Методические рекомендации по взаимодействию логопеда и родителей. «Успешные родители»
методическая разработка по логопедии по теме
Данные рекомендации будут полезны логопедам, дефектологам.
Если вы не видите немедленного результата хорошего или плохого, будьте терпеливы и наблюдайте. Дипак Чопра.
Цель данной работы состоит в создании и апробации модели взаимодействия родителей и логопеда в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnye_roditeli.docx | 76.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по взаимодействию логопеда и родителей.
«Успешные родители»
Данные рекомендации будут полезны логопедам, дефектологам.
Подготовили
Трухина Лариса Владимировна
учитель-логопед МБДОУ № 2,
г. Таштагол
Макарова Евгения Олеговна
учитель-логопед МАДОУ № 242,
г. Кемерово
2012 г
Если вы не видите немедленного
результата хорошего или плохого,-
будьте терпеливы и наблюдайте.
Дипак Чопра.
Цель данной работы состоит в создании и апробации модели взаимодействия родителей и логопеда в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, ничем не обоснованных амбиций, обучение родителей новым формам общения и педагогической поддержки ребенка, организации предметной коррекционно - развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Принципы:
- Отказаться от стереотипов и принимать человека таким, какой он есть.
- Верить, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста.
- «Делай как должно. И пусть будет что будет».
- Развивать в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса.
- Не сжигать сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду или предполагаемую: « День спасения человека - сегодня».
Пояснительная записка.
Родительство дает особый смысл жизни, даже если, изначально, ребенок не входил в планы супругов. Статус родителей особый, и большинством людей он воспринимается как счастье.
Чем старше становится ребенок, тем больше он предоставлен самому себе, но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой- не меньше младенца требует внимания.
Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, наказывают, создают праздник, милуют, а сколько знают! Родители для ребенка 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того :
- о чем говорят родители с детьми
- как родители организуют режим
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. В логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.
Первую организационную встречу логопеда с родителями проводим в конце сентября. На этой встрече в доступной форме:
- разъясняем необходимость специального, направленного обучения детей в условиях логопедической группы (логопункта);
- анализируем результаты психолого-педагогического обследования детей;
- информируем об организации работы логопеда и воспитателя в течение года, а также о содержании логопедических и воспитательских занятий в первый период обучения.
Считаем полезным на этом собрании предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном их обследовании.
Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков { Р –Л, С- Ш}, другие считают, что все само исправится к школе, и они лишь под давлением специалистов привели ребенка в группу. Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда мы должны в доступной и убедительной форме рассказать о негативных последствиях недостаточно сформированной речи в процессе овладения детьми грамотой и продемонстрировать это
( используя дисграфические письменные работы учащихся с речевым недоразвитием).
При этом считаем необходимым подчеркнуть, что именно раннее выявление речевой патологии, оказание детям своевременной помощи помогут предупредить затруднения при обучении в школе. Тем самым обосновываем необходимость коррекционного обучения ребенка в дошкольной логопедической группе.
Большое внимание уделяем освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада.
Присутствие родителей на занятиях логопеда и активное участие в них являются важным условием эффективности обучения.
Раскрывая в доступной форме задачи и содержание логопедических занятий, мы знакомим (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку.
Мы отмечаем особую роль родителей, в комплексе следующих психолого-педагогических мероприятий:
А) соблюдение единых требований к ребенку;
Б) контроль за выполнением заданий в домашних условиях;
В) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;
Г) присутствие на открытых занятиях, праздниках, родительских собраниях, оформление стендов для родителей, групповой комнаты.
Таким образом, мы акцентируем внимание родителей на сознательном включении их в коррекционный процесс.
На протяжении учебного года для родителей систематически проводим консультации, показываем приемы коррекционной индивидуальной работы с ребенком, информируем о его трудностях и успехах, подсказываем, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка есть своя тетрадь и свой альбом, где фиксируется содержание логопедической работы.
Родителям объясняют, как необходимо оформить эту тетрадь, дают образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т.д.) Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. Это также один из моментов педагогического воздействия.
Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда. Они проводятся систематически 1 раз в 2-3 месяца. Родители имеют возможность наблюдать за успехами детей, видеть их трудности в общении с товарищами, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности.
В середине учебного года проводится второе родительское собрание. На нем подводим итоги работы за 1-е полугодие. Определяем задачи и содержание занятий в последующий период обучения, требования к речи детей; оцениваем роль каждой конкретной семьи в системе комплексного воздействия. В это время логопед уже может дать прогноз конечного итога логопедической работы, сориентировать родителей в отношении дальнейшего пребывания ребенка в детском саду или школе.
В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Взаимосвязь с родителями осуществляется через разные формы. Наиболее эффективные это индивидуальные беседы, которые позволяют родителям получить не только интересующую информацию, но и сблизиться с логопедом, стать его надежным союзником. В дни открытых дверей родители смогут не только присутствовать на занятии, но и отрабатывать совместно с логопедом и детьми необходимые навыки для коррекции просодической стороны речи, звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи. Совместная деятельность, праздники для детей и родителей, анкетирование, родительские сообщения и доклады позволят повысить грамотность в
области логопедии, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми. Чтобы объединить родительские возможности с профессиональными знаниями логопеда в деле профилактики и коррекции речевых нарушений, обучения и воспитания детей, предлагаются анкеты.
Многие занятия, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы рационально снять на видео. Родителям не всегда понятны термины, употребляемые логопедом, принципы выполнения задания. После просмотра видеоконсультации или мультимедийной презентации у взрослых появляется возможность выполнять с ребенком домашние задания в соответствии с требованиями логопеда. В практике работы логопеда часто случаются ситуации, когда у родителей возникают какие-либо вопросы, но у них нет возможности задать их специалисту лично. В этом случае можно задать вопрос специалисту на сайте ДОУ в режиме онлайн, а также можно использовать «Логофакс» - коробку с прорезью для складывания записок с вопросами (при отсутствии интернета).
Третье родительское собрание планируем в конце года. На нем подводим итоги всей коррекционной работы, даем анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению ( в детском саду, школе). Организуем также торжественный выпуск детей, где каждый из них имеет возможность продемонстрировать свои успехи.
Формы взаимодействия с родителями:
- Экспресс-выступление на родительском собрании
- Библиотека семейного чтения
- «Клуб успешные родители»
- Онлайн консультации для родителей на сайте ДОУ
- Рубрика «Это интересно…»
- Деловая игра «Технология безоценочного общения с ребенком».
Ожидаемый результат: налаживание преемственности, что положительно отразится на качестве работы (максимальное количество выпускников пойдут в школу с хорошей речью); это сведет к минимуму рецидивы. Накопление опыта общения родителей и детей. Вследствие систематической пропаганды логопедических знаний родители станут лучше понимать проблемы детей, имеющих речевые нарушения. Щадящий режим, индивидуальный подход, общеукрепляющее лечение, любовь, доброжелательность, педагогическая поддержка в учреждении и семье выйдут на первый план.
Перспективы: накопление опыта по созданию педагогической системы взаимодействия участников образовательного процесса, способствующей развитию индивидуальности на начальных стадиях образования.
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ.
Планограмма на учебный год.
месяц | мероприятия |
сентябрь | «Давайте познакомимся!» Встреча за круглым столом со специалистами, работающими с детьми. Клуб «Успешные родители». Видеоконсультация «Артикуляционная гимнастика» (правила выполнения), «Автоматизация звуков» |
ноябрь | «Учение с увлечением!» Как совместить обучение, коррекцию с радостью познания; способы поощрения, поиск возможных интересов и увлечений детей, опора на потенциальные возможности ребенка. Деловая игра. Индивидуальные беседы по теме: « Как учить запоминать стихотворение?» |
декабрь | «Новогодняя сказка». Клуб «Успешные родители». Экспресс –выступление. |
январь | «День открытых дверей». Встреча родителей со специалистами, администрацией, воспитателями. Обсуждение интересующих проблем. Индивидуальные беседы по теме: « Что делать, если у ребенка плохая память?» Отчет за полугодие в форме «Клуба веселых и находчивых» |
март | «Алло, мы ищем таланты!» Совместный концерт детей, родителей, педагогов. Совместное чаепитие. Рубрика: «Это интересно», Экспресс-выступления: « Зачем нужен невролог ребенку?» Шоковая анкета (разработчик В.В. Сеничкина) она у меня есть. |
апрель | «Человек-это звучит гордо». Ребенку необходимо самоуважение. Встреча с психологом, беседа об особенностях возрастной психологии старшего дошкольника. Клуб «Успешные родители» |
май | «До свиданья, детский сад!» Подведение итогов года. Награждение детей и родителей. Встреча с учителями. Библиотека семейного чтения. |
Список использованной литературы:
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика-Пресс 1990.
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов н\Д.: Феникс., 2002.
- Корнилова Л.А. Рекомендации логопеда родителям //Логопед.2009. № 8.
- Работа учителя-логопеда с семьями: инновационные подходы. Сб. статей /Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб., 2012.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
- http://prodetey.ru/709-gotovim-rebenka-k-shkole
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...
Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)
Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивае...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
В коррекционной работе можно выделить два этапа:1.Подготовительный. 2. Коррекционный.Подготовительный этап.Цель этапа — подготовить ребенка к усвоению однокоренных сл...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по работе с родителями воспитанников по теме: «Создание родительского клуба, как эффективного метода взаимодействия ДОУ и семьи»
Методические рекомендациидля воспитателей ДОУ по работе с родителями воспитанниковпо теме: «Создание родительского клуба, как эффективного метода взаимодействия ДОУ и семьи»...
Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Методы, направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями....
Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Методы,направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями...
Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Методы,направления , рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями...