Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие их мелкой моторики рук.
консультация по развитию речи (старшая группа)

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку нужно усвоить эти знания не механически, а осмысленно, т.е ребенку нужно осознавать все то, что он усваивает. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них мыслительной активности и грамотной речи .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrazvitie_rechi_detey.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие их мелкой моторики рук.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку нужно усвоить эти знания не механически, а осмысленно, т.е ребенку нужно осознавать все то, что он усваивает. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них мыслительной активности и грамотной речи .

Задержка речевого развития (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный словарный запас) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. И как результат ребенок, чествуя свою неуспешность, не желает играть и занимается как с детьми, так и со взрослыми.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движения. Формирование движений происходит при участии речи. Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Поэтому особенно важно активно развивать крупную и мелкую моторику у детей.

Работая воспитателем, я заинтересовалась этой проблемой.

На протяжении последних  лет, мною было отмечено, что большего эффекта в организации развития речи детей, можно достичь через развитие их мелкой моторики рук. В связи с этим я организовала данную работу в период продуктивной деятельности, а именно на занятиях по конструированию, аппликации, лепке.

На занятиях я использовала не традиционные техники изобразительного искусства:

– пластилинография - лепка картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности;

– метод волшебного рисунка - углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение ( дерево…), затем кистью краска наносится сверху на все изображение, вследствие того , что краска не ложиться на жирное изображение свечой- рисунок появляется перед глазами детей как бы внезапно;

– разрисовка маленьких камешков, мы использовали морские камешки, они гладкие и маленькие, сама форма камешка подсказывает ребенку, какой образ в данном случае создать.

Данные техники очень заинтересовали детей, т. к. они необычны и доступны сознанию каждого ребенка.

В продуктивных видах деятельности мы работали с разным материалом: соленое тесто ,пластилин, сухие листья, бумага, краски, мелки.

Из практики видно, что дети любят работать коллективно.

Вместе с детьми были созданы коллективные работы:«Осенний коллаж», «Птицы к кормушки», « Осеннее Дерево», «Елочка красавица», « Наш перекресток».

В педагогическом процессе мною были организованы занятия в виде игр. Их содержание направлено на решение задач по развитию моторики, закреплению знаний об окружающей действительности и развитию речи.

В нашей работе мы пытаемся тесно сотрудничать с родителями, активно вовлекаем в нашу творческую деятельность. Так совместно с родителями, мы создали  пособия по развитию мелкой моторики рук.

В результате проведенной нами работы достигнута положительная динамика в развитии мелкой моторики рук.

В настоящее время мы используем разные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Одна из форм – это родительские собрания.

На протяжении учебного года, мною систематически проводились консультации для родителей по следующим темам:

  • « Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»,
  • « Как научить ребенка работать карандашом, ручкой, ножницами?»,
  • « Развитие графических навыков в старшей группе».

Консультации проводились как индивидуально, так и с подгруппами родителей. Консультации сопровождались демонстрации игр и выставками книг. Полезным для родителей продолжает оставаться посещение занятий. Родители получают возможность проследить за успехами детей, увидеть их трудности в общении с товарищами, познакомиться с обучающими приемами педагога.

К началу учебного года был оформлен « Уголок для родителей», где размещаются советы и рекомендации. Периодически информация меняется. Большой интерес у родителей вызвали следующие рекомендации:

  • « Что нужно ребенку для успешного овладения графикой письма»,
  • « Значение игр с природным материалом в познании окружающего мира».

 С родителями группы проводился семинар практикум: по развитию мелкой моторики у детей « В стране пальчиковых игр».

Был разработан комплекс игр и упражнений с пальчиками и составлены памятки для родителей, где указывались стихи для использования в играх с детьми по развитию мелкой моторики рук.(игры с пальчиками без слов; речь с движениями).

Большое внимание в работе с родителями уделяется освещение вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях группы.

С этой целью предусмотрено проведение игр–занятий, занятий по развитию мелкой моторики пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

Комплексно-тематическое планирование поТеме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки) "Сёксень вастовома"

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики "

Развитие мелкой моторики – одно из наиболее эффективных средств речевого развития детей, способствует формированию интеллектуальных способностей детей, а также оказывает влияние на общее пс...

Перспективный индивидуальный план профессионального развития воспитателя "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Перспективный индивидуальный план профессионального развития воспитателя "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру"...

Игры и упражнения для развития у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия и мелкой моторики

В статье представлены игры и упражнения, основная цель которых развитие фонематического восприятия и мелкой моторики....