Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете
материал по логопедии (младшая группа)
ОППРС в области Речевое развитие, рекомендованы различные пособия, игры, игрушки для уголков и центров по различным видам деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды
в логопедическом кабинете для детей__3-4 лет__,
осваивающих адаптированную основную образовательную программу
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Образовательные области | Виды деятельности | Центры, уголки, мастерские и др. | Организация образовательной предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы |
Речевое развитие | игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная | Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда | Создавать условия для речевого развития через рассматривание и чтение логопедом книжек-малышек с народными потешками и колыбельными песенками и яркими картинками, тем самым формировать умение заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова и словосочетания. Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам, через регулярное чтение логопедом сказок из сборников сказок, представленных в центре. Создавать условия для обучения отвечать на вопросы по сюжетным картинкам, которые меняются в соответствии с лексической темой. Расширять и активизировать словарь о предметах по изучаемым лексическим темам (водить обобщающие слова), через рассматривание картотек предметных картинок, которые сменяются от одной лексической теме к другой. Расширять и обогащать представления детей о предметах, их признаках и свойствах через создание ситуации для манипулирования небольшими игрушками и муляжами по изучаемым лексическим темам. Способствовать формированию правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха, с помощью дыхательных тренажеров, игрушек, пособий для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, сухие листики и т.п.). Поддерживать у детей желание выполнять артикуляционную гимнастику, для чего регулярно обновлять предметные картинки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики вокруг зеркала, для активизации движений артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнять артикулирование гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. А также книги: «Веселая артикуляционная гимнастика» с индивидуальным зеркалом, «Веселая мимическая гимнастика», «Веселые дразнилки для малышей». Поощрять детей к активному звукоподражанию через игры с игрушками (корова, кошка, овечка – звуки М и М’, и др) и рассматривание предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях звуков. Поддерживать интерес, постоянно сменяя игрушки и предметные картинки, при переходе к новым звуко-комплексам. Способствовать формированию и совершенствованию грамматического строя речи детей, через расположение в кабинете настольно-печатных дидактических игр: «Один и много», «Кого не стало?», «Чего не хватает?», «Телевизор», «Что ты видишь?», «Большой-маленький», «Мой, моя, мои», «Веселый котенок» (уточнение понимания предлогов и обучение употреблению их в активной речи) и др. Использовать серии сюжетных картинок, для формирования умения передавать содержание знакомой сказки с помощью логопеда. Создавать условия для пополнения словарного запаса детей через игру в настольные игры: «Лото», «Домино», «Играйка» и др. Используя в центре парные картинки по изучаемым лексическим темам, мы стимулируем детей учиться различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению |
Познавательное развитие | игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная | Центр сенсорного развития в кабинете логопеда | Создавать условия для формирования умения узнавать и различать неречевые звуки, через игровую деятельность со звучащими игрушками (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики и волчки) и игрушками-заместителями (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями – горохом, фасолью, пшеном и т. п.). Организовывать совместную с детьми игру, прятать эти игрушки за маленькую ширму и угадывать их, тем самым воспитывать у детей слухоречевую память. С этой же целью используются книжки-раскладушки «Узнай по голосу», «Что это?» и др. Представить в центре игры для развития зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по цвету предметы: «Цветные фоны» (для маленьких) с простыми предметными картинками и изображениями геометрических фигур, окрашенных в четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), «Раскрась картинку» (контурные изображения предметов и объектов и фишки четырех основных цветов). Обеспечить необходимое оборудование для совершенствования чувственного опыта детей, с помощью занимательных игрушек для развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными поверхностями – меховой, бархатной, шелковой, наждачной и т.п.), «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками животных, который помогает формировать умение узнавать предметы на ощупь. Создавать в кабинете развивающую предметную среду, стимулирующую развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (разместить дидактические игрушки: рамки-вкладыши и игрушки-вкладыши для раскладывания предметов по размеру, игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга пластиковые стаканчики) и др). Побуждать детей к разнообразной перцептивной деятельности, для чего разместить в кабинете яркий пластиковый поднос с тонким слоем манки для рисования, «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, фасолью, морскими камешками) и мелкими игрушками, направленными на развитие мелкой моторики. |
Художественно-эстетическое развитие | игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование, изобразительная, двигательная | Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда | Создавать несложные знакомые детям конструкции, для самостоятельного воспроизведения, представив в кабинете: крупные яркие пластмассовые кубики и средние деревянные кубики четырех основных цветов, в процессе игры учить действиям со строительным материалом. Спобоствовать развитию конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2–4 части с разными видами разрезов), кубиками с картинками «Игрушки» и «Домашние животные» (4 части), простыми пазлами по изучаемым лексическим темам. Создавать условия для проявления инициативы детей при выборе дидактических игрушек на развитие тонкой моторики, для чего представить в центре разнообразные матрешки, пирамидки (состоящими из колец четырех основных цветов), крупные бусины, колечки, косточки от счетов и яркие шнурки для их нанизывания, крупную и среднюю мозаики, Сборные игрушки (машинки, матрешки, домики и т.п.), небольшие пластмассовые и деревянные волчки, игрушки-шнуровки («Ежик», «Зайчик», «Сапожок» и др.), рамки-вкладыши по изучаемым лексическим темам, игрушки-вкладыши из пенорезины, «Волшебный домик», «Волшебное ведерко» (игрушки-вкладыши) и др. (Следить за регулярной сменой перечисленных игрушек в центре). |
Социально-коммуникативное развитие | игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование | Уголок игр и игрушек для мальчиков в кабинете логопеда | В кабинете логопеда организовать уголки игрушек для мальчиков и для девочек, для формирования у каждого ребенка образ Я, начальные сведения о человеке. В уголке для мальчиков разместить средние деревянные, пластмассовые и металлические машинки разных моделей, побуждая детей играть в сюжетно-ролевые игры с ними. В процессе игры формировать первичные гендерные представления; навыки поведения, характерные для мальчиков. Способствовать развитию наглядно-образного мышления детей, через расположение в уголке разрезных картинок из двух-трех частей с, простых крупных пазлов с изображениями машин. Закреплять первичные представления мальчиков о функциональных возможностях инструментов через игру «Маленький слесарь». Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах через манипулирование простой средний конструктор типа «Lego» или «Duplo», фигурки людей и животных. |
Уголок игр и игрушек для девочек в кабинете логопеда | Создавать условия и помогать организовывать сюжетно ролевую игру «Дочки – матери», через которую формировать первичные гендерные представления; навыки поведения, характерные для девочек, организовав уголок кукол среднего размера. В нем разместить комплекты одежды для кукол, коляску для них, тряпичную куклу с заплетающимися косичками, а также разрезные картинки и пазлы с изображениями кукол. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет, осваивающих примерную образовательную программу «Истоки»»
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет в рамках ФГОС....
Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.
Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной ра...
Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей от 1,5 до 3 лет
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей от 1,5 до 3 лет Образовательные областиВиды деятельностиЦентры, уголки, мастерские и д...
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года) в соответствии с ФГОС.
Проектированиеобразовательной предметно-пространственной развивающей средыдля детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года)в соответствии с ФГОС. В...
Предметно – пространственная развивающая среда логопедического кабинета
Организованная предметно – пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе...
Проектирование образовательной предметно- пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей 2- 3 лет.
Образовательные областиВиды деятельностиЦентры, уголки, мастерские и др.Организация образовательной предметно-пространственной развивающей средыдля поддержки детской инициативыРечевое развитиеДетская ...