Консультация для педагогов "Партнёрские отношения с семьёй и формирование социальной ответственности. Преодоление сложных ситуаций в работе с родителями".
консультация на тему
Описана ситуация, сложившаяся в работе с семьёй в последнее время. Приведены формы работы, задачи и рекомендации по работе с родителями на основе обебщения и систематизации научно методической литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partnyorskie_otnosheniya_s_semyoy.docx | 38.39 КБ |
preodolenie_slozhnykh_situatsiy_v_rabote_s_roditelyami.docx | 13.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 43 «Колобок»
(МБДОУ ДС № 43 «Колобок»)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
на тему:
Партнёрские отношения с семьёй и формирование социальной ответственности. Преодоление сложных ситуаций в работе с родителями.
Подготовила: педагог-психолог Литвинова Светлана Ивановна.
Г. Белая Калитва
2014
Партнёрские отношения с семьёй и формирование социальной ответственности.
Разговор о партнёрских отношениях начнём с обоснования необходимости педагогической поддержки современной российской семьи.
Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно – нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.
- Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристратия человека к своему «Я»;
- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака;
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
- Повреждены устои семьи:
- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
- нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
- Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привёл к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов;
- растёт численность совершённых абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи;
- увеличилось число нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей, социальных сирот.
- Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
- не имея навыков совместного проживания с ребёнком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребёнком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;
- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно – нравственного мира ребёнка;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;
- представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приёмами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.
- Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально – волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением семейных родительских и детско- родительских отношений;
- нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей даёт существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определённой системой нравственных правил и ориентиров, в молодёжной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
- духовно – нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьёй, обществом, нацией, государством;
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.
- Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи:
- тема целомудрия, любви, верности очень мало звучит в содержании образовательных программ;
- в учебном плане школ отсутствуют предметы «духовно-нравственные основы семьи», «Основы нравственности»;
- до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков;
- очень медленно идёт процесс преодоления отчуждения образовательных учреждений и семьи, в ряде учреждений работа с родителями сведена к бюрократическим формальностям.
- Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
- в социокультурном пространстве СМИ темы семейной воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
- массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм, всевозможные искажения в сфере семейных отношений.
Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи. Культ наслаждений и порока, искусственная беззаботность, «психология Диснейленда» с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий – все это ожесточённо атакует неокрепшие души.
Очевидно, что приоритет земных интересов над культурно- историческими и духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.
Также следует отметить, что в течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелание её преодолевать. Родители допускались в ДОУ, когда требовалась их помощь в благоустройстве помещения, озеленении, их приглашали на праздники, собрания. В остальные дни двери детского сада были для них закрыты. Педагоги искренне полагали, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьёй с доминированием монолога педагога. Это вызвало ошибки в общении педагога с родителями (торопливость в оценке ребёнка с акцентом на негативные проявления, игнорирование настроения собеседника и т.д.). Такие ошибки – свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая сводит на нет его педагогическую профпригодность.
Так30% воспитателей убеждены, что они обращаются к родителям по поводу развития их ребёнка, и лишь 2% родителей припомнили такое общение.
25% родителей на вопросы об образовательных программах, об уровне развития своего ребёнка отвечают: «Не знаю».
Эти и многие другие данные указывают на то, что взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы, то для родителей наиболее значимо – как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребёнок.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «партнёрские отношения», «сотрудничество» и «взаимодействие».
Партнерство - это добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль. В честных партнерских отношениях права и ответственность сторон четко проговариваются, а еще лучше - прописываются. Так в детском саду имеется договор между МБДОУ и родителями (лицами их заменяющими) ребёнка.
Партнерские отношения - отношения, где партнеры уважают друг друга и осознанно друг с другом сотрудничают, где каждый заботится не только о своих интересах, но и об интересах партнера. Партнерство - это проявление цивилизованных отношений, в отличие от нечестного манипуляторства и паразитизма.
В партнерских отношениях обязательно присутствует уважение партнеров, признание ценности партнера и его мнения, интерес к партнеру, наличие общей цели, диалог между партнерами, понимание (соблюдение) собственных прав и прав партнера, разделение ответственности - принятие на себя ответственности за свои действия и партнера и передача ответственности партнеру за него и его действия.
Уважение - обязательный момент партнерских отношений, но поскольку партнерство не предполагает равенства, то и мера уважения в реальном партнерства может быть различна. Если в семье все стремятся к партнерским отношениям, то уже с пяти лети родители спрашивают мнение ребенка, его мнение - учитывается. Однако желание ребенка, пока оно не подкреплено вкладами с его стороны и его ответственностью, "весит" меньше, чем слово взрослого.
Партнерские отношения прекращаются, когда сотрудничество становится невыгодным; когда одна из сторон в принципе перестает что-либо вкладывать в отношения или общее дело, либо количество неприятностей от сотрудничества начинает перевешивать получаемые преимущества. Партнерство в отношениях прекращается, когда одна из сторон начинает обманывать другую сторону.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
- Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
- Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка. Перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка. Перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада.
Открытость дошкольного учреждения
Реализовать открытость ДОУ «внутрь» - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.
Для этого нужно создать следующие условия:
- личностную готовность педагога открыть самого себя в какой –то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства;
- вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательной или музыкальной школой, спортивным комплексом и т.д.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.
- Психологии доверия. Родители, должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребёнку воспитателей. Воспитатели, в свою очередь, не должны торопиться с оценками в его развитии, не использовать выражения типа «ваш Саша», «ваш ребёнок», подчёркивая отстранённость от проблем воспитания.
- Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями, например: «Галина Алексеевна, Митя придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли».
- Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи, но плакаты и фотографии. Не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках –передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6- иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.
Следует также создать резерв для обмена информации. Каждый день должны быть представлены материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую выучили, и т.д. Следует иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой родители могли бы обратиться с каким-нибудь предложением к другим родителям, поделиться опытом, информацией, советом (возможно кулинарным рецептом).
- Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребёнок. При этом они не обязаны ставить в известность воспитателя о своём посещении.
- Линия взаимодействия педагогов и родителей не остаётся неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
- Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания). Например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон.
- Линия воздействия на семью через ребёнка. Если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, ребёнок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Прежде чем начинать взаимодействие с родителями, воспитателям следует провести детальный опрос и изучение семей через различные анкеты, беседы.
Необходимо учесть:
- тип семьи: (многопоколенная, нуклеарная (родители и дети), неполная, полная, псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, школе, на работе и т.д.));
- сущностные характеристики ( проблемная семья, зрелая семья, традиционная или современная семья);
- образ жизни (характер и стиль семейных отношений, кому принадлежит доминирующая роль.
При организации взаимодействия с семьями целесообразно использовать следующие фазы планирования:
- Педагоги должны чётко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только её.
- Каждый работник ДОУ должен четко представлять, какую пользу он получит от этой работы.
- Обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, долгосрочные программы, учет своего воздействия через какой то промежуток времени (годы).
В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования:
- задачи информационного плана
- задачи обучающего плана.
- Изучение семьи и установление контактов с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребёнка ( анкетирование, опрос, беседы с членами семьи, наблюдение за ребёнком, создание педагогических ситуаций, анализ детских рисунков, анализ рассказов на заданную тему, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему» Мой ребёнок», фиксация дня ребёнка, и т.д.)
Чтобы заслужить доверие родителей ( по В.А.Петровскому)
Этапы работы:
- «Трансляция родителям положительного образа ребёнка». Педагог никогда не жалуется на ребёнка, даже если он что- то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом: «Ваш ребёнок лучше всех».
- «Трансляция родителям знаний о ребёнке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребёнка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «Ваш ребёнок лучше всех» - каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется.
- «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребёнка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученный от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать её только для организации позитивного взаимодействия.
- «Совместное исследование и формирование личности ребёнка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Общая продолжительность всех этапов занимает около полутора – двух месяцев.
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ ВНУТРИ ДОУ
- Презентация дошкольного учреждения.
- Открытые занятия с детьми для родителей.
- Педагогический совет с участием родителей.
- Посещение семьи.
- Педагогические беседы с родителями.
- Тематические консультации.
- Групповые собрания родителей.
- «Круглый стол» с родителями.
- Конференция с родителями.
- Общие собрания родителей.
- Наглядная пропаганда.
- Вечера вопросов и ответов
- Устные журналы
- Встречи с интересными людьми.
- Клубы.
- Индивидуальные поручения.
- Переписка.
- Викторины.
- Турпоходы.
- Выпуск газет (совместно с родителями).
- Фотовыставки.
- Памятки-приглашения.
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДОУ
- Университет педагогических знаний и лекторий.
- Киноуниверситет или кинолекторий.
- Школы для родителей.
- Читательские конференции по книгам о воспитании.
- Тематические выставки.
- Информационные бюллетени.
- Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях.
- Родительские конференции.
- Консультации для родителей.
- Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях.
- Выступления воспитанников детских садов.
- Выступления педагогов.
Условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи.
- Единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи.
- Преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи.
- Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания.
- Планирование педагогами ДОУ в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм.
- Наличие в ДОУ документации, раскрывающей работу педагогов с родителями (протоколы родительских собраний, консультации, наличие материалов наглядной педпропаганды).
- Подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам
- Участие педагога-психолога и педагогов ДОУ в педагогической пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей – дошкольников.
Стоит отметить, что родителей необходимо ознакомить с правами и обязанностями родителей, которые определены в статьях 38,43 Конституции Российской Федерации; главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Ведь РОДИТЕЛЬ несёт персональную ответственность за воспитание ребёнка, а социальные институты призваны ему оказывать помощь. В свою очередь и педагоги дошкольного учреждения должны знать не только свои права, но и обязанности, а также ответственность по закону за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Преодоление сложных ситуаций в работе с родителями.
Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию с родителями (Д.Б.Филонов).
- Стадия накопления согласия.
Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете, что он неприятен родителю. Поэтому задача первого этапа – нейтрализация настороженности, тревожности партнёра, разведывательный поиск общих тем. Для того чтобы расположить к себе партнёра, следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном аспекте разговора. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями.
- Поиск совпадающих интересов.
Выясняется всё, что указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.
- Взаимное приятие для обсуждения личностных качеств и принципов.
К этому этапу общение уже приобретает эмоциональную окраску, когда можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь воспитателю следует показать , что, независимо от фактического состояния дел, он принимает те принципы воспитания, стиль взаимоотношений в семье, которые предлагает родитель. Главное – подвести собеседника к мысли, что вас связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.
- Выявление качеств, опасных для взаимодействия.
Благодаря пройденным стадиям, настороженность собеседника снимается настолько, что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств, заняться сомокритикой, причём иногда признание делается в косвенной форме. У родителя проявляется потребность раскрыться перед педагогом.
- Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации.
На этой стадии психологический фундамент уже настолько прочен, что можно приступить к той цели, которую ставил перед собой педагог изначально, и открыто говорить о том, что его волнует в вопросах воспитания ребёнка.
- Согласованное взаимодействие.
Теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализованы, взаимопонимание установлено, родитель начинает прислушиваться к доводам и доказательствам без недоверия и психологических барьеров.
Используемая литература:
- Научно- практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением. // № 3 2008.
- Научно- практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением. // № 5 2004.
- Научно- практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением. // № 4 2006.
- Научно- практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением. // № 4 2008.
- Приложение к научно- практическому журналу «Управление дошкольным образовательным учреждением. «Работа с родителями в ДОУ»// Творческий центр СФЕРА Москва 2005.
- Библиотека журнала «Управление ДОУ» . «Детско- родительский клуб «Весёлая семейка» Практические материалы.// Творческий центр СФЕРА Москва 2012.
- «Детский сад и семья» под редакцией Т.А.Марковой. Москва.» просвещение» 1986.
- «Психология современной семьи» С.В.Ковалёв. Москва «Просвещение» 1988.
Предварительный просмотр:
Преодоление сложных ситуаций в работе с родителями.
Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию с родителями (Д.Б.Филонов).
- Стадия накопления согласия.
Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете, что он неприятен родителю. Поэтому задача первого этапа – нейтрализация настороженности, тревожности партнёра, разведывательный поиск общих тем. Для того чтобы расположить к себе партнёра, следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном аспекте разговора. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями.
- Поиск совпадающих интересов.
Выясняется всё, что указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.
- Взаимное приятие для обсуждения личностных качеств и принципов.
К этому этапу общение уже приобретает эмоциональную окраску, когда можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь воспитателю следует показать , что, независимо от фактического состояния дел, он принимает те принципы воспитания, стиль взаимоотношений в семье, которые предлагает родитель. Главное – подвести собеседника к мысли, что вас связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.
- Выявление качеств, опасных для взаимодействия.
Благодаря пройденным стадиям, настороженность собеседника снимается настолько, что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств, заняться сомокритикой, причём иногда признание делается в косвенной форме. У родителя проявляется потребность раскрыться перед педагогом.
- Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации.
На этой стадии психологический фундамент уже настолько прочен, что можно приступить к той цели, которую ставил перед собой педагог изначально, и открыто говорить о том, что его волнует в вопросах воспитания ребёнка.
- Согласованное взаимодействие.
Теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализованы, взаимопонимание установлено, родитель начинает прислушиваться к довадам и доказательствам без недоверия и психологических барьеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с родителями
Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций в работе с родителями...
тренинг для педагогов " Конфликтные ситуации в работе с родителями"
В данном материале я постаралась в доступной форме рассказать коллегам о конфликтах, часто возникающих между воспитателями и родителями!...
Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».
Консультация для педагогов.«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».Умение правильно воспринимать литературное произведение не прихо...
Консультация для воспитателей ДОУ «Педагогам – о преодолении сложных ситуаций в работе с родителями воспитанников»
Основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, неуверенность в своей правоте,...
Консультация «Педагогам – о преодолении сложных ситуаций в работе с родителями воспитанников»
Консультация для воспитателей по использованию техники "Я-сообщения" в работе с родителями....
"Дошкольник - волонтёр, как средство формирования социальной ответственности, инициативы и самостоятельности"
В наше время современное российское общество, переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, м...
"Модель формирования социально-ответственной личности ребенка в условиях дошкольного учреждения"
Социально-личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают форми...
Комментарии
Спасибо, Светлана Ивановна,
Спасибо, Светлана Ивановна, очень нужный материал!