Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста через включение их процесс создания развивающей предметно-пространственной среды
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста через включение их процесс создания
развивающей предметно-пространственной среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_2015.docx | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста через включение их процесс создания
развивающей предметно-пространственной среды
Старший дошкольный возраст – период, когда у детей происходит бурное развитие, закладываются основы будущей личности. Особое значение в этот период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту.
Правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе.
Вместе с тем, по итогам обследования детей, поступающих в школу, по мнению О. С. Ушаковой, характерными проблемами развития речи дошкольников являются:
1. Недостаточный словарный запас, затруднения в подборе нужного слова.
2. Затруднения в построении диалога на заданную тему.
3. Затруднения при построении монолога, особенно при пересказе текста своими словами.
4. Сложности в логическом формулировании выводов и утверждений.
Решение этих проблем традиционно осуществляется через общение со взрослым и создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды, которые являются составляющими успешного речевого развития детей.
В каждой группе детского сада есть игры и пособия по развитию речи, а так же игрушки, способствующие речевому развитию детей. Всё это расположено как в речевых уголках, так и в других зонах группового помещения, в доступных для детей местах.
В речевой зоне сконцентрированы материалы и пособия:
- для развития слухового внимания;
- для развития артикуляционной моторики;
- для развития речевого дыхания;
- для работы по развитию фонематического слуха;
- для формирования грамматического строя речи;
- графические схемы для моделирования предложений (в речевой зоне старшей и подготовительной групп;
- для обогащения словарного запаса созданы тематические альбомы,
папки, дидактические игры;
- театральные игры;
- книжный уголок.
Эти материалы и пособия используются детьми самостоятельно и в совместной деятельности с воспитателями. Вовлекая детей и взрослых (родителей) в активное создание (обогащение) развивающей предметно-пространственной среды в группе мы создаём тем самым благоприятные условия для содержательного общения и активного использования дидактических средств в самостоятельной речевой деятельности детей.
Направляя эту деятельность, педагог обеспечивает развитие связной речи детей, способствует преодолению её недостатков. Кроме того повышается компетентности родителей в вопросах развития речи, осуществляется целенаправленное обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с комплексно-тематическим планом, создание методической копилки эффективных приемов организация речевой работы.
Совместная деятельность взрослых (воспитатели, родители) и ребенка в соответствии с планом образовательной деятельности.
Изменения в среде | Специальные речевые ситуации и методические приёмы |
Выставки |
|
Рукописные книги, альбомы |
|
Игры изготовленные в совместной деятельности | 1. Ситуативный разговор воспитателя и детей при обсуждении алгоритма и правил создания игры «по секрету». 2. Презентация игры «авторами» в группе детей. |
Примерные вопросники для бесед с детьми
- Составление рассказа о животном от 3-его лица (опыт работы ДОУ № 26 г. Кирово-Чепецк)
План:
- Как называют (меня зовут…)
- Как выглядит (я выгляжу…)
- Что у меня есть (у меня есть…)
- Жилище (мой дом…)
- Особое поведение (про меня говорят…)
- Моё любимое кушанье (я люблю…)
- Что обо мне говорят люди (люди меня считают…)
- Что я о себе думаю (сам я считая…)
- В каких сказках, стихах, пословицах встречается (про меня есть…)
- Если бы я мог (ла) разговаривать, я б людям сказал(а)…
- Рисунок
Итог: создание «Зелёной книги»
- Описание неодушевленного предмета
План:
1. Какой предмет изображен на рисунке.
2. Какого цвета этот предмет или его части.
3. Где находится этот предмет, что ты видишь на заднем плане.
4. Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый…; свойства: красивый, полезный.
5. Для чего используется этот предмет, кому он мог принадлежать (пригодится, понравится).
6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклый, светлые, темные…).
7. Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).
8. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
- Описание растения
План:
1. Какое растение изображено на рисунке.
2. Какого цвета это растение или его части.
3. Где растет это растение, что ты видишь на заднем плане.
4. Какое время года художник изобразил на рисунке.
5. Особенности этого растения (размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный).
6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные).
7. Твое отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах), потрогать).
8. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
- Описание животного
План:
1. Какое животное изображено на рисунке.
2. Какого цвета это животное или его части.
3. Что оно делает, его поза.
4. Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане.
5. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный).
6. Какая у него морда.
7. Какое у него настроение, какой характер.
8. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…).
9. Твое отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).
10. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
- Портретное описание человека или сказочного персонажа
План:
1. Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке.
2. Из какой он сказки.
3. Что он делает, его поза.
4. Его возраст.
5. Какое у него лицо (морда).
6. Какое у него настроение, какой характер.
7. Во что он одет, какого цвета его одежда.
8. Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане.
9. какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…).
10. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
11. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
- Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображен один персонаж)
План:
1. Какой сказочный персонаж изображен на рисунке.
2. Из какой он сказки.
3. Что он делает, о чем он думает; его поза.
4. Его возраст.
5. Какой момент из сказки изображен на рисунке.
6. Какое у героя лицо (морда).
7. Какое у него настроение, какой характер.
8. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья).
9. Где находится этот персонаж.
10. Какое время года изображено на рисунке.
11. Что нарисовано ближе всего к тебе.
12. Что находится в центре картинки.
13. Что ты видишь на заднем плане.
14. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…).
15. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
16. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
17. О чем ты думаешь глядя на этот рисунок.
- Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображено несколько персонажей)
План:
1. Какие сказочные персонажи изображены на рисунке.
2. Из какой они сказки.
3. Какой момент из сказки изображен на рисунке.
4. Что они делают, о чем они думают, о чем разговаривают; их позы.
5. Какое у первого героя лицо (морда).
6. Его возраст.
7. Какое у него настроение, какой характер.
8. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья).
9. Твое отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
10. Какое у второго героя лицо (морда).
11. Его возраст.
12. Какое у него настроение, какой характер.
13. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья).
14. Твое отношение к этому персонажу.
15. Где находятся эти персонажи.
16. Какое время изображено на рисунке.
17. Что нарисовано ближе всего к тебе.
18. Что находится в центре картинки.
19. Что ты видишь на заднем плане.
20. Какие краски использовал художник (яркие, темные, тусклые, светлые…).
21. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
22. О чем ты думаешь, глядя на этот рисунок.
Мониторинг результативности реализации проекта
(проводится в конце учебного года)
- Речевые умения детей выявлялись при выполнении заданий, описанных О. С. Ушаковой.
- Критерии развития речи:
- ребёнок вступает в речевое взаимодействие со сверстниками по собственной инициативе;
- ребёнок вступает в речевое взаимодействие со сверстниками по собственной инициативе;
- ребёнок высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с мнением товарища;
- ребёнок по плану и образцу рассказывает о предмете, явлении;
- ребёнок по плану и образцу составляет рассказы из личного опыта;
- ребёнок по плану и образцу придумывать свои концовки к сказкам;
- ребёнок составляет план рассказа и придерживаться его;
- Ребёнок сочиняет короткие сказки на заданную тему.
- Методы и методики:
- наблюдение за детьми во взаимодействии в среде;
- наблюдение за детьми в процессе самостоятельной деятельности;
- наблюдение за детьми во взаимодействии друг с другом в развивающей предметной среде;
- наблюдение вовлечённое в процессе совместной деятельности воспитателя и ребёнка;
- беседы в процессе совместной деятельности.
Список используемой литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду// Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. - Издательство: Москва, Мозаика-Синтез, 2005 год - 106 с.
- Гербова В.В. Составление описательных рассказов/ Гербова В.В.// Дошкольное воспитание. – 1981. - №9.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений. – М., Просвещение, 2007. – 224с.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр.и доп. – М., Просвещение, 1982. – 128 с.
- Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа /Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Гном-Пресс, 1999.-80 с.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224 с.
- Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256с.
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательных процессов
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярна среди исследователей различных специальностей. Мною разработана и экспериментально проверена система работы, способс...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»
Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Ребенок в повседневной жизни, о...
Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»
Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию...
Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...
Технология. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста. В чем заключается её актуальность: - в том, что практическая деятельност...
Проект по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает ...
Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи...