

  1. Три озера. ( Озерная вода). Привал.

                                                    Слушание СД. ( Звуки природы).

Загадка: « Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зеленое». ( Озеро).

1 озеро высохшее.

Воспитатель: « Давайте поможем озеру, и выльем в него все капельки, которые у нас есть»

(Вылить капли, посадить растения)  « Капля, к капле, будет озеро».

Родник иссяк, ручей ослаб, А мы из крана — кап, кап, кап...
Мелеют реки и моря, Не тратьте воду зря, зря, зря..
А то пройдет немного лет  и нет водицы — нет, нет, нет.(С. Погорельский)

2 озеро – грязное.

Воспитатель: « Кто загрязняет воду?»

Ответы детей: ( Люди, заводы, водный транспорт…).

Воспитатель: К воде – бесценному дару природы нужно относиться бережно и экономно. Давайте подумаем, как нужно беречь воду?

 Ответы детей: (Не загрязнять водоёмы и реки – это дом рыбок. Нельзя кидать в воду бутылки, банки. Нельзя стирать порошком и мылом бельё в реке. Нельзя в реке мыть машину, мотоцикл, велосипед. Грязь попадает в речку – рыбки умирают. Люди не могут пить грязную воду) .

                                          Карточка « Не, загрязняй воду».

Воспитатель: « Что, будет, если исчезнет чистая вода?»

 Без воды нам не умыться, не наестся, не напиться .

 Смеем мы вам доложить, без нее нам не прожить.
Листику не распуститься без воды.                                                                

 Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.    

 И поэтому всегда, всем везде нужна вода.

3 озеро – волшебное. Привал. Любуемся озером.

Игра « Где, нашли капли?»  ( Добавляем слово, передаем каплю).

Воспитатель: « Что произойдет, если не будет родников, ручейков?»

Ответы детей: (Без воды растения погибнут, люди и животные не смогут утолить жажду.

Мы не сможем умыться, без воды нельзя выстирать бельё, вымыть посуду, пол.

Без воды погибнут рыбы, растения и животные, которые живут в воде…)

Воспитатель:  « Люди, каких профессий прославляют воду?»

Ответы детей: ( Художники, композиторы, писатели…).

Стихотворение  К. Чуковского. 

 Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться

 В ушате, в корыте, в  лохани, в реке, в ручейке, в океане,

 И в ванне, и в бане, всегда и везде - Вечная слава воде!  

Муз. Руководитель:

« Дорогие ребята, вот и выполнили все задания царевны – лягушки. Собрали капельки, спасли озера и много нового узнали о Волшебнице – воде. Царевна – лягушка очень вами довольна и попросила меня передать вам подарки.»

Дарим детям книжки «Обитатели морей» и конфеты « Морские камушки»

Под музыку дети уходят из зала.

                               Музыкально-ритмическая композиция «Капельки»
Автор – А.К. Гибадуллина, Муз. Е.А. Гомоновой

И.П. – дети стоят врассыпную лицом к зрителю; руки опущены вдоль тела, кисти раскрыты ладонями в пол.
Вступление: повороты корпуса вправо-влево, мягко «пружиня» ногами.
1 куплет
- «кап-кап-кап» - встряхивают кистями рук на уровне груди в правую диагональ
- «кап-кап-кап» - те же движения в левую диагональ
- «тучки собираются» - поднимают руки вверх, одновременно вращая кистями («фонарики»)
- «кап-кап-кап, кап-кап-кап» - движения повторяются
- «дождик начинается» - руки вытянуты над головой, кисти рук имитируют «падающие капельки»
- «вот на землю капельки капельки упали» - руки через стороны раскрываются и опускаются вниз, одновременно приседая
- «ручейками по земле
быстро побежали» - имитируют руками «бегущий ручей»
Проигрыш: медленно встают в И.П.
2 куплет
- «кап-кап-кап, кап-кап-кап» - движения повторяются как в 1 куплете
- «дождик продолжается» - имитация «падающих капелек»
- «и никак, и никак дождик не кончается» - левая рука обхватывает правую - под локоток; правой рукой имитируют движение «маятник»
- «капельки устали
долго танцевали» - медленно приседают, руки сложены «под щечку»
- «дождик, дождик, перестань» - «грозят пальчиком»
- «отдохнуть немного» - резко встают и прыгают на двух ногах в ритм музыки
- «дай» - поднимают руки вверх в диагонали; пальцы раскрыты


Воспитатель: Ребята, а ведь не только мы вышли погулять. Посмотрите-ка, кто же идет нам на встречу? (показывает иллюстрацию «Дождик»).
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
Пусть веселый дождик капает, а мы пока спрячемся от него. (садятся на стульчики)
Муз. руководитель: Ребята, послушайте, как дождик капает, сначала медленно – кап, кап, кап, кап, кап… (выкладывает на магнитной доске сначала большие капли говоря, что капли большие, дети повторяют – большие)
– А теперь он закапал быстро – кап-кап-кап-кап…( выкладывает маленькие капли, говоря, что капли маленькие. Дети повторяют – маленькие)
– А вы хотите поймать капельки?
Кап-кап, тук-тук,
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки.
(Г. Бойко)
Дети ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой сначала в медленном темпе, затем в быстром, приговаривая при этом : «Кап, кап…»
Муз. руководитель: Посмотрите, ребята, у нас под стульчиками лежат колокольчики. Берите колокольчики, будем играть музыку дождя.
Капли просят: «Тише, тише…
На прогулку дождик вышел».
Мы будем играть негромко, чтобы не испугать дождик. ( педагог указывает на то, что дождик будет идти то, сильнее, то тише. Значит , и звучать колокольчики будут то быстро, то медленно. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует быстрое и медленное звучание. «Дождик капает быстро»– играют подняв колокольчик над головой, «Дождик идет медленно» – ударяют колокольчиком по ладошке (фотоприложение №1)
Звучит пьеса Любарского «Дождик». ( дети изображают дождь игрой на колокольчиках вместе с воспитателем).
Воспитатель: Что-то дождик долго льет. Я попрошу его перестать.
Дождик, дождик , полно лить,
Малых детушек мочить.
(русская народная закличка)
– Давайте попрощаемся с дождиком . А что мы наденем на ножки, чтобы их не промочить? (ответы детей)
– Правильно, сапожки.
– Нам одела мама
Красные сапожки,
Чтоб топали ножки
По мокрой дорожке.
( М.Картушина) – показывают, как одевают сапожки на ноги
– поочередно топают ногами.
Воспитатель: Пойдемте в новых сапожках дальше гулять.
Танец «Сапожок» С.Коротаевой ( или по выбору муз.рук.)

Воспитатель: Вот и пришли мы в парк. А в парке с деревьев облетают листья.
Падают, падают, листья.
В нашем саду – листопад.
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят.
Проговаривая стихотворение воспитатель медленно разбрасывает листья. Предлагает детям выбрать для себя листочек.
С листьями осенними
Будем мы играть.
С листьями осенними
Будем танцевать.
(М. Картушина)
Исполняется «Танец с листочками».(«Танцы для малышей» Т.Суворовой. Санкт-Петербург 2006 г.). Или любой другой по выбору.
В конце танца дети кладут листики на пол произвольно. Воспитатель предлагает детям немного отойти и полюбоваться, на осенний яркий ковер.
Листопад, листопад –
Пенится тропинка.
И шумит, как водопад,
Каждая осинка!
(Т.Белозеров)
Аппликация «Листопад в парке».
На длинном листе бумаги уже нарисованы педагогом несколько деревьев( можно нарисовать их мелками – коричневыми, темно-серыми, черными). Детям предлагается приклеить кленовые, березовые, дубовые листочки на ветки деревьев или просто на лист бумаги, как будто они парят в воздухе или уже облетели и лежат на земле. Листочки – готовые формы. После окончания работы полюбоваться получившейся картиной.
Используемая литература:

1. «Праздники и развлечения для малышей» М.Картушина
2. «Мы рисуем, танцуем и поем» И.Каплунова, И.Новоскольцева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «Вы слыхали о воде?»

Экспериментальная деятельность...

Конспект занятия по экологии «Вы слыхали о воде?» для детей подготовительной группы

Конспект занятия по экологии «Вы слыхали о воде?» для детей подготовительной группы   Цель: Дать понятие о значимости воды всего живого на земле. Задачи: - Познакомить детей со свойствами вод...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы « Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Вода. Состояния воды". Содержит иллюстративный материал....

Конспект занятия в подготовительной группе: "Вы слыхали о воде?"

Программное содержание: дать детям представление о свойствах воды (жидкость, растворитель),познакомить со способом очистки воды; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логиче...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Вы слыхали о воде?...»

Интегрированное занятия в подготовительной группы...

Проектная деятельность по экологии в старшей группе- "Вы слыхали о воде?Говорят она везде!"

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим  миром с элементами экспериментирования  для детей старшей группы  на тему: «Что м...

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Вы слыхали о воде?»

НОД  по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Вы слыхали о воде?»...