Программа "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Лосева Виктория Александровна

Актуальность. Эмоциональный интеллект - это способность определять свои эмоции и эмоции других людей. Обладать эмоциональным интеллектом очень важно, так как это поможет ребенку в будущем стать стрессоустойчивым и коммуникабельным человеком. Осознавая свои и чужие эмоции человек может видеть ситуацию с разных сторон и значительно лучше решать разные проблемы.

Таким образом, значимость данного явления не вызывает сомнений. Остается проследить актуальность и особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда, по словам А.Н.Леонтьева, происходит первоначальное фактическое становление склада личности.

Актуальность данной проблемы, а также ее частичная трактовка, нашли свое отражение в содержании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Таким образом, совершенно очевидно, что авторы ФГОС дошкольного образования в качестве фундамента «гладкого» и успешного вступления в школьную жизнь и прохождения данного этапа предлагают именно позитивную социализацию, что по своей сути и является основным признаком проявления эмоционального интеллекта.

Почему так важна сейчас эта тема не только для нейротипичных детей, а также очень важно для детей тревожных. Дети со склонностью к психосоматическим заболеваниям даже на начальных стадиях участия в программе показывают очень неплохой результат, такие дети больше пытаются говорить, проявления невроза и навязчивых состояний уменьшаются. Очень важно подключать к программе всю семью, а также приемы активного слушания значительно повышают эффективность программы.

Основной целью программы является: развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством игр, психогимнастики, арт-терапии.

Задачи:

  • развитие самосознания детей;
  • умение узнавать свои эмоции и чувства, а также других людей,
  • развитие самоконтроля (умения совладать со своими чувствами, желаниями);
  • развитие эмоционально-волевой сферы.
  • формирование социальной чуткости (умение устанавливать контакты с разными людьми);
  • управление отношениями (способности к сотрудничеству, взаимопомощи.)
  • коррекция эмоциональных нарушений у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_programmy.docx66.86 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА  ИРКУТСКА  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТА  ПО СОЦИАЛЬНОЙ   ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

 учреждение города Иркутска детский сад № 77

664043  г. Иркутск, бульвар Рябикова, 4 б. Е-mail:sad_karlson_77@mail.ru        Тел.: 8(3952) 300-068

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Составила: педагог-психолог Лосева В.А.

Паспорт программы

Наименование программы

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Основная цель программы

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством игр, психогимнастики, арт-терапии

Сроки реализация программы

Долгосрочная (1 учебный год).

С сентября по май

Ожидаемые результаты

Развитие самосознания детей; (умение узнавать свои эмоции и чувства, а также других людей), Развитие самоконтроля (умения совладать со своими чувствами, желаниями); Формирование социальной чуткости (умение устанавливать контакты с разными людьми); Управление отношениями (способности к сотрудничеству, взаимопомощи.) Коррекция эмоциональных нарушений у детей.

Средства мониторинга эффективности реализации программы

Наблюдение.

Методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (О.М.Дьяченко);

Методика «Три желания» (Т.И.Шульга);

Пояснительная записка

Актуальность. Эмоциональный интеллект - это способность определять свои эмоции и эмоции других людей. Обладать эмоциональным интеллектом очень важно, так как это поможет ребенку в будущем стать стрессоустойчивым и коммуникабельным человеком. Осознавая свои и чужие эмоции человек может видеть ситуацию с разных сторон и значительно лучше решать разные проблемы.

Таким образом, значимость данного явления не вызывает сомнений. Остается проследить актуальность и особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда, по словам А.Н.Леонтьева, происходит первоначальное фактическое становление склада личности.

Актуальность данной проблемы, а также ее частичная трактовка, нашли свое отражение в содержании федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Таким образом, совершенно очевидно, что авторы ФГОС дошкольного образования в качестве фундамента «гладкого» и успешного вступления в школьную жизнь и прохождения данного этапа предлагают именно позитивную социализацию, что по своей сути и является основным признаком проявления эмоционального интеллекта.

Почему так важна сейчас эта тема не только для нейротипичных детей, а также очень важно для детей тревожных. Дети со склонностью к психосоматическим заболеваниям даже на начальных стадиях участия в программе показывают очень неплохой результат, такие дети больше пытаются говорить, проявления невроза и навязчивых состояний уменьшаются. Очень важно подключать к программе всю семью, а также приемы активного слушания значительно повышают эффективность программы.

Основной целью программы является: развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством игр, психогимнастики, арт-терапии.

Задачи:

  • развитие самосознания детей;
  • умение узнавать свои эмоции и чувства, а также других людей,
  • развитие самоконтроля (умения совладать со своими чувствами, желаниями);
  • развитие эмоционально-волевой сферы.
  • формирование социальной чуткости (умение устанавливать контакты с разными людьми);
  • управление отношениями (способности к сотрудничеству, взаимопомощи.)
  • коррекция эмоциональных нарушений у детей.

При составлении данной программы были использованы следующие принципы:

  • Принцип гуманизма как основополагающий.
  • Принцип учета возрастных особенностей и индивидуализации.
  • Принцип единства профилактики и диагностики.
  • Принцип развития.
  • Принцип единства сознания и деятельности
  • Принцип взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами дошкольного образования

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
  • Устав образовательного учреждения.

Основные формы реализации программы:

  • Разнообразные игры на развитие эмоционального интеллекта, игры психогимнастические, диагностико-дидактические игры.
  • элементы сказкотерапии
  • беседы для закрепления пройденного материала.
  • дыхательная и пальчиковая гимнастика
  • ролевые игры.

Целевая группа: Дети дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

Организационные условия:

  • Продолжительность каждого занятия 20 минут; 30 занятий.
  • Режим проведения занятий 1 раз в неделю.
  • Каждое упражнение заканчивается рефлексией.

Этапы реализации программы:

I этап. Диагностический. Проведение психодиагностики с использованием обозначенных в паспорте методик:

Наблюдение. Методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (О.М.Дьяченко);

Методика «Три желания» (Т.И.Шульга).

Дополнительно с тревожными детьми проводиться:

Методика «Улица настроений» (Хотеева Е.В)

Проективная методика А.И.Захарова «Мои страхи».

II этап. Профилактический. Развивающие занятия проводятся с воспитанниками в рамках целостного подхода реализации программы. Проведение работы, направленно на развитие эмоционального интеллекта детей в группе, на развитие коммуникативных навыков. Развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении поставленных целей и задач.

III этап. Заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных данных и оформление результатов.

Раздел

Количество часов

Цель

Примечание

1

«Знакомство с эмоциями»

1 занятие

Создание положительного эмоционального настроя в группе. Умение знать эмоции

Наблюдение, диагностика

2

«Угадай эмоцию»

1 занятие

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками

Наблюдение

3

"Лото настроений"

1 занятие

Развитие эмоциональной сферы детей, закрепление умения распознавать эмоциональные состояния

Наблюдение

Диагностика

4

"Пиктограммы-эмоции"

1 занятие

Создание положительного эмоционального настроя в группе. Умение узнать эмоции

Наблюдение

5

"Как ты себя сегодня чувствуешь?"

1 занятие

Создание атмосферы эмоциональной безопасности

Наблюдение

Диагностика

6

"Классификация чувств"

1 занятие

Умение видеть по карточкам положительные и отрицательные эмоции

Наблюдение Диагностика

7

Психогимнастика

«Кулаки»

1 занятие

Снятие эмоционального напряжения и агрессии; импульсивности; тревожности

Наблюдение

8

"Встреча эмоций"

1 занятие

Сплочение группы, развитие эмпатии

Наблюдение

9

"Испорченный телефон"

1 занятие

Создание положительного эмоционального настроя в группе

Наблюдение

10

"Снимается кино"

1 занятие

Снятие эмоционального напряжения и тревожности; Создание положительного эмоционального настроя в группе

Наблюдение. Диагностика

11

"Рисуем страхи"

1 занятие

Способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения

Наблюдение

Диагностика

12

«Лица»

1 занятие

Способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица

Наблюдение

13

Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию

1 занятие

Создание положительного эмоционального настроя в группе

Наблюдение

14

«Сделаем по кругу друг другу подарок»

1 занятие

Развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии

Наблюдение

15

"Зеркало"

1 занятие

Создание положительного эмоционального настроя в группе

Наблюдение

16

"Тренируем эмоции"

1 занятие

Умение узнавать эмоции и отражать их

Наблюдение

17

Психогимнастика

«Белая и черная рука»

1 занятие

Снятие эмоционального напряжения и агрессии; импульсивности; тревожности

Наблюдение

18

"Назови похожее"

1 занятие

Активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции

Наблюдение

19

Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз

1 занятие

Активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции

Наблюдение

20

"Кто скажет о нем (имя) хорошее"

1 занятие

Для снятия тревожности

Наблюдение

21

«Кто расскажет о себе хорошее»

1 занятие

Для установления положительной самооценки, создание безопасной эмоциональной обстановки

Наблюдение

22

«Командиры наоборот»

1 занятие

Помочь детям осознать золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Наблюдение

23

Психогимнастика

«История одного шарика»

1 занятие

Научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания

Наблюдение

24

«Эстафета добра»

1 занятие

Научить детей радовать окружающих и получать удовольствие от вызванных эмоций

Наблюдение

25

«Фантазёры»

1 занятие

Научить детей анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение

Наблюдение

26

«Что изменилось?»

1 занятие

Развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения

Наблюдение

27

«Подарок на всех (цветик-семицветик)»

1 занятие

Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками

Наблюдение

28

Психогимнастика «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

1 занятие

Соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение

Наблюдение

29

«Ролевое проигрывание ситуаций»

1 занятие

Проработка, применения "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания

30

Рисование «Я хороший – я плохой»

1 занятие

Развитие рефлексии и самоанализа

Наблюдение.

Диагностика

Картотека занятий

Сентябрь

1. «Знакомство с эмоциями».

Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе. Умение узнавать эмоции.

2. « Угадай эмоцию» 

Цель: Умение узнавать эмоции. Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

3. "Лото настроений" 

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей, закрепление умения распознавать эмоциональные состояния.

Материал: наборы картинок,  на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

4. "Пиктограммы-эмоции" 

Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе. Умение узнать эмоции.

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или

добрый и др.;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны

перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и,не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Занятия октябрь 

1. "Как ты себя сегодня чувствуешь?" 

Цель: Создание атмосферы эмоциональной безопасности.

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

2. "Классификация чувств" 

Цель: Умение видеть по карточкам положительные и отрицательные эмоции.

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся.

 Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

3. Психогимнастика «Кулаки». 

Цель: Снятие эмоционального напряжения и агрессии; импульсивности; тревожности.

Напряжение до спастики кулаков, представление ,что злимся. После расслабляемся, представляем ,что передумали злится.

4. "Встреча эмоций" 

Цель: Сплочение группы, развитие эмпатии;

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

Занятия ноябрь 

1. "Испорченный телефон"

Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

1. "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";

1."Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";

2."Трудно ли было тебе понять другого участника?";

3."Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".

2. "Снимается кино" 

Цель: Снятие эмоционального напряжения и тревожности; создание положительного эмоционального настроя в группе.

Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

3. "Рисуем страхи"

Цель: Способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.

4. «Лица» 

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:

- радость,- удивление,- интерес,

- гнев, - злость, - страх,- стыд,

- презрение, - отвращение,

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

 Занятий на декабрь

1. «Покажи как»

Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию.

2. «Сделаем по кругу друг другу подарок»

Цель: Развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

По кругу дарим подарок (это может быть что-то словесное, могут быть телесные практики (объятия, рукопожатия, массаж))

3. "Зеркало".

Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

4. "Тренируем эмоции" 

Цель: Умении узнавать эмоции и отражать их.

Попросите ребенка нахмуриться - как:

- осенняя туча,

- рассерженный человек,

- злая волшебница.

улыбнуться, как:

- кот на солнце,

- само солнце,

- как Буратино,

- как хитрая лиса,

- как радостный ребенок,

- как будто ты увидел чудо.

позлись, как:

- ребенок, у которого отняли мороженое,

- два барана на мосту,

- как человек, которого ударили.

испугайся, как:

- ребенок, потерявшийся в лесу,

- заяц, увидевший волка,

- котенок, на которого лает собака.

устань, как:

- папа после работы,

- муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

- турист, снявший тяжелый рюкзак,

- ребенок, который много потрудился, но помог маме,

- как уставший воин после победы.

Занятия январь 

1. Психогимнастика «Белая и черная рука»

Цель: Снятие эмоционального напряжения и агрессии; импульсивности; тревожности;

Напряжение до спастики кулаков, представление, что злимся. После расслабляемся, представляем, что передумали злиться.

2.  "Назови похожее"

 Цель: активизировать словарный запас за счет слов,  обозначающих различные эмоции.

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем  называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое. Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

3. Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз. 

Цель: активизировать словарный запас за счет слов,  обозначающих различные эмоции.

Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

4. "Кто скажет о нем (имя) хорошее". 

Цель: снятие негативных эмоций, снятие тревожности.

Игра хорошо подходит для тревожных детей  не сумевших "вписаться" в отношения со сверстниками.

Говорим по кругу, про каждого ребенка что-то хорошее, важно чтобы высказались все участники игры и поделились качествами, поступками, возможно внешними данными которые нравятся в ребенке.

Занятия на февраль

1. «Кто расскажет о себе хорошее»

Цель: Для установления положительной самооценки, создание безопасной эмоциональной обстановки

Вариант: упражнение с зеркалом. Начало: "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее ...", а дальше нужно придумать "гимн" себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке.

Решение проблемных ситуаций

 Задачи:

1.  Мальчик заходит в комнату и говорит тихим голосом: "Мама, иди посмотри, там вода разлилась". Почему мальчик говорит тихо? Что ему скажет мама?

1.Девочка увидела новую куклу у подруги и стала просить: "Дай мне твою куклу, дай я возьму ее домой, немного поиграю и отдам!" Почему она стала так просить? Что скажет ей девочка?

2.Мальчик весло сказал маме: "Мапа, давай будем играть!" Почему он так сказал, что могла подумать мама?

3.Девочка пришла из детского сада без пуговицы. Мама ее спросила: "Ты потеряла пуговицу!" Девочка ответила: "Нет, приходил бегемот и съел мою пуговицу". Почему девочка так сказала? Что ответила ей мама?

4.Мальчик очень не хотел вставать рано утром, и идти в садик. Он сказал маме: "Я заболел, у меня болит животик". Мама забеспокоилась и предложила ему горькое лекарство. Что сказал мальчик маме? Что сделала мама?

5.Девочки поссорились и стали говорить друг другу: "Уходи, я не хочу с тобой играть! " — "Ну и уйду, не буду с тобой дружить!" Почему они так говорили? Как можно было еще говорить? Как бы ты сказал?

6.Ребята разговаривают так: "Я был в космосе и видел там Большую медведицу" — "А я был на Луне и играл там с лунятами!" Как ты думаешь, почему они так говорили?

7.Сын огорчил маму, она сказала ему: '"Я не могу любить такого мальчика!" Что ответил ей мальчик?

8.Девочка укладывает спасть своих кукол и поет им песню. Брат кричит ей: "Перестань, надоело слушать!" Почему он так кричит? Что ответила ему девочка?

10. "Купи мне мороженое" - кричал и плакал мальчик. Почему он так делал? Что говорила ему мама?

11. Бабушка читает газету, а внук ей мешает. Почему он так делает? Что скажет ему бабушка?

12. Дедушка похвалил внука за помощь, а внук ответил: "Ерунда, не стоит благодарности!" Почему он так ответил? Что ему сказал дед?

13.Мальчик с мамой едет в автобусе. Все места у окон заняты, а мальчик просит: "Хочу к окошку..." Почему он так просил? Что ему ответила мама?

14. Мальчик сделал маме подарок, но нечаянно уронил его и испортил. Он огорчился и заплакал. Что ему сказала мама? Почему она так сказала? Что ответил ей мальчик?

15.Девочка вошла в ванную чистить зубы, но ей не хотелось этого делать. Она посидела в ванной и вышла оттуда. Мама спросила: "Ты почистила зубы?" Как ты думаешь, что ответила девочка?

16. Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти?

2. «Командиры наоборот»

Цель игры: Помочь детям осознать золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Игра рассчитана на компанию из нескольких человек.

  1. Выберите ведущего. Как правило, это взрослый, которому известен секрет игры.
  2. Каждый из игроков должен придумать для ведущего задание: прокукарекать; зайти в тёмный чулан; почесать кота за ушком.

Задания могут быть любыми, при условии, что их выполнение не причинит никому вреда.

  1. Когда все игроки высказались, ведущий объявляет главную «фишку»: выполнять задания предстоит не ему, а тем, кто их придумал.

3.Психогимнастика «История одного шарика»

Цель: Научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.

  1. Попросите малыша надуть яркий воздушный шарик.
  2. Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:

- ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;

- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;

- он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.

  1. Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.

На что обратить внимание

Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух ребёнок, но если потребуется, помогите с этой частью задания.

Спрашивайте малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не обязательно упоминать страх, досаду или стыд).

4. «Эстафета добра»

Цель: Научить детей радовать окружающих и получать удовольствие от вызванных эмоций.

  1. Все участники игры садятся в кружочек. Для создания особой «кулуарной» атмосферы рекомендуется сесть на ковёр как можно ближе друг к другу.
  2. Ведущий поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное:

- «Мне очень нравится твоя улыбка».

- «Ты слепил очень красивую гусеницу».

- «Я рад, что мы с тобой друзья».

  1. Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передаёт «эстафету добра».

На что обратить внимание

Приятности не должны повторяться.

Если один из игроков растерялся и не может придумать добрых слов, он выражает сожаление и просит помощи у остальных ребят:

«Ты очень хороший. Мне жаль, что я не могу сейчас поделиться с тобой добром. Друзья, помогите мне, пожалуйста».

Игра должна проходить в спокойной, дружеской атмосфере. Исключите соревновательный, азартный компонент.

Перед детьми не стоит задача продемонстрировать свою находчивость и придумать больше всех «приятностей». Их цель — подарить радость товарищам по этому упражнению, полезному для развития эмоционального интеллекта.

Занятия март

1. «Фантазёры»

Цель: Научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.

Подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей.

  1. Пусть ребёнок опишет, что видит.
  2. А теперь попросите его придумать, что предшествовало изображенному моменту.
  3. Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.

На что обратить внимание

Чем больше деталей заметит малыш на картинке, тем лучше. Если в процессе работы над эмоциональным интеллектом вы будете периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает внимательность малыша.

2. «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

3. «Подарок на всех (цветик - семицветик)»

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы...

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

4. Психогимнастика «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: Соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Занятия Апрель

1. «Ролевое проигрывание ситуаций»

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию...

Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

2. Рисование «Я хороший – я плохой»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа.

Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

Литература

1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 212 с.

2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. - М., 2009.

Приложение

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».

Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей.

Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.

https://andreeva.by/images/nguyen_minh_anh_62-600x190.png

Обработка результатов.

• 0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное;

• 1 балл – изображено человеческое лицо;

• 2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении). Уровень развития эмоционального интеллекта:

• Низкий: 0 баллов;

• Средний: 1 – 2 балла;

• Высокий: 3 – 6 баллов

Проективная методика «Три желания».

Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей.

Инструкция. Психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!».

Обработка результатов.

• 0 баллов – рисунок отсутствует;

• 1 балл – рисунок связан с желанием «для себя»;

• 2 балла – рисунок связан с желанием «для других людей».

Уровень развития эмоционального интеллекта:

• Низкий: 0 – 3 балла

• Средний: 4 балла

• Высокий: 5 – 6 баллов

По окончании рисования с детьми проводиться беседа.

Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи»

Цель. Выявление страхов у детей.

Детям предлагается рисовать цветными карандашами. Для активизации интереса к рисованию дома за месяц до этого детей просят принести свои рисунки. На первых двух подготовительных занятиях детям предлагают выбрать темы для рисования. После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводятся два раза в неделю и затрагивают одну или две темы.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка. Важно, во-первых, то, что задание дает педагог или психолог, которому ребенок доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уже об одобрении самого педагога.

Вначале проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребенка, педагог дает задание нарисовать их.

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно, детям не объясняется, каждый ребенок должен выбрать его сам.

Ход. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах – так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу-ягу, следует ответить: «Нарисуй ее так, как ты видишь». – «А как я ее вижу?» – может спросить ребенок. «Какое у нее лицо, нос?» Отвечайте приблизительно так: «Нарисуй большой нос крючком и большие зубы». Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.

Инструкция. «Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь». Оценка уровня выраженности страха осуществляется по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях (черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаша.

Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессии и подозрительности.

Средний уровень страха – общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.

Низкий уровень страха – достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.

Опросник А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам»

Цель. Определение страхов, присущих среднему дошкольному возрасту.

Методика проводится в виде индивидуальной беседы с детьми, в процессе которой им задаются 29 вопросов.

Ты боишься или не боишься:

1) когда остаешься один дома;

2) нападения;

3) заболеть;

4) умереть;

5) смерти близких;

6) чужих людей;

7) потеряться;

8) мамы, папы;

9) наказания;

10) сказочных героев (Бабы-яги, Кощея, Бармалея…);

11) опоздания в детский сад (школу);

12) страшных снов;

13) темноты;

14) животных (волка, змей…);

15) насекомых;

16) транспорта (самолетов, машин…);

17) высоты;

18) глубины;

19) тесных маленьких помещений;

20) воды;

21) огня;

22) войны;

23) стихий (наводнения, урагана, грозы);

24) больших помещений, улиц;

25) врачей;

26) уколов;

27) боли;

28) крови;

29) резких, громких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?

Беседа проводится неторопливо и обстоятельно. Экспериментатор перечисляет страхи и ждет ответа от детей «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Вопрос, боится или не боится ребенок, повторяется время от времени, чтобы избежать наводки страхов, их непроизвольного внушения. При стереотипном отрицании всех страхов детей экспериментатор просит давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, периодически подбадривает его и хвалит за то, что он говорит все как есть.

Подсчитывается количество указанных ребенком страхов: 0-12 – низкий уровень подверженности страхам; 13–15 – средний уровень подверженности страхам; 16–29 – высокий уровень подверженности страхам.

Так, высокий уровень подверженности страхам предполагает наличие у ребенка таких особенностей, как неадекватная самооценка, тревожность, напряженность, пугливость, низкая общительность, подозрительность и недоверчивость к окружающим.

Средний уровень подверженности страхам предполагает достаточную общительность, ненапряженность, быстроту ответов на вопросы.

Низкий уровень подверженности страхам характеризуется наименьшей тревожностью, ненапряженностью, уверенностью в себе, общительностью, налаженностью отношений с окружающими, преобладанием повышенного настроения, быстротой ответов на вопросы.

Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой

Из книги: Шамилова Г. А.Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. М., 2006.

Назначение методики.Диагностика наличия страхов.

Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А. И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т.д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. Впоследствии самим родителям уточнить, чего именно и насколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома – красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные» страхи. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И.Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Стимульный материал. Лист формата A4 с изображениями домиков, карандаши.

Инструкция. Психолог обращается к ребенку: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – нестрашные. Помоги мне расселить страхи из списка».

Ты боишься или не боишься:

1) когда остаешься один дома;

2) нападения;

3) заболеть;

4) умереть;

5) смерти близких;

6) чужих людей;

7) потеряться;

8) мамы, папы;

9) наказания;

10) сказочных героев (Бабы-яги, Кощея, Бармалея…);

11) опоздания в детский сад (школу);

12) страшных снов;

13) темноты;

14) животных (волка, змей…);

15) насекомых;

16) транспорта (самолетов, машин…);

17) высоты;

18) глубины;

19) тесных маленьких помещений;

20) воды;

21) огня;

22) войны;

23) стихий (наводнения, урагана, грозы);

24) больших помещений, улиц;

25) врачей;

26) уколов;

27) боли;

28) крови;

29) резких, громких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?

Обработка и регистрируемые показатели. На основе полученных данных делается вывод о наличии страхов у ребенка. Большое число страхов у ребенка – это важный показатель предневротического состояния. Такого ребенка следует причислить к группе риска и проводить с ним специальную коррекционную работу.

Все перечисленные страхи у детей делят на следующие группы:

• «медицинские» страхи (боль, уколы, врачи, болезнь);

• страхи с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);

• страхи смерти (своей);

• страхи животных и сказочных персонажей;

• страхи кошмарных снов и темноты;

• социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества);

• пространственные страхи (высоты, воды, замкнутых пространств).

Уровневые значения. Все результаты оцениваются в баллах. Низкий уровень страха – от 0 до 7 баллов; средний уровень страха – от 8 до 15 баллов; высокий уровень страха – от 16 и выше.

Методика диагностики детских страхов А. И. Захарова

Цель. Выявление количества и группы детских страхов.

Инструкция. «Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…»

1) остаться один;

2) заболеть;

3) умереть;

4) каких-то детей;

5) воспитателей;

6) того, что они тебя накажут;

7) Бабу-ягу, Кощея, Бармалея;

8) страшных снов;

9) темноты;

10) волка, медведя, пауков, змей;

11) машины, поездов, самолетов;

12) бури, грозы, наводнения;

13) высоты;

14) быть в маленькой темной комнате, туалете;

15) воды;

16) огня, пожара;

17) войны;

18) врачей, кроме зубных;

19) крови;

20) уколов;

21) боли;

22) резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

Обработка результатов. На основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.

Эти страхи можно разделить на несколько групп.

1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь).

2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки).

3. Страх смерти (умереть).

4. Животных и сказочных персонажей.

5. Кошмарных снов, темноты.

6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания).

7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство).

При выявлении преобладающих страхов и того, что с ними связано, интенсивности переживания проводится следующая беседа – глубокое интервью в рамках рассматриваемой методики (для выяснения того, почему ребенок боится).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыАнализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулиро...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста "В сказочной стране эмоций"

Возраст целевой группы: 4 – 5 летЦель пособия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи пособия:- закрепление знаний детей об эмоциональных состояниях;- активизация словаря эмоциональн...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных со...

Консультация для педагогов на тему: Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста.

В настоящее время проблема изучения связи  чувств и разума , эмоционального и рационального , их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе всем больший интерес и приобретает особую актуально...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста.

Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста - понятия и структура....

Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...