Консультация на тему «Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета».
консультация (подготовительная группа) на тему
Подготовка к обучению в школе и приобретение воспитанниками навыков учебной деятельности в интересной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему «Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета».
Начало обучения в школе – переломный этап в жизни каждого ребенка. Задача педагогов дошкольного учреждения – обеспечить безболезненный переход детей на новую ступень обучения.
Как известно, в ДОУ дошкольники привыкают к групповому общению, часто отвечают на вопрос педагога хором. Однако в школе им предстоит самостоятельно отвечать у доски перед всем классом, готовить доклады на различные темы. Для многих первоклассников это становится тяжелым испытанием.
Уже в начальной школе от учеников требуется умение самостоятельно и творчески мыслить, иметь навыки исследовательской работы, уверенно чувствовать себя во время выступления перед аудиторией. Но, к сожалению, данными навыками владеет лишь небольшой процент выпускников дошкольных учреждений. Над решением этой задачи работали такие ученые, как Б.В.Всесвятский, С.Т.Шатский, И.В.Сватковский и др., но применительно к обучению дошкольников данная проблема практически не рассматривалась.
К началу обучения в школе у детей должны быть сформированы:
- мотивационная готовность;
- умение воспринимать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней;
- способность работать с разными источниками информации;
- умение общаться с взрослыми и сверстниками.
Для того чтобы сформировать у будущих первоклассников начальные навыки подготовки докладов и выступления с ними, можно использовать разные формы работы. Одной из форм данной работы может быть организация заседаний ученого совета, которые способствуют развитию у дошкольников творчества и самостоятельности.
Целями данной работы являются подготовка к обучению в школе и приобретение воспитанниками навыков учебной деятельности в интересной форме.
В качестве основных задач выделяются:
- обучение детей навыкам исследовательской деятельности: поиск и выделение необходимой информации из различных источников (наблюдения, эксперименты, книга, музей, интернет, общение с социумом);
- формирование умения обрабатывать полученную информацию (составление плана-схемы доклада);
- обучение монологическому высказыванию;
- развитие умения внимательно слушать собеседника, задавать вопросы по услышанному выступлению, формировать собственную позицию и мнение.
Работа в данном направлении осуществляется в три этапа.
На подготовительном этапе определяются проблемы внедрения исследовательской деятельности в работу с дошкольниками, изучается литература по данной теме.
В ходе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности дети обучаются умению составлять рассказы по заданной теме, выделять главную мысль произведения, составлять план-схему рассказа, пересказывать и составлять рассказ по ней, задавать вопросы по тексту и картине, обсуждать прочитанное (рассказанное) произведение.
Кроме того, на данном этапе в рамках взаимодействия с родителями можно провести анкетирование на тему «Знания о методах совместной работы с детьми по подготовке их к школе в домашних условиях», дать рекомендации по вопросам подготовки докладов с дошкольниками.
Практический этап предусматривает непосредственно организацию работы ученого совета. Заседания проводятся один раз в неделю (по четвергам, во время утреннего приема). Каждому заседанию соответствует определенная лексическая тема, над которой педагоги работают с детьми всю неделю. На одном заседании выступают два-три докладчика.
Тема для доклада, которую дошкольники готовят вместе с родителями, сообщается им за неделю до выступления. К докладам предъявляются следующие требования: наличие плана-схемы, использование художественного слова (стихи, загадки и др.), наглядность (демонстрация предметов, иллюстраций), дополнительные сведения по теме доклада, которые не входят в программу дошкольного учреждения.
Заседание ученого совета условно можно разделить на три части.
В вводной части педагог помогает докладчику облачиться в костюм ученого, расставить наглядные материалы, включает музыкальное сопровождение, которое помогает настроить дошкольников на серьезный, рабочий лад.
Основная часть подразумевает выступление докладчика и беседу со слушателями, ответы на вопросы. В конце (заключительная часть) педагог обязательно положительно отзывается о выступлении докладчика, а также оценивает манеру оратора держаться перед аудиторией, полноту раскрытия темы выступления, использование им наглядного материала и включение в доклад художественного слова.
На заключительном этапе подводятся итоги работы.
Таким образом, на подобных заседаниях дети учатся работать с различными источниками знаний, слушать друг друга, критически оценивать выступление товарища, составлять план-схему своего выступления, развивают монологическую речь, приобретают неоценимый опыт публичного выступления.
Заседания ученого совета способствуют развитию у будущих первоклассников творческого критического мышления, расширяют кругозор и создают условия для активного усвоения навыков учебной деятельности. Все это содействует эффективной интеграции дошкольного и начальной ступени общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила: Дегтярев...
«Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета»
Целью данной работы являются подготовка к обучению в школе и приобретение воспитанниками навыков учебной деятельности в интересной форме...
Формирование у детей предпосылок учебной деятельности
Материалы статьи "Формирование у детей предпосылок учебной деятельности" могут быть полезны как педагогам дошкольных образовательных учреждений, так и родителям при подгото...
Консультация для педагогов по теме: «Формирование речи детей в игровой деятельности»
Знаменитый писатель и знаток детской психологии К. Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему п...
Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета на тему «Астрономия»
Учёный совет на тему "Астрономия"...
формирование у детей предпосылок учебной деятельности
- Определить понятие «учебная деятельность» и раскрыть ее структуру; - Выявить состав предпосылок к учебной деятельности; - Описать условия к формированию предпосылок к уче...
Доклад Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности
В статье перечислены все аспекты готовности ребенка к школе(психологическая,волевая,физическая,умственная). Подробно раскрытывсе предпосылки:психологические и коммуникативные....