Конспект психологического занятия в подготовительной группе по программе развития эмоционального интеллекта " Я и древо семьи"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Гранчук Елена Александровна

Программа направлена на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Эмоциональный интеллект - феномен довольно новый для дошкольного образования. Но уже доказан факт того, что успешность человека зависит на 20% от IQ и на 80% от EQ(эмоционального интеллекта). Развитие самосознания, эмоциональной компетентности, обучение навыкам продуктивного взаимодействия позволяет достичь высоких результатов в  успешной социализации дошкольников. Цели достигаются  средствами арт-терапии. Столь живое понятие как эмоциональный интеллект живо откликается на столь теплый и природосообразный метод как арт-терапия. Предлагаю один из конспектов занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия «Я и древо семьи».

Психологическое занятие в подготовительной группе по развитию эмоционального интеллекта.

Цель: Развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности  к  своей семье. 

        

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщать и закреплять представления детей о семье, о своем месте в жизни;
  • Учить конструктивным способам управления собственным поведением, умению действовать по правилам;
  • Развивать воображение и творческие способности детей.
  • Обучить приемам самовыражения в различных формах.

Развивающие

  • Способствовать  гармонизации  осознания ребёнком своего Я, развитие самосознания.
  • Развивать умение понимать себя и других;
  • Развивать умение проявлять чувства, используя мимику, жесты, пантомимику; развивать чувство эмпатии;

Воспитательные

  • Прививать любовь, уважение к близким и гордость за свою семью;
  • Воспитывать чувства толерантности и уважения к другим семьям и людям.

Материалы:  Древо жизни, нарисованное на бумаге с окошками для рисования лиц членов семьи, проектор, экран, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие «Эхо».

Цель: настроить детей на общение друг с другом, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания. Дети по очереди называют своё имя и прохлопывают его в ладоши, остальные повторяют.

Ребята, Вы хотите попасть сегодня в страну Чувствундию? Для того, чтобы туда попасть, надо вспомнить правила этой страны:

Дети отвечают, затем психолог даёт им картинки, и они вывешивают их на доску:

  • Если хочешь что-то спросить - подними руку.
  • Если кому-то нужна помощь, то помоги.
  • Один говорит, другие слушают.

Разминка-ритуал входа (авторская)

Мы в страну Чувствундию

Все пойдем, все пойдем!

Знания мы новые

Там найдем, там найдем!

Новые эмоции мы узнаем

И смешные рожицы покривляем!

Хлопаем, топаем мы все вместе

Покружись, оглянись - мы на месте!

        На проекторе - ворота страны, и появляется принцесса Эмоция. Здравствуйте, ребята, у нас в стране проблемы мы не знаем, как помочь нашей Машуле-капризуле.  Послушайте историю про неё: Жила была Машуля-капризуля. Утром, как обычно она капризничала и ворчала: чай пить не буду! Он совсем остыл и к тому же несладкий!

-«Ну сколько можно ворчать?» - вздохнула грустно мама. - Одевайся, скорее, пойдем  в детский сад, а то я на работу опоздаю.

- Не пойду, не хочу, не буду!

Папа заглянул в комнату и сказал приветливым голосом: «Доброе утро, мои дорогие!» Мама ответила ему «Доброе утро!». А машуля  даже ничего не ответила папе, сидела угрюмо и ничего не делала.

- Ты почему не вежлива с родителями и почему у тебя все время такое настроение? Может у тебя проблемы  в саду.  Мы можем тебе помочь.

- Всё надоело! Все надоели! Не хочу быть вежливой!

И так каждый день.

Мама беспокоилась, переживала, ей было грустно, что её Машуля-капризуля всё время огорчает всех. Но однажды мимо пролетала  Семейная Фея, которая всегда помогала жить в мире и согласии. Она услышала, что Машуле все надоели. И тогда Фея решила проучить Машулю, и она забрала у маши всю семью: и маму и папу, и бабушку, и дедушку и даже старшего брата.

Машуля-капризуля теперь и не знает что же ей делать , ведь ей теперь стало грустно и одиноко без своей семьи, она поняла, что очень любит их, но вести себя не умеет. Машуля просит помощи у вас ребята, помогите ей вернуть семью.

Педагог-психолог: ребята,  мы поможем Машуле? А вы уверены, что мы сможем. У вас есть знания о семье? Давайте мы сначала узнаем, хорошо ли мы понимаем, что такое семья.

Давайте сядем в круг на ковер и Вы расскажете про ваши семьи.

Беседа:

Ребята по очереди рассказывают о своих семьях.

Итог: Семья - родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе.  Семья – это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.

Педагог-психолог:  Ребята, отгадайте загадки про членов семьи.

-Кто встает раным –рано

В доме с ней добро, тепло,

Дочку, сына одевает

Да и в садик провожает (мама)

Он машину ловко водит,

В стенку гвоздик заколотит,

Маме дома помогает,

И с детишками играет (папа) .

Кто ребята, отвечайте,

Вкусно готовит всегда,

Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера,

Кот Мурлыка под столом, поиграл её клубком (бабушка).

Носит медали он на груди,

Всем он на помощь стремится прийти,

Бабушка кличет его молодцом,

Стар он годами, а молод умом (дедушка) .

Педагог-психолог: хорошо Вы знаете про членов семьи. А знаете ли Вы, что они умеют делать и что они при этом чувствуют. А для чего они всё это делают?

Игра «Семейные дела».

Педагог называет действия, выполняемые членами семьи. Дети изображают эти действия: например, бабушка вяжет носки, мама моет посуду, папа забивает гвоздь, дедушка читает газету, дочь гладит белье, сын делает уроки.

Игра «Правильное общение»

Ребята встают в круг, психолог по очереди бросает мяч детям и говорит неправильные формы общения: например: в магазине ребенок вы захотели игрушку и кричите  - я хочу игрушку!!! Быстро!!!Затем кидает мяч ребенку и он должен показать как будет лучше сказать.

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья.

Это мама, это я,

Это бабушка моя,

Это папа,

Это дед

И у нас разлада нет!

Вся семья вместе, тогда и сердце на месте.

Рассматривание на экране картинки «Родословное дерево».

- Молодцы ребята! Знаете всех членов семьи. А теперь рассмотрите «Родословное дерево». У дерева считается главным это корень. А семье кто самый главный?

- Тот, кто старше это наши бабушки и дедушки. Они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советами.

- У каждого из вас есть семейный альбом. Вот посмотрите на слайды (показ слайдов) .

- На первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого?

- А теперь отдохнём вместе (Дети идут друг за другом, делают движения по тексту стихотворения)

-Осенью, весною, летом и зимою,

Мы во двор выходим дружною семью.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо, влево,

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Педагог-психолог:  Ребята, а Вы хотите тоже сделать своё Древо жизни? Тогда Мы с Вами пройдем к столам и нарисуем в окошках лица наших родных.

Творческое упражнение «Древо жизни»

У каждого на столе лежат заранее приготовленные листы с изображением древа жизни, на котором нарисованы  пустые овалы.  Дети должны нарисовать себя на ветках, родителей и на стволе бабушек и дедушек. Психолог помогает детям расположить правильно рисунки  своих родственников в ячейках. Для тех бабушек и дедушек, которых дети не знают, оставляется место, для того, чтобы родители помогли детям закончить работу.

Рефлексия  

По полученным знаниям дети делают вывод  о том, что же нужно для того чтобы семья всегда жила мирно и дружно. По завершении Машуля –капризуля поняла, что больше не будет капризулей, она попросила прощения за  всё  и семья воссоединилась.

Ритуал выхода из сказки.

Мы в стране Чувствундии были все!

Знаем теперь много мы о семье!

Хлопаем, топаем мы все вместе

Покружись, оглянись - мы на месте!

Прощание

Дети делают пирамиду из кулачков и говорят: «Всем, всем до свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе на развитие эмоционального интеллекта с элементами сказкотерапии «Настроение моего дня».

Цель: Создание положительного психологического климата среди дошкольников; обучение пониманию собственного эмоционального состояния.Ход занятия:1. Ритуал приветствия.2. Упражнение -  мимическая г...

Конспект детского досуга в старшей группе по развитию эмоционального интеллекта с использованием элементов теневого театра «Зажгите звездочку добра»

Вызвать интерес к театральной деятельности; создать теплую, доброжелательную атмосферу; испытать радость от общения со сверстниками, чувство единения и доверия друг к другу; развитие эмоциональн...

Программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Данная программа имеет концентрический характер — тематические разделы сохраняются, постепенно расширяясь и углубляясь из года в год. Её участники в ходе работы учатся понимать себя, с уваж...

Программа "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"

Актуальность. Эмоциональный интеллект - это способность определять свои эмоции и эмоции других людей. Обладать эмоциональным интеллектом очень важно, так как это поможет ребенку в будущем стать стресс...

Программа развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры

Программа развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с трудностями в развитии и социальной адаптации через дидактические игры...

Конспект досуга для подготовительной группы на тему: Развитие эмоционального интеллекта посредством музыкального сопровождения «Путешествие по городу».

Авторы и составители представленного материала:Музыкльный руководитель Кулагина Е.А.Педагог-психолог Булак Е. Л.ГБДОУ детский сад №72Приморского района Санкт-Петербурга Цель: раскрытие творч...