Взаимодействие логопеда с родителями
статья на тему
Семья – это самое первое и самое главное, что окружает ребенка. При воспитании и обучении детей, на мой взгляд, очень важно найти нить взаимосвязи с родителями. Родители как самые близкие и любимые люди могут дать детям гораздо больше. Работа с семьей – важное условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых недостатков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_portal.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Белоусова Мария Андреевна
учитель – логопед МАДОУ «ЦРР-д/с №161»
Взаимодействие логопеда с родителями
Семья – это самое первое и самое главное, что окружает ребенка. При воспитании и обучении детей, на мой взгляд, очень важно найти нить взаимосвязи с родителями. Родители как самые близкие и любимые люди могут дать детям гораздо больше. Работа с семьей – важное условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых недостатков.
Очень часто родители отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. или не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями или из-за отсутствия свободного времени. Поэтому одной из задач в моей работе является организация помощи родителям при решении проблем речевого развития детей.
Взаимодействие с родителями я осуществляю с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. Одной из первых и наиболее распространенных форм являются коллективные формы работы детского сада с семьей: собрания, консультации, семинары, тренинги, проектная деятельность.
Групповые родительские собрания я провожу 2 раза в год по результатам диагностики, кроме этого -по запросу родителей или воспитателя. Тема собрания определяется в зависимости от возраста детей, например, во 2 младшей группе - «Слово на ладошке», в средней группе – «Играем и речь развиваем», в старшей – «Поиграй со мною, мама», в подготовительной – «Скоро в школу мы пойдем».
Консультации, в основном, проводятся по запросам воспитателей или вытекают в процессе работы. На них обсуждаются следующие темы: «Гулять и говорить. Как развивать речь малыша во время прогулки?», «Что такое словотворчество?» и пр.
В начале учебного года по результатам проведенной стартовой психолого-педагогической и логопедической диагностики с детьми провожу индивидуальные консультации с родителями детей, у которых были выявлены речевые нарушения. В очень деликатной форме знакомлю родителей с особенностями речевого нарушения их ребенка, как нужно с ним заниматься, на что в первую очередь следует обращать внимание, даю подробные рекомендации и по необходимости советую показать ребенка врачу - специалисту.
Не оставляю без внимания и проектную деятельность. Мной были разработаны два проекта. По результатам реализации проекта «Дыхательная гимнастика как основа правильной речи» (2010-2011г) у детей улучшилось звукопроизношение и всей речи в целом, увеличился объем речевого выдоха, улучшилось носовое дыхание и состояние здоровья детей. Результатом совместного с родителями проекта по развитию связной речи «Изучаем историю семьи» (2011-2012 г.), является активность, заинтересованность и повышение педагогической культуры родителей, с большинством из них установились доверительные отношения. Дети познакомились с историей своей семьи, семейными традициями, праздниками, у них появилось чувство любви и гордости за свою семью – об этом говорят их рассказы на тему «Моя семья». Основной формой работы с родителями по проектам было проведение «Круглого стола», на котором мы вместе обсуждали результаты того или иного этапа работы, планировали дальнейшую совместную деятельность.
Эффективной формой работы с родителями является тренинг. На тренинги я приглашаю тех родителей, которые активно занимаются с ребенком дома, кто заинтересован и стремится изменить свое отношение к речевому нарушению и взаимодействию с собственным ребенком. От этого возрастает эффект тренинга, улучшаются результаты у детей в произношении звуков. Темы тренингов разнообразные: «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома», «Мы- читающая семья», «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи» и др.
Следующими формами работы, которые использую в своей практике, являются наглядные формы работы ДОУ с семьёй, к ним относятся: создание в кабинете Игротеки, выпуск газеты для родителей, оформление информационного стенда «Речецветик», папок-передвижек, уголка логопеда.
Игротека является стимулом к активному участию родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Родители имеют возможность воспользоваться подобранным мною практическим материалом. В основном, это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В игротеке подобраны пособия, используемые на фронтальных занятиях в ДОУ, она периодически пополняется новым практическим материалом на определенную тему, дидактическими пособиями, изготовленными своими руками. Игры предлагаются родителям в зависимости от проблем в речи ребенка – это могут быть как игры на общеречевое развитие, так и игры на звукопроизношение: лото, домино, звуковые кубики. Материал в игротеке доступен не только родителям, чьи дети посещают логопункт, но и всем желающим родителям детского сада, игры и пособия дети и родители могут взять на вечер или на выходные дни.
Один раз в квартал выпускаю для родителей газету «Говорунчик». В ней размещаю статьи, касающиеся речевого развития детей, практический материал, т.е. игры и упражнения, в которые можно поиграть с ребенком дома, а также художественно-литературный материал: стихи, скороговорки, чистоговорки, загадки.
Для родителей детского сада периодически оформляю стенды, такие как стенд «Речецветик», с подборкой теоретического и практического материала по речевому развитию детей дошкольного возраста; стенд «Я учусь говорить красиво», где родителям предлагаются разнообразные буклеты, памятки: «Роль артикуляционной гимнастики», «Дыхательная гимнастика», «С малышом играем – речь развиваем», «Как развить моторику» и т.д.
Взаимодействие осуществляется и через папки-передвижки, предлагаемые родителям с определенным тематическим подбором статей: «Скоро в школу», «Хочу говорить красиво», «Развиваем моторику рук», «Играем дома и на улице», «Прививаем любовь к чтению» и т.д. О запросах родителей я узнаю из уголка логопеда при помощи рубрики «Вопрос-ответ».
Особо значимыми в работе являются индивидуальные формы работы ДОУ с семьей – это анкетирование, беседы, практикумы, тетрадь домашних заданий. Такая форма позволяет мне установить более тесный контакт с родителями.
Наш детский сад работает по программе «Детство», авторами этой программы разработана оригинальная форма речевой карты, которая включает особый раздел – анкетирование и предлагает родителям жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, явное указание способов ответа. При помощи анкетирования легко устанавливается состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания своего ребенка. Во время анкетирования важным для меня является выявление потребностей родителей в коррекционно-педагогических знаниях, выяснение проблем, которые их волнуют, полученная информация необходима для дальнейшего планирования работы по взаимодействию с семьей.
Об особенностях семейного воспитания, потребностях родителей в педагогических знаниях я узнаю на проводимых в течение учебного года беседах, важнейшим признаком которых является двусторонняя активность в процессе диалога. После каждого диагностического занятия родители приглашаются на индивидуальные беседы: «Речь вашего ребенка», «Подбираем речевые игры для детей». Родители узнают о проблемах в развитии ребенка, получают советы, необходимые практические рекомендации.
Очень эффективными являются индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности, которые носят коррекционно-логопедическую направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Для проведения таких практикумов я заранее готовлю «опорные» карточки, схемы, таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.
Важной формой взаимодействия с родителями является тетрадь домашних заданий. Она заполняется 2 раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично. Задания даются в зависимости от специфики нарушения речи каждого конкретного ребенка. Стараюсь включать задания не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти, каждое задание дополняется упражнениями для развития моторики: «Дорисуй», «Продолжи ряд», «Обведи», «Раскрась».
В течение учебного года около 70% родителей приходят на консультации, собрания, беседы, практикумы, примерно 50% родителей посещают открытые индивидуальные логопедические занятия, итоговое занятие, которое проводится в форме «Праздника правильной речи».
Большая работа проводится не только с родителями детей, посещающих детский сад, но и с родителями, участвующими в пилотном проекте «Мамин выбор».
Совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты, родители становятся не только союзниками, но и грамотными помощниками в коррекционной работе с детьми.
Литература:
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
- Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя – логопеда и семьи. СПб. 2011.
- Вайс М.Н., Пустякова Т.В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе//Логопед.2010.№3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наиболее эффективные формы взаимодействия логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей.
В материале описаны формы работы логопеда с рдителями по преодалению ОНР....
Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
Материал о работе учителя-логопеда и родителей....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ, КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИВ УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприи...
Методические рекомендации по взаимодействию логопеда и родителей. «Успешные родители»
Данные рекомендации будут полезны логопедам, дефектологам.Если вы не видите немедленного результата хорошего или плохого, будьте терпеливы и наблюдайте. Дипак Чопра.Цель данной работы сост...
Взаимодействие логопеда и родителей старшей группы. Родителям старшей группы рекомендую.
Речевой материал для родителей детей старшей группы. Закрепляем с детьми дома....
Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми"
Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребенок поступил в группу детского сада. Встает задача поближе познакомиться с каждой семьей. Обследование семьи проводится комплексно: л...
Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда с родителями детей, имеющих ТНР
Только совместная деятельность родителей и логопеда приносит наиболее эффективный результат в коррекционной работе. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!...