"Профессионально-педагогическая компетентность учителя физической культуры"
статья
Предварительный просмотр:
"Профессионально-педагогическая компетентность учителя физической культуры"
Профессиональная деятельность учителя на современном этапе развития общества является одной из самых обсуждаемых в континууме профессий типа «человек-человек». Это инициируется как глобализационными и интеграционными мировыми процессами, трансформирующимся социально-экономическим развитием России, так и новыми координатами в отечественной системе образования. Изменение вектора политики образования привело к тому, что образовательная парадигма, существовавшая многие десятилетия в нашей стране, была признана устаревшей, и с 2007 года ведется работа по внедрению новых образовательных стандартов в образовательный процесс. Главной профессиональной задачей учителей становится как организация деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, так и овладение компетенциями и деятельностью, направленной на развитие активности учеников, создание предпосылок для их личностного саморазвития.
Успешность осуществления педагогической деятельности предполагает овладение учителем физической культуры необходимыми профессиональными компетенциями. Исходя из направлений профессиональной деятельности в рамках компетентностного подхода, в исследовании раскрывается своеобразие содержания специально-профессиональных компетенций учителя физической культуры, к которым относятся: когнитивная, здоровьеформирующая, коммуникативная, предметно-инструментальная, креативная.
Когнитивная компетенция характеризуется знанием гармоничного развития личности школьника, основ физиологического развития ребенка, физических качеств, сенситивных периодов, влияния физических упражнений на организм, методик формирования физической культуры личности, здорового образа жизни, закаливания организма.
Предметно-инструментальная компетенция, с одной стороны, характеризуется знанием психологических особенностей ребенка, принципов гуманной педагогики; с другой - проявляется в выборе научно обоснованных методов и технологий физического развития на основе системы знаний физкультурно-спортивной, оздоровительно-реактивной, управленческой, воспитательной деятельности, умением выделить цель, обозначить содержание, обосновать формы и методы овладения педагогической рефлексией.
Здоровьеформирующая компетенция проявляется в конструктивных умениях учителя физической культуры создать здоровьесохранную образовательную среду: организовать методически грамотную систему предупреждения отклонений от здорового образа жизни, использовать коррекционную педагогику личностного развития, применять индивидуальный подход с учетом физического, умственного и психического развития ученика.
Коммуникативная компетенция учителя физической культуры подразумевает не только грамотность общения (языковую, педагогическую и т.д.), но и быструю реактивность, владение невербальными способами взаимодействия, когда основным методом убеждения становится личный пример.
Креативная компетенция учителя физической культуры выражается в творческом мышлении, моторно-творческом самовыражении и характеризуется способностью находить и использовать множество вариантов; свободно переходить от одной проблемы к другой, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения; принимать эффективные, нестандартные, непривычные, неординарные решения.
Исходя из современных требований к профессиональной компетентности учителя физической культуры, можно выделить основные пути развития его педагогической компетентности:
- работа в методических объединениях, творческих группах, исследовательская деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий (интерактивных), внедрение новых средств оценки результатов обучения, новых форм контроля;
- трансляция собственного педагогического опыта, выступления на научно-практических конференциях, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, выпуск статей и методических разработок;
- использование информационно-коммуникационных технологий, интерактивных средств обучения;
- непрерывное профессионально-личностное самосовершенствование, регулярное посещение курсов повышения квалификации, участие в тренингах, направленных на повышение профессионального мастерства и личностный рост;
- поддержание хорошей физической формы, совершенствование физических качеств и двигательных навыков.
Реализация названных путей способствует, на наш взгляд, формированию компетентности профессионально-личностного самосовершенствования, а также познавательного, конструктивного, управленческого, коммуникативного, исследовательского, двигательного компонентов, образующих профессионально-педагогическую компетентность учителя физической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация процесса формирования профессиональной педагогической компетентности посредством использования информационно-коммуникативных технологий
Презентация отражает материалы проектного подхода к работе с педагогическим коллективом....
Описание профессиональной педагогической дятельности инструктора по физической культуре.
Описание профессиональной педагогической дятельности инструктора по физической культуре.Основной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья дошкольников по ...
Повышение профессиональной педагогической компетентности через самообразование педагогов
Повышение профессиональной педагогической компетентности через самообразование педагогов...
Профессиональная компетентность руководителя ДОУ как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива
В статье рассматривается профессиональная компетентность руководителя ДОУ. Описывается подход к понятию " компетентность" в зарубежной и отечественной литературе. Профессиональная компетентность руков...
Средства общения учителя физической культуры с учащимися
Средства общения учителя физической культуры с учащимися...
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: « ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ» В СТАРШИХ ГРУППАХ
Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе воспитания и обучения детей, можно отметить рост количества воспитанников с ОВЗ. Дети с ОВЗ имеют нарушения всех видов моторики: общей, мел...