Консультация для педагогов по теме: «Формирование речи детей в игровой деятельности»
консультация (старшая группа) на тему
Знаменитый писатель и знаток детской психологии К. Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему приходится в изумительно короткое время овладеть своим родным языком. Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный и младший школьный период и совершается это, конечно же, под непосредственным воздействием взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiyarech_v_igre.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 4 «Лебёдушка» общеразвивающего вида
городского округа Стрежевой (МДОУ ДС № 4 «Лебёдушка»)
636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой, 3 микрорайон, дом 327
E-maillebed@strj.tomsk.su, тел/факс (38259) 5-44-51, ИНН\КПП 7022010125\ 702201001, ОКВЭД 80.10.1
Консультация для педагогов по теме: «Формирование речи детей в игровой деятельности»
Разработала:
Патрушева Елена Александровна
воспитатель 1 категории
Стрежевой 2016г.
Формирование речи детей в игровой деятельности.
Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.
С.Т. Шацкий.
Знаменитый писатель и знаток детской психологии К. Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему приходится в изумительно короткое время овладеть своим родным языком. Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный и младший школьный период и совершается это, конечно же, под непосредственным воздействием взрослых.
Для того, чтобы процесс присвоения языковых особенностей происходил наиболее интенсивно и занимательно, в народной педагогике исстари существовало множество приемов для лучшего усвоения детьми смысла того или иного слова, развития вариантов его применения в речевой практике и закрепления успехов по их запоминанию. С этой целью и появилась у нас целая энциклопедия детских считалок, загадок, дразнилок, потешек, примет, стихов перевертышей и.т.д. По аналогичной причине- помочь детям в «обживании» огромного мира окружающего их русского языка – авторами создаются такие книги и пособия как «Лучшие книги и развлечения со словами», «Придумай слово», «Игры и игровые упражнения по развитию речи» и многие другие. Сейчас я познакомлю вас с разными играми из некоторых книг.
- Игра –задание « Назови знакомый звук».
Цель: услышав в словах звук (З) ребенок должен подать знак, например,- хлопнуть в ладоши. Произносить слова нужно спокойно, не спеша. Ведь ребенок должен осмыслить набор входящих в него звуков, а может повторить про себя. Примеры слов : звон, касса, морской заноза, мороз, мимоза, сено, засуха.
При приобретении ребенком некоторых навыков вслушивания в слово и выделения в нем нужного звука, в качестве усложненного варианта можно предложить ему стихотворение, в котором он должен услышать нужный звук. (можно поднять руку или топнуть).
Шесть мышат спустились в сад,
Где сидят мальчишки,
Принялись они играть
В игры «Кошки-мышки».
- Игра –задание «Продолжи предложение».
Ребенку дается задание продолжить фразу, которую начал взрослый. Начало фразы нужно подобрать такое, что бы ребенок ясно почувствовал, о чем нужно рассказать в дальнейшем например:
- Если на улице выпал снег, то..
Ответы могут быть самыми разными: наступила зима, можно кататься на санках, надо тепло одеваться и т.д.
Еще варианты фраз- заданий:
-Если на небе светит солнце то..
Если птицы улетели на юг, то..
Если ты вместе с мамой пошел в магазин, то..
- «Игра предскажи будущее».
В этой игре дети предсказывают кем будет в бедующем тот или иной предмет, например, река зимой станет льдом.
Чем станет снег весной?
Чем станет посаженное семечко в землю?
Ягоды с грядки?
Мука из пакета?
Маленький ребенок?
Тучка? и.т.д.
«Игра с картинками».
Газеты, журналы с цветными иллюстрациями прекрасный дидактический материал для занятия с ребенком. Можно не выбрасывать его в мусор, а превратить в удобный инструментарий для занятий.
С этой целью заводят папку в которую складывают картинки объединяя по теме «мебель», «одежда», «Игрушки». И.т.д. С этим дидактическим материалом можно поиграть в игру «Третий лишний» или «Магазин».
В игре «магазин», ребенку предлагают купить какой –либо предмет или игрушку, а потом задать вопрос «Почему ты его купил?» расскажи. Ребенок описывает предмет и рассказывает почему он понравился.
- Развивающая игра «знакомство с профессиями».
.Для игры нужны картинки с изображением людей разных профессий, их рабочих инструментов. Можно использовать атрибуты от сюжетно- ролевых игр. Детям задаются вопросы- кто лечит больных?, Кто готовит обед?, Кто разносит письма?, Кто шьет платья? Дети рассказывают о той или другой профессии.
- Игра – развлечение «Загляни в гардероб»
Педагог предлагает детям вспомнить предметы одежды.
Вам надо будет заглянуть в воображаемый шкаф, а затем по очереди называть предметы гардероба- то есть одежды. На каждое название дается жетон. Далее предметы гардероба называют все по очереди. Выигрывает ребенок у которого будет больше всех жетонов. Тот кто запнулся может прочесть стихотворение, загадать загадку, спеть.
В младших группах дидактические игры по развитию речи чаще всего проводятся не с настольным игровым материалом (картинки карточки), а с игрушками и предметами. Поэтому предлагаемые игры для малышей следует проводить после игр с игрушками, имеющих сходные учебные задачи. Например, игру «Новоселье у матрешек» следует проводить после похожих игр, в некоторых дети упражнялись в расположении предметов в пространстве и научились понимать значение пространственных предлогов и наречий.
Игры для малышей почти все носят сюжетный характер. «Кто как двигается», «У кого сколько». В каждой игре есть действующие лица – знакомые детям персонажи.
- Игра «У кого сколько?»
Воспитатель дает каждому играющему ребенку игрушку. Рассказывает, что почтальон принес письмо с подарком для игрушек и раздает конверт каждому. Дети достают карточки из конверта. Воспитатель предлагает разложить их на два столбика с одним и двумя предметами. Затем спрашивает: « Мишка, что тебе прислали в посылке?» Ребенок, у которого находится названный персонаж, от его имени отвечает: «мне прислали один флажок, одну чашку, два чайника и два яблока». При ответах детей воспитатель следит за правильным согласованием числительных с существительными в роде и числе. При ошибках поправляет детей и просит повторить правильно. Эту игру можно усложнить.
Усложнение.
Воспитатель стимулирует детей самих спрашивать друг- друга, что у них в посылках: «Захотел мишка узнать, что прислали его другу Зайке. Мишка, спроси у Зайки, что ему прислали и сколько?» Ребенок от имени своего персонажа задает вопрос.
- Игра «Один много»
Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, показывает парные карточки и спрашивает, что нарисовано на одной и что на другой (на одной один мячик на другой много мячиков). Затем раздает каждому ребенку по одной карточке и спрашивает: У кого один мячик? Положите его в маленькую коробочку, а у кого много мячиков в большую коробочку. Дети кладут карточки в коробочки ,а воспитатель спрашивает: Чего у тебя теперь нет?
Вот лишь, несколько примеров игр с которыми я познакомила вас сегодня.
Занимаясь с ребенком играми по развитию речи, взрослый вступает с ребенком в определенный творческий и эмоциональный контакт, что очень ценно для коммуникативных отношений. В эти игры можно играть и не только в группе, но и во время прогулки. Подобные игры способствуют развитию речедвигательных навыков детей, как темп и внятность речи, скорость воспроизводимых слов и мышление, а так-же наглядно слуховая память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила: Дегтярев...
Самообразование Тема « Формирование речи детей в игровой деятельности »
laquo;Формирование речи детей в игровой деятельности»Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.В игре раскрывается перед детьми мир и раскрываются творческие ...
План самообразования Тема: "Формирование речи детей в игровой деятельности"
Цель: формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений....
Выступление на семинаре на тему "Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность"
Выступление на семинаре «Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных ви...
Самообразование на тему: "Формирование связной речи детей посредством театрализованной деятельности" (средняя группа)
конспект кружковой работы в средней группе....
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование навыков личной гигиены через игровую деятельность у детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Перед воспитателями детского сада сто...
Консультация «Развитие речи детей через игровую деятельность»
Чистая, грамматически правильно оформленная речь – важнейшее, значимое условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легч...