Консультация на тему «Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета».
консультация (подготовительная группа) на тему

Аксененко Светлана Викторовна

Подготовка к обучению в школе и приобретение воспитанниками навыков учебной деятельности в интересной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему «Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета».

Начало обучения в школе – переломный этап в жизни каждого ребенка. Задача педагогов дошкольного учреждения – обеспечить безболезненный переход детей на новую ступень обучения.

Как известно, в ДОУ дошкольники привыкают к групповому общению, часто отвечают на вопрос педагога хором. Однако в школе им предстоит самостоятельно отвечать у доски перед всем классом, готовить доклады на различные темы. Для многих первоклассников это становится тяжелым испытанием.

Уже в начальной школе от учеников требуется умение самостоятельно и творчески мыслить, иметь навыки исследовательской работы, уверенно чувствовать себя во время выступления перед аудиторией. Но, к сожалению, данными навыками владеет лишь небольшой процент выпускников дошкольных учреждений. Над решением этой задачи работали такие ученые, как Б.В.Всесвятский, С.Т.Шатский, И.В.Сватковский и др., но применительно к обучению дошкольников данная проблема практически не рассматривалась.

К началу обучения в школе у детей должны быть сформированы:

- мотивационная готовность;

- умение воспринимать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней;

- способность работать с разными источниками информации;

- умение общаться с взрослыми и сверстниками.

Для того чтобы сформировать у будущих первоклассников начальные навыки подготовки докладов и выступления с ними, можно использовать разные формы работы. Одной из форм данной работы может быть организация заседаний ученого совета, которые способствуют развитию у дошкольников творчества и самостоятельности.

Целями данной работы являются подготовка к обучению в школе и приобретение воспитанниками навыков учебной деятельности в интересной форме.

В качестве основных задач выделяются:

- обучение детей навыкам исследовательской деятельности: поиск и выделение необходимой информации из различных источников (наблюдения, эксперименты, книга, музей, интернет, общение с социумом);

- формирование умения обрабатывать полученную информацию (составление плана-схемы доклада);

- обучение монологическому высказыванию;

- развитие умения внимательно слушать собеседника, задавать вопросы по услышанному выступлению, формировать собственную позицию и мнение.

Работа в данном направлении осуществляется в три этапа.

На подготовительном этапе определяются проблемы внедрения исследовательской деятельности в работу с дошкольниками, изучается литература по данной теме.

В ходе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности дети обучаются умению составлять рассказы по заданной теме, выделять главную мысль произведения, составлять план-схему рассказа, пересказывать и составлять рассказ по ней, задавать вопросы по тексту и картине, обсуждать прочитанное (рассказанное) произведение.

Кроме того, на данном этапе в рамках взаимодействия с родителями можно провести анкетирование на тему «Знания о методах совместной работы с детьми по подготовке их к школе в домашних условиях», дать рекомендации по вопросам подготовки докладов с дошкольниками.

Практический этап предусматривает непосредственно организацию работы ученого совета. Заседания проводятся один раз в неделю (по четвергам, во время утреннего приема). Каждому заседанию соответствует определенная лексическая тема, над которой педагоги работают с детьми всю неделю. На одном заседании выступают два-три докладчика.

Тема для доклада, которую дошкольники готовят вместе с родителями, сообщается им за неделю до выступления. К докладам предъявляются следующие требования: наличие плана-схемы, использование художественного слова (стихи, загадки и др.), наглядность (демонстрация предметов, иллюстраций), дополнительные сведения по теме доклада, которые не входят в программу дошкольного учреждения.

Заседание ученого совета условно можно разделить на три части.

В вводной части педагог помогает докладчику облачиться в костюм ученого, расставить наглядные материалы, включает музыкальное сопровождение, которое помогает настроить дошкольников на серьезный, рабочий лад.

Основная часть подразумевает выступление докладчика и беседу со слушателями, ответы на вопросы. В конце (заключительная часть) педагог обязательно положительно отзывается о выступлении докладчика, а также оценивает манеру оратора держаться перед аудиторией, полноту раскрытия темы выступления, использование им наглядного материала и включение в доклад художественного слова.

На заключительном этапе подводятся итоги работы.

Таким образом, на подобных заседаниях дети учатся работать с различными источниками знаний, слушать друг друга, критически оценивать выступление товарища, составлять план-схему своего выступления, развивают монологическую речь, приобретают неоценимый опыт публичного выступления.

Заседания ученого совета способствуют развитию у будущих первоклассников творческого критического мышления, расширяют кругозор и создают условия для активного усвоения навыков учебной деятельности. Все это содействует эффективной интеграции дошкольного и начальной ступени общего образования.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

«Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета»

     Целью данной работы являют­ся подготовка к обучению в школе и приобретение воспитанниками навыков учебной           деятельности в ин­тересной форме...

Формирование у детей предпосылок учебной деятельности

Материалы статьи "Формирование у детей предпосылок учебной деятельности"  могут быть полезны как педагогам  дошкольных образовательных учреждений, так и родителям при  подгото...

Консультация для педагогов по теме: «Формирование речи детей в игровой деятельности»

Знаменитый писатель и знаток детской психологии К. Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему п...

формирование у детей предпосылок учебной деятельности

- Определить понятие «учебная деятельность» и раскрыть ее структуру; - Выявить состав предпосылок к учебной деятельности; - Описать условия к формированию предпосылок к уче...

Доклад Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности

В статье перечислены все аспекты готовности ребенка к школе(психологическая,волевая,физическая,умственная). Подробно раскрытывсе предпосылки:психологические и коммуникативные....