Формирование у детей предпосылок учебной деятельности
статья на тему
Материалы статьи "Формирование у детей предпосылок учебной деятельности" могут быть полезны как педагогам дошкольных образовательных учреждений, так и родителям при подготовке детей к школе и формировании у них предпосылок учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование у детей предпосылок учебной деятельности | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья. «Формирование у детей предпосылок учебной деятельности»
В.И.Ступакова –
старший воспитатель ГБДОУ № 85
Приморского района Санкт-Петербурга
Одной из важнейших характеристик ребенка перед поступлением в школу, является овладение универсальными предпосылками учебной деятельности:
- умение работать по правилу и образцу;
- умение слушать взрослого;
- понимать и выполнять инструкцию;
- умение выслушать и понять речь собеседника;
- умение понятно выразить свои мысли в форме рассказа, предложения, рассуждения;
- наличие богатого словарного запаса;
- владение средствами языковой выразительности;
- сформированность усидчивости и произвольности при выполнении задания;
- самоконтроль;
- умение находить и исправлять ошибки;
А также, иметь навыки исследовательской работы, уверенно чувствовать себя во время выступления перед аудиторией. Тем не менее, учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение.
Важно воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил.
Очень важно учитывать это при организации учебной деятельности!
Психологи выделяют основные условия при которых возникает и развивается интерес к учению:
- учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера;
- учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку;
- необходимо понимание важности преподносимого материала;
- новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше;
- ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса (задания должны быть посильными);
- важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность;
- учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Важной предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована к концу дошкольного периода, является
- обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.
- умение самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач.
Основные компоненты учебной деятельности:
- Принятие задачи;
- Выбор путей и средств для её осуществления и следование им;
- Контроль, самоконтроль и самопроверка;
- Личностный компонент (мотивационный);
Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.
Уже в начальной школе от учеников требуется:
- умение самостоятельно и творчески мыслить,
- иметь навыки исследовательской работы,
- уверенно чувствовать себя вовремя выступления перед аудиторией.
Для многих первоклассников это становится серьезным испытанием, так как они сталкиваются с разными подходами к обучению.
Отличие в обучении:
ДОУ | ШКОЛА |
Групповое общение | Самостоятельные ответы с места; |
Хоровые ответы | Самостоятельные ответы у доски перед всем классом |
Подготовка докладов на различные темы. |
Начало обучения в школе – переломный этап в жизни каждого ребенка. Задача педагогов ДОУ – обеспечить безболезненный переход детей на новую ступень обучения.
Интересной формой работы по подготовке к обучению в школе и приобретению воспитанниками навыков учебной деятельности является использование элементов исследовательского обучения:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников (наблюдения, эксперименты, книга, музей, интернет, и т.д.)
- формирование умения обрабатывать полученную информацию;
- обучение монологическому высказыванию;
- развитие умения внимательно слушать собеседника, задавать вопросы по услышанному выступлению, формировать собственную позицию и мнение.
В ходе организованной и самостоятельной образовательной деятельности дети учатся:
- умению составлять рассказы по заданной теме;
- выделять главную мысль произведения;
- составлять план-схему рассказа;
- пересказывать;
- задавать вопросы по тексту и картине;
- обсуждать прочитанное произведение;
- использовать художественное слово (стихи, загадки и др.), наглядность (демонстрация предметов, иллюстраций), дополнительные сведения.
Таким образом, с использованием элементов исследовательской деятельности, дети учатся:
- работать с различными источниками;
- слушать друг друга;
- критически оценивать выступление товарища;
- составлять план-схему своего выступления;
- развивать монологическую речь;
- приобретать неоценимый опыт публичного выступления.
Такая форма работы создает условия для активного усвоения навыков учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему «Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета».
Подготовка к обучению в школе и приобретение воспитанниками навыков учебной деятельности в интересной форме....
«Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета»
Целью данной работы являются подготовка к обучению в школе и приобретение воспитанниками навыков учебной деятельности в интересной форме...
О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности
О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...
Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета на тему «Астрономия»
Учёный совет на тему "Астрономия"...
Роль продуктивной деятельности в формировании предпосылок учебной деятельности и учебных навыков у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
формирование у детей предпосылок учебной деятельности
- Определить понятие «учебная деятельность» и раскрыть ее структуру; - Выявить состав предпосылок к учебной деятельности; - Описать условия к формированию предпосылок к уче...
Доклад Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности
В статье перечислены все аспекты готовности ребенка к школе(психологическая,волевая,физическая,умственная). Подробно раскрытывсе предпосылки:психологические и коммуникативные....