ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ
статья по логопедии по теме
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ, КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ
«Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это
постигается прежде всего в семье».
В.А. Сухомлинский
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).
Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_logopeda_i_roditeley.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ, КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ
«Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это
постигается прежде всего в семье».
В.А. Сухомлинский
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).
Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, закладываются исходные жизненные позиции.
ФГТ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В качестве основной идеи работы с родителями я взяла концепцию субъективного взаимодействия, разработанную А.А.Бодалевым.
Цель работы с родителями: разработать систему работы для логопеда и родителей по реализации коррекционно-воспитательных задач.
Для организации взаимодействия с семьей и обеспечения полноценного развития ребенка я поставила перед собой следующие задачи:
- определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно-воспитательную работу логопеда и семьи;
- познакомить родителей с объемом знаний для успешной подготовки детей к школе;
- формировать у родителей мотивацию к коррекционной работе с их детьми;
- привлечь родителей к активному участию в коррекционно-воспитательной работе по исправлению речевых нарушений;
- просвещать родителей в области педагогики и основ логопедии.
Работу с родителями разделила на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность коррекционно-образовательного процесса.
Стараюсь работать таким образом, чтобы родитель смог:
- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми;
- узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
- быть эмоциональной поддержкой ребенку.
Взаимодействуя с родителями, реализую идеи личностно-ориентированного подхода, которые строятся на основе:
- установления доверительных отношений с родителями;
- открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;
- совместного вхождения педагога и родителей в проблемы общения с ребенком;
- организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду;
- обеспечения общей готовности ребенка к школьному обучению.
Мной был разработан учебно-методический комплекс «Занимаемся вместе», включающий в себя две тетради для выполнения заданий учителя-логопеда дома. Пособие рассчитано на два возраста 5-6, 6-7 лет.
Цель учебно-методического комплекса – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения… Новизна моего учебно-методического комплекса заключается в том, что в основу его разработки положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: обучение анализу и синтезу звукового состава речи, подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения, развитие фонематического восприятия.
Использую метод проектной деятельности. В ходе реализации детско-взрослых образовательных проектов дети оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с затруднениями, успешно их преодолевали. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Реальная жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием. Родители с большим желанием откликались на выполнение предложенной работы, творчески раскрылись в глазах своих детей.
Таким образом, мое взаимодействие с родителями активизировало участие родителей в коррекционной работе; у них появилась удовлетворенность работой, повысилась их педагогическая компетентность в вопросах речевого развития детей. В результате моего взаимодействия с родителями наблюдается положительная динамика речевого и общего развития детей, что подтверждают результаты повторной речевой диагностики.
Литература
- Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия / Глебова Светлана Владимировна.- Воронеж, ЧП Лакоцетин С.С., 2007.
- Давидович Л.Р. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? / Давидович Лариса Романовна.- Москва, ГНОМ и Д, 2005.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду / Чиркова Светлана Владимировна. - Москва, Вако, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями, как условие положительной динамики коррекционной работы с дошкольниками в условиях логопункта.
В материале представлено обобщение опыта взаимодействия с родителями детей, посещающими коррекционные занятия с логопедом....
Буклет "Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения в домашних условиях"
Даны советы родителям по организации работы с ребенком дома по коррекции звукопроизношения...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей воспитанников - обязательное условие для успешной коррекционной работы
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями...
Рекомендации логопеда для родителей на тему: « Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения».
Наглядная презентация для родителей . Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей дошкольного возраста....
НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы
Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей – логопедов. Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников,...
Консультация для учителей-логопедов: "Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями."
Консультация для учителей-логопедов для эффективного взаимодействия с родителями....
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ «MULTI-AGE» ОБУЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ И В ФОРМАХ АКТИВНОГО ОТДЫХА
В статье представлены методы достиженияположительной динамики двигательного развития дошкольников на основе внедрения «multi-age обучения» в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и в ф...