перспективное планирование опытов, наблюдений и экспериментов во 2 младшей группе
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
перспективное планирование опытов, наблюдений и экспериментов во 2 младшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Материалы для организации экспериментирования.
(младший возраст)
1.Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Пробки.
7. Семена фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
8. Киндер-сюрпризы
9. Глина, песок.
10. Бумага разных сортов.
Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)
Задачи:
- Сочетать показ с активным действием ребенка по обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
- Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1.О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Перспективное планирование опытов, экспериментов и наблюдений.
Сентябрь.
*Опыт «Почему не получился куличик?»
*Опыт «Что в пакете?»
-Наблюдение «Растения пьют воду»
Октябрь
*Опыт «Поиграем с ветерком»
*Опыт « Игры с соломинкой».
Ноябрь
*Опыт «Узнаем, какая вода».
Декабрь
*Опыт «Снег в комнате тает».
*Опыт: «Свойства снега».
Январь
*Опыт «Окрашивание воды»
*Опыт: «Свойства глины»
Февраль
*Опыт: «Деревянный брусочек».
Опыт – наблюдение «Посадка лука»
Март
*Опыт «Бантик из бумаги и ткани».
*Опыт «Свойства воды».
Апрель
*Опыт «Весёлые кораблики».
*Опыт «Свойства солнечных лучей».
Май
Наблюдение «Веточка березы»
*Опыт «Свойства мокрого песка».
*Опыт «Делаем дорожки и узоры из песка».
*Опыт «Свойства солнечных лучей».
*Опыт «Поиграем с солнышком»
Опытно – экспериментальная деятельность с детьми.
«Почему не получился куличик?»
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики; песок мокрый – не сыпучий, из него можно изготовить куличики.
«Что в пакете?»
Цель; обнаружение воздуха в окружающем пространстве.
Материал: полиэтиленовые пакеты.
Описание опыта: дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и закручивает пакет так, чтобы он стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нём ничего нет. Педагог обращает внимание детей на то, что когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нём был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой. (Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий.)
«Поиграем с ветерком»
Цель: познакомить со свойствами воздуха (движение, направление).
Материал: бумажные вертушки, султанчики.
Описание опыта: Дети на прогулке играют с вертушками и султанчиками. Вместе с педагогом обсуждают, почему они вертятся, определяют скорость, силу и направление ветра по вертушкам. Смотрят на деревья, по наклону ветвей определяют силу ветра.
Вывод: при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. По вращению лопастей вертушки можно определить направление ветра. Скорость, силу и направление ветра можно определить и по наклону ветвей деревьев.
« Игры с соломинкой».
Цель: ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух.
Материал: трубочки для коктейля, ёмкость с водой.
Описание опыта: дети дуют в трубочки на поверхность воды, появляются волны и пузыри. Педагог отмечает, что волны и пузыри на поверхности воды появились потому, что внутри человека есть воздух.
Вывод. Внутри человека есть воздух.
«Узнаем, какая вода».
Цель: закрепление знаний о свойствах воды (прозрачность, без запаха, льётся).
Описание: дети рассматривают воду в прозрачном сосуде, наблюдают за тем, как педагог переливает её из одного сосуда в другой.
«Снег в комнате тает».
Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – воду – при повышении температуры воздуха).
Материал: снег, баночка.
Описание опыта: на прогулке педагог набирает в баночку снег и ставит в групповой комнате. Дети под руководством педагога наблюдают за снегом.
Вывод: от комнатного тепла снег тает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
«Свойства снега».
Цель: ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).
Материал: снег.
Описание опыта: педагог на прогулке берёт снег в руки и показывает детям, как он медленно тает от тепла.
«Деревянный брусочек».
Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет).
Материал: деревянные брусочки, предметы, сделанные из дерева (ложка, карандаш, матрёшка, стул), ёмкость с водой.
Описание опыта: педагог приносит коробку. Дети выясняют, что в коробке лежат бруски дерева. Педагог предлагает детям взять по брусочку и определить, какие они. Дети вместе с педагогом совершают разные действия с брусочками: гладят (гладкие), пробуют переломить (прочные), опускают в воду (плавают, не тонут), держат в руке (лёгкие). Затем педагог предлагает найти предметы, сделанные из дерева.
Вывод: дерево твёрдое (не ломается), лёгкое (при погружении в воду не тонет, плавает).
«Свойства воды».
Цель: ознакомление с одним из свойств воды.
Материал: сосулька (кусочек льда).
Описание опыта: педагог показывает детям сосульку, они её рассматривают, трогают. Педагог задаёт вопрос: «Какая она?» (холодная, прозрачная, гладкая). Сосульку вносят в тёплое помещение и наблюдают, как она тает, во что превращается.
Вывод: лёд (в виде сосульки) твёрдый, гладкий, холодный, прозрачный. При повышении температуры воздуха лёд постепенно тает, переходя в жидкое состояние (превращаясь в воду).
«Весёлые кораблики».
Цель: ознакомление с различными свойствами предметов (плавучесть).
Материал: таз с водой, предметы, сделанные из разных материалов.
Описание опыта: педагог наливает в таз воду и вместе с детьми опускает туда предметы, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие предметы тонут, а какие остаются на поверхности.
Вывод: не все предметы плавают, наличие свойства плавучести зависит от материала, из которого они сделаны.
«Бантик из бумаги и ткани».
Цель: ознакомление со свойствами бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, разглаживается, намокает в воде).
Материал: кукла, полоски бумаги и ткани, ёмкость с водой.
Описание опыта: педагог приносит куклу Катю и говорит, что она грустная, так как не может завязать бантик. У Кати много разных бантиков, но все они сделаны из бумаги. Педагог объясняет кукле, что бант из бумаги порвётся, но Катя «упрямится» и хочет завязать бант из бумаги. Все дети пробуют завязать бант и убеждаются, что он рвётся. Затем кукла «просит» постирать бант из бумаги. Дети пробуют окунуть банты из бумаги в воду. Банты намокают и рвутся. Аналогично проводятся опыты с бантами из ткани.
Выводы: бумага рвётся, намокает в воде,
Ткань мнётся, её можно стирать, гладить.
«Свойства солнечных лучей».
Цель: ознакомление со свойством солнечных лучей (нагревание предметов).
Описание опыта: педагог предлагает детям намочить резиновые мячи и оставить на солнышке высыхать.
Вывод: солнечные лучи согревают резиновый мячик и вода высыхает (испаряется).
«Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
«Свойства солнечных лучей».
Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (под воздействием солнечных лучей испаряется вода).
Описание опыта: дети в течение дня наблюдают за испарением воды в блюдце.
«Свойства мокрого песка».
Цель: ознакомление со свойствами песка (сухой песок рассыпается, мокрый песок лепится, высыхает под воздействием солнечных лучей).
Материал: песок, лейка с водой, формочки.
Описание опыта: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить, сделать вывод.
Вывод: мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки; сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
«Делаем дорожки и узоры из песка».
Цель: ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет).
Материал: песок, лейка с водой, бутылочка.
Описание: педагог даёт детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.
Вывод: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку, можно сделать дорожку или иной узор. Мокрый песок тяжёлый, не выпадает из бутылочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по сенсорному воспитанию для детей младшей группы
Перспективное планирование занятий на год...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по образовательной области «Коммуникация»
Тема:«Игрушки, которые живут в нашей группе». П/С: Познакомить детей с игрушками в групповой комнате, побуждать детей активно называть игрушки, придумывать имена куклам, использ...
Перспективное планирование на год по ФИЗО 1 младшая группа
Перспективное планирование на год по ФИЗО 1 младшая группа...
Перспективное планирование на год по ФИЗО 2 младшая группа
Перспективное планирование на год по ФИЗО 2 младшая группа...
Перспективное планирование по развитию речи в первой младшей группе по программе Н.Е. Вераксы "От рождения до школы"
Перспективное планирование для первой младшей группе по развитию речи...
Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе по программе "От рождения до школы"
Перспективное планирование...
Перспективное планирование . Кружок по изобразительной деятельности. Вторая младшая группа
Прерспективное планирование для проведения кружка во 2 младшей группе. В разработке предлагаются помимо програмного материала, нетрадиционные техники рисования, которые приемлемы для детей 2 младшей г...