«Формирование позиции ответственного родителя через клубную систему работы в ДОУ»
статья по теме

Попова Татьяна Анатольевна

В данной статье говорится об идее взаимосвязи  общественного и семейного воспитания, о формировании ответственного отношения  родителей к воспитанию детей.  О создании в МАДОУ ДС КВ "Огонек" г.Новый Уренгой  на базе группы детей старшего дошкольного возраста родительского клуба "Вдохновение".Основным  направлением работы с родителями  которого выбрано интерактивное направление  - мини - практикумы, тренинги, мастер - классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Идея взаимосвязи  общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе  в Законе об образовании РФ, ст.18. «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи».

О важности проведения педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящее время не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.

Активное привлечение родителей к участию в  работе обосновывается все теми же обстоятельствами: система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития (Л. С. Выготский). Родители – это естественные учителя своих детей. Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.
В  нашем детском саду планируются разнообразные формы работы с семьями воспитанников, которые позволяют им быть активными участниками воспитательно-образовательного процесса и постоянно получать информацию о результатах работы с детьми.

Мы выделяем семь направлений работы с родителями:

ознакомительное  -  сбор информации  (анкетирование для оценки общения в семье по теме: "Будем знакомы". Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить,  какой стиль общения присущ семье ; собеседование);

общепрофилактическое - наглядная агитация (стенды, консультации, родительские газеты, буклеты, памятки, тестирование без обработки данных с целью проверки родителями собственных знаний по актуальному вопросу развития ребенка на текущий момент и т.д.);

коллективное и индивидуальное - тематические и расширенные родительские собрания с приглашением узких специалистов, на которых все участники педагогического процесса представляют результаты диагностики и пути всестороннего развития ребенка; знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки и т.д.;

интегративное - совместные мероприятия  (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии, День открытых дверей, совместные проекты, участие в оформлении персональных выставок, детских работ, акции по выполнению правил дорожного движения и т.д.);

интерактивное - мини - практикумы, в ходе которых родителям дают определенные знания и практические умения для дальнейшего закрепления материала в домашних условиях; тренинги для родителей, в ходе которых педагог  создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в общении с ребенком; мастер - классы обеспечивающие передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы (клуб «Вдохновение»);

рефлексивное (обратная связь) - выявление изменений, мониторинг;

перспективное - совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через информационную корзину).

 Работая много лет в дошкольном образовательном учреждении, одной из актуальных проблем современной жизни я считаю  организацию плодотворного сотрудничества воспитателя  дошкольного образовательного учреждения и родителей. Семья – это целый мир ребенка. А детский сад призван выполнять  ряд важных  воспитательных,  развивающих и социальных функций. В данной ситуации очень важно дополнять друг друга, помогать друг другу и взаимодействовать. Именно с этой целью  на базе нашей группы  детского сада  «Огонек»  был создан мною  семейный клуб «Вдохновение»

Во всех формах работы с родителями создаются условия для развития общительности, инициативности, ответственности, самостоятельности..

Повышая  и обогащая педагогическими знаниями и умениями родителей старших дошкольников путем создания специально-организованных условий по всем семи направлениям, мы влияем на улучшение реальных взаимоотношений между родителями и их детьми. Но особой и эффективной формой работы, влияющей на формирование у родителей ответственной позиции к воспитанию и обучению дошкольников ,  считаю организацию клубной системы работы с ними. То есть ставлю акцент на интерактивном направлении в работе с родителями.

Основная цель работы клуба «Вдохновение» - формирование ответственного отношения  родителей к воспитанию детей.

Задачи клуба «Вдохновение»:

1.. Способствовать сплочению родительского коллектива, а также  укреплению отношений  между родителями и их детьми.

2. Создать условия для совместной творческой  деятельности родителей и детей.

3.  Педагогическое просвещение  родителей.

4. Оказание практической и теоретической  помощи родителям воспитанников   через трансляцию  основ  теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.

5.  Воспитание уважения к детству и родительству.

Вступление в клуб на добровольной основе. Права и обязанности его членов  регулируются Положением.  Возглавляет  «Вдохновение» творческая группа ,состоящая из пяти человек.  В ее состав входят воспитатель, т .е. я и  наиболее активные  из родителей. Наша работа ведется в двух направлениях :

- Подбор  содержания работы с детьми  по всем направлениям .

- Разработка сценариев  различных форм работы  с родителями.

 В начале учебного года  семьям воспитанников предложила заполнить  анкету «Будем знакомы!», содержание которой  позволяет познакомиться с семьей, выявить наиболее приемлимые формы работы с родителями. На основе анкетирования составляется план работы на год. В работе клуба  принимают участие не только  родители, воспитатели , но и дети, и специалисты детского сада. Также мы сотрудничаем с социальными институтами нашего города. Приглашаем  инспектора по надзорной деятельности, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения.

 

Об эффективности  проводимой  клубом работы свидетельствуют :

- появление у родителей  интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- увеличение количества вопросов к педагогам, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- появление размышления родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение их  активности.  

  Продолжив работу с родителями в системе, мы постепенно получим определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными и ответственными  помощниками  воспитателя и администрации ДОУ. Позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция-презентация. Формирования позиции ответственного родительства.

Взаимодействие семьи и ДОУ в аспекте формирования позиции ответственного родительства...

«Формирование здорового образа жизни через физкультурно – оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста»

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут счита...

Консультация для педагогов "Партнёрские отношения с семьёй и формирование социальной ответственности. Преодоление сложных ситуаций в работе с родителями".

Описана ситуация, сложившаяся в работе с семьёй в последнее время. Приведены формы работы, задачи и рекомендации по работе с родителями на основе обебщения и систематизации научно методической литерат...

Развитие коммуникативной креативности родителей через клубную систему работы в ДОУ

В нашем детском саду планируются разнообразные формы работы с семьями воспитанников, которые позволяют им быть активными участниками воспитательно-образовательного процесса и постоянно получать информ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы по формированию гражданской ответственности родителей в сфере воспитания нравственно-патриотических качеств детей.

В данной публикации предлагается краткий план работы музыкального руководителя в дошльном учреждении с родителями детей ....

Формирование информационной культуры родителей через календарь «Озорные лучики»

Формирование информационной культуры родителей через календарь «Озорные лучики»...

Формирование педагогической компетентности родителей через нетрадиционные формы

Способствовать формированию у родителей необходимых педагогических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребенком...