ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: « ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ» В СТАРШИХ ГРУППАХ
проект по физкультуре (старшая группа)
Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе воспитания и обучения детей, можно отметить рост количества воспитанников с ОВЗ.
Дети с ОВЗ имеют нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной. При педагогической диагностике, мы отмечаем:
- Однообразие, неритмичность, бедность, скованность, неточность и замедленность движений.
- Нарушение координации движений обеих рук.
- Нарушение зрительно-двигательной координации, темпа, ритма.
- Снижение « двигательной» памяти.
- Трудности в овладении интонационной и двигательной выразительности.
- Соматически ослаблены, быстро утомляются.
- Отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости, координации.
- Точность выполнения артикуляционных упражнений.
- Снижение усидчивости и работоспособности.
- Неполноценная речевая деятельность.
Речевые нарушения накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой среды. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики.
Для преодоления всех вышеперечисленных трудностей у воспитанников с ОВЗ, нами был составлен план по взаимодействию.
Нами было решено включить следующие методы и приёмы работы на физкультурных занятиях:
- Логоритмику. Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
- Нейропсихологическая коррекция, представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую « мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга. ( А.В. Семенович).
В совместные занятия будут включены 3 основных блока упражнений:
- Дыхательные упражнения, направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, снижению возбудимости, оптимизации мышц. Дыхание оказывает релаксирующее воздействие.
- Глазодвигательные упражнения, помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические
- Упражнения двигательного репертуара. В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела.
Занятия рассчитаны на 1 учебный год, 1 раз в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vzaimodeystviya_uchitelya-logopeda_i_instruktora_po_fizicheskoy_kulture.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с « Светлячок» Смоленского района Смоленской области
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: « ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ» В СТАРШИХ ГРУППАХ
2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составили: учитель-логопед: Свистунова М.И.
инструктор по физической культуре: Пронина Г.А.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе воспитания и обучения детей, можно отметить рост количества воспитанников с ОВЗ.
Дети с ОВЗ имеют нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной. При педагогической диагностике, мы отмечаем:
- Однообразие, неритмичность, бедность, скованность, неточность и замедленность движений.
- Нарушение координации движений обеих рук.
- Нарушение зрительно-двигательной координации, темпа, ритма.
- Снижение « двигательной» памяти.
- Трудности в овладении интонационной и двигательной выразительности.
- Соматически ослаблены, быстро утомляются.
- Отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости, координации.
- Точность выполнения артикуляционных упражнений.
- Снижение усидчивости и работоспособности.
- Неполноценная речевая деятельность.
Речевые нарушения накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой среды. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики.
Для преодоления всех вышеперечисленных трудностей у воспитанников с ОВЗ, нами был составлен план по взаимодействию.
Нами было решено включить следующие методы и приёмы работы на физкультурных занятиях:
- Логоритмику. Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
- Нейропсихологическая коррекция, представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую « мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга. ( А.В. Семенович).
В совместные занятия будут включены 3 основных блока упражнений:
- Дыхательные упражнения, направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, снижению возбудимости, оптимизации мышц. Дыхание оказывает релаксирующее воздействие.
- Глазодвигательные упражнения, помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические
- Упражнения двигательного репертуара. В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела.
Занятия рассчитаны на 1 учебный год, 1 раз в неделю.
Календарно-тематическое планирование физкультурных занятий
Месяц | № занятия | Тема занятия | Цель занятия и упражнения. |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 | Охотники И зайцы | 1.Закреплять умения легко ходить, бегать, ориентироваться в пространстве; развивать координацию движений во взаимосвязи с речью ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.10-11) 2.Дыхательное упражнение « Вдох-выдох» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.21 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.21-25 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Лодочка» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.26-27 |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 2 | Круг | 1.формировать умения быстро передавать мяч, ориентироваться в пространстве и следить за направлением летящего мяча( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.11 - 12). 2. Дыхательное упражнение « Вдох – надуть живот, выдох- втянуть живот» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.28-29 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.30-32 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Короткое брёвнышко» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.34-35 |
О Т Я Б Р Ь | 3 | Мышеловка | 1.формировать выразительность и грациозность движений; развивать координацию движений во взаимосвязи с речью ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.12-14). 2. Дыхательное упражнение « На вдохе подъём руки » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.35-36 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.38-40 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами одновременно» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.43-44 |
О К Т Я Б Р Ь | 4 | Ловля рыбы | 1.Формировать умения правильно держать осанку, осознанно выполнять движения; совершенствовать умения прыгать( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.14- 15). 2. Дыхательное упражнение « На вдохе подъём руки и ноги » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.45-47 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.47-49 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами попеременно» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.51-52 |
Н О Я Б Р Ь | 5 | Переселение лягушек | 1.Формировать умение проявлять инициативу; развивать гибкость, ловкость, быстроту и внимательность. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.14- 15). 2. Дыхательное упражнение « На вдохе подъём руки » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.54 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.56-57 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Ползание по-пластунски» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.59-60 |
Н О Я Б Р Ь | 6 | Ёжик и мыши | 1.развивать силу, выносливость, ловкость; развивать координацию движений во взаимосвязи с речью.. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.16-18). 2. Дыхательное упражнение « На выдохе подъём руки и ноги » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.61 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.63-65 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « локти -колени. Одноимённые рука и нога» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.68-69 |
Д Е К А Б Р Ь | 7 | Чёрное и белое | 1.Формировать выразительность и грациозность движений; развивать умения распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.18-19). 2. Дыхательное упражнение « Дыхание с задержкой, на счёт « раз – два- три » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.69-71 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.71-73 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение «Обычные четвереньки» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.76-78 |
Д Е К А Б Р Ь | 8 | Заплетись, плетень | 1.Формировать умения правильно держать осанку, осознанно выполнять движения, ориентироваться в пространстве. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.19-21). 2. Дыхательное упражнение « Дыхание с задержкой. Счёт « раз-два-три - четыре ». поднятие руки на вдохе. ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.78-80 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.80-83 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение «Обычные четвереньки. Язык двигается за рукой.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.85-88 |
Я Н В А Р Ь | 9 | Ловля оленей | 1.закреплять умение легко ходить, бегать, ориентироваться в пространстве. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.21-23). 2. Дыхательное упражнение « Дыхание с задержкой, на счёт « раз – два- три – четыре – пять». Поднятие ноги на вдохе. ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.88-90 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.90-92 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение «Обычные четвереньки» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.95-98 |
Я Н В А Р Ь | 10 | Нитки, иголка и узелок | 1.Формировать выразительность и грациозность движений; развивать умения распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.23- 24). 2. Дыхательное упражнение « Дыхание с задержкой, на счёт « раз – два- три – четыре – пять - шесть». Поднятие одноимённых руки и ноги на вдохе ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.98-100 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.100-102 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение «Обычные четвереньки. Язык и глаза двигаются за рукой.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.104-106 |
Ф Е В Р А Л Ь | 11 | Лисы и зайцы | 1.Формировать выразительность и грациозность движений; устойчивый интерес к занятиям с элементами логоритмики через игру. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.24- 25). 2. Дыхательное упражнение « Дыхание с задержкой, на счёт « раз – два- три -четыре-пять-шесть- семь». Поднятие разноимённых руки и ноги на вдохе. ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.106-108. 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.108-110 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение «Обычные четвереньки. Одноимённые рука и нога. Глаза двигаются за рукой, язык двигается в противоположную от руки сторону» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.112-113 |
Ф Е В Р А Л Ь | 12 | Курочки | 1.закрепить умение лазать по гимнастической скамейке, совершенствовать умение прыгать в высоту. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.25-26). 2. Дыхательное упражнение « дыхание через одну ноздрю» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.114-116 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.116-118 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение «перекрёстные четвереньки» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.120-121 |
М А Р Т | 13 | Пятнашки | 1.Закреплять умения легко ходить, бегать, ориентироваться в пространстве. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.26-27). 2. Дыхательное упражнение « сигнальщик» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.122 - 123 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.123- 125 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Перекрёстные четвереньки. Язык двигается за рукой» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.127-129 |
м А Р Т | 14 | Кто лежит, бежит, прыгает? | 1.формировать выразительность и грациозность движений, устойчивый интерес к занятиям с элементами логоритмики через игру. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.27- 28). 2. Дыхательное упражнение « Руки вперёд, вверх, в стороны, вниз.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.129-130 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.130-131 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Перекрёстные четвереньки. Язык двигается в противоположную от руки сторону» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.134-136 |
А П Р Е Л Ь | 15 | Цветные диски | 1.Совершенствовать двигательные умения и навыки; закреплять умения легко ходить и бегать. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.28-29). 2. Дыхательное упражнение « Рука вперёд, вверх, в стороны, вниз.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.136-138 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.138-142 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Перекрёстные четвереньки. Глаза и язык двигаются за рукой» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.144-147 |
А П Р Е Л Ь | 16 | Пчёлы и медвежата | 1.закреплять умения легко ходить, бегать, ориентироваться в пространстве. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.29-30). 2. Дыхательное упражнение « Рука вперёд, двигаются ладони.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.147- 149 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.149-153 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Перекрёстные четвереньки. » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.155-156 |
М А Й | 17 | Переполох | 1.Формировать умения правильно держать осанку, осознанно выполнять движения,ориентироваться в пространстве. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.30-31). 2. Дыхательное упражнение « Кулак – ладонь - вперёд» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.157-159 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.159-163 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « четвереньки боком. Приставной шаг. » ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.166-168 |
М А Й | 18 | Мыши в кладовой | 1.формировать выразительность и грациозность движений; развивать умение распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров. ( Физкультурные занятия с элементами логоритмики/ авт.-сост. С.Ф. Копылова стр.31-32). 2. Дыхательное упражнение « Кулак - палец.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.168-170 3.Глазодвигательное упражнение ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.170-175 4.Упражнение двигательного репертуара, упражнение « Четвереньки боком. Язык двигается за рукой.» ( Нейропсихологические занятия с детьми: Ч.1 / Колганова В.С.) стр.178-182 |
Планируемые результаты:
1. Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
2. Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
3. Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
4. Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
5. Укрепление физического и психического здоровья, совершенствование основных движений.
6. Развитие связной речи, познавательной активности; расширение представлений об окружающем мире.
7. развитие доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам, воспитание культуры речевого общения и поведения.
Список используемой литературы:
- Физкультурные занятия с элементами логоритмики / авт.- сост. С.Ф. Копылова . – Волгоград: Учитель. – 81 с.
- Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч.1 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС – пресс, 2021. – 416 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей
Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы, которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.С целью повышения...
Статья "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в работе над физическим развитием и коррекцией речи детей"
В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развита...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с детьми логопедической (компенсирующей) группы
учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, раз...
«Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с инструктором по физической культуре»
laquo;Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с инструктором по физической культуре»...
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре старшей группы для детей с ОВЗ.
Эффективность коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется взаимодействием учителя логопеда и инструктора по физической культуре. Наряду с ...
Календарный план работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам в старшей подготовительной группе детей с ТНР
Календарный план работы по лексическим темам разработан для взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре в старшей группе для детей с ТНР...