Конспект «Сказочная гжель»
план-конспект занятия по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Открытое занятие воспитателя комбинированной группы №8
Княжевой Татьяны Викторовны
Тема: «Сказочная гжель»
Группа: старшая
Тип занятия: интегрированное
Интеграция образовательных областей:
Художественно – эстетическое развитие (музыкальная деятельность, изобразительная деятельность), познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
- знакомство детей с элементами гжельской росписи, а также её историей
- беседы о русском быте и традициях; рисование элементов гжельской росписи
- чтение книги Н.Сурьяниновой «Синие цветы гжели»
- знакомство с русскими народными играми «Матушка Гжель», «Гончары»
Цель: Создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания о Гжельской росписи. Закреплять умения украшать посуду Гжельской росписью.
Обогащать музыкальные представления детей при знакомстве и
исполнении музыкального фольклора
Развивающие:
Развивать умение отличать Гжельскую роспись от других росписей. Развивать у детей творчество, танцевальные, певческие и игровые навыки, эмоциональное отношение к декоративно-прикладному искусству, эстетический вкус, фантазию.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
Воспитывать дружеские отношения между сверстниками, уметь договариваться между собой.
Оборудование для занятия:
Выставка «Голубая Гжель»
Проектор, поле для проектора, ноутбук, колонки.
Столики с белыми блюдами, элементы росписи для игры
Презентация «Гжельская посуда»
Иллюстрированный материал Гжельской росписи (посуда)
Музыкальный репертуар:
«Незабудковая гжель» Ю.Чичкова
«Гжель, гжель, гжель - Сказочная гжель» Музыка В Темнова, стихи О Левицкого
«Матушка Гжель» р.н.м.
музыка «Красный сарафан» ( ритмика Т. Бурениной)
Песенка «Ах, ты гжель, родная- сказка расписная» автор неизвестен« Гжельская посуда» Слова и муз. Караваевой Н.Б
Музыка .Е.Шашина,сл.Н.Кузьминых
«Музыкальные шедевры»,
Музыкальный зал оформлен в стиле «Гжель»
Звучит песня «Незабудковая гжель» Ю.Чичкова.
Ход занятия
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Дети заходят в зал, их встречает ведущая в костюме Гжели:
Ведущая: Здравствуйте, дети!
Давно вас жду, поджидаю
Праздник без вас не начинаю!
Дети заходят в зал, исполняется хоровод с перестроениями
под песню«Гжель, гжель, гжель - Сказочная гжель»
Музыка В Темнова, стихи О Левицкого
«Гжель запала в сердце мне, и зимой и по весне
Яркою волшебною картиною
Русской красотой, звонкой добротой
И рассветной песнью соловьиною.
Гжель,Гжель, сказочная Гжель
Песня задушевная, хорошая...»
Ведущая: Ребята, а вы, наверное уже догадались по вступительной песенке-хороводе, обратили внимание на мой наряд, на убранство нашего зала. Так скажите, про какой вид росписи пойдет сегодня наш разговор?
Дети: О Гжели.
Ребенок: Чудо на фарфоре – синяя купель,
Это называется просто роспись-Гжель!
II основной этап
Ведущая: Верно! И сегодня мы подробнее поговорим об этом промысле. Вспомните, почему этот вид промысла называется Гжелью?
Дети: Потому, что изделия делают в подмосковной деревне Гжель.
Ребенок: В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.
Ребенок: Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.
Ребенок: Заросли ивы вдоль речки бегут.
Умельцы в той деревеньке живут.
Ребенок: Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
Ведущая: Поверить трудно: неужели всего два цвета? Чудеса!..
Дети: Да, художники из Гжели
На снег наносят небеса.
Зимнее время напоминает она.
Ведущая: Почему гжельские мастера выбрали для своих изделий
всего два цвета - синий и белый ?
Дети: Потому, что считают, что у них в деревне самое синее небо
и самые белые облака.
Ребенок: Синее небо, синяя речка,
А над домами из беленьких труб
Белых дымочков колечки плывут.
И мастера те, что здесь проживают,
Синею краскою все украшают.
Птицы и розы на белом цветут.
Гжелью местечко это зовут!
Ведущая:А скажите-ка, ребята, из чего же сделаны гжельские
изделия?
Дети: Из глины, фарфора, керамики.
Ведущая: Верно, верно говорите.
Вижу - грамотный народ!
А играть-то вы хотите?
Дети: Да, мы встали в хоровод.
Ведущая: Молодцы! К вам Гжель идет!
Игра «Матушка Гжель» р.н.м.
Дети стоят в кругу. Ведущая - матушка Гжель, стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:
Матушка Гжель по полю гуляла,
Ленточку синюю потеряла,
Кто ленту найдет, тот талант обретёт!
С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг.
Ребенок: О гжели много стихов и песен сложено.
Гжель приятна и нежна! Гжель красива и хрупка!
То в печи она калилась, то в глазури притомилась,
А сегодня гжель моя щедро радует меня!
Ребенок: Сколько, б ни летели миллионы дней,
Мы без нашей Гжели, словно без корней.
Белизны и сини нежные цветы,
Это всё Россия – мама, папа, ты!
Ведущая: А какие изделия гжельских мастеров вам знакомы?
Дети перечисляют: чаши, игрушки, вазы, подносы и посуда: чайники, супницы, сахарницы.
Загадки:
1. На голове пуговка, в ноге решето. Одна рука на спине. Что это? (Чайник)
2. Круглое, как солнышко. Плоское, имеет тоненькое донышко. В нем суп и каша всего краше? (Блюдо)
3. Рвали мы цветики ранней весной и с братцем несли их скорее домой. Сперва положили их в маленький тазик. Нет, некрасиво! Поставим их в. (Вазу)
А вы знаете песни про гжельскую посуду?
Выходят дети с иллюстрациями гжельской посуды,
исполняют песенку « Гжельская посуда»
Слова и муз. Караваевой Н.Б.
1.Славится везде - повсюду, чудо- гжельская посуда.
И нарядна и нежна, дружит с белым синева.
припев : Вот так, погляди, краше Гжели не найти
Ярко синенький узор, оторвать не сможешь взор.
2. Чашки, чашечки и блюдца, улыбаются, смеются.
На боках у них цветы, небывалой красоты.
3.Самовар пузатый я, полюбуйтесь на меня.
С чашечками я дружу, свой узор всем покажу.
4.Если чаю захотите, чайнички вы пригласите.
Ароматный чай хорош, с удовольствием попьешь.
5.Чай без сахара не пей, сахарницу ставь скорей.
И молочник рядом с ней, с молочком чаек вкусней.
Ведущая: Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра!
Игра: «Найди изделия Гжельских мастеров»
Ведущая: «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.
Давайте посмотрим и полюбуемся еще раз.
Просмотр мультимедиа «Гжельские изделия»
Ведущая: Мы с вами полюбовались на замечательные изделия гжельских мастеров. Вот бы и нам устроить гжельскую мастерскую в детском саду! Если бы вы были мастерами, то, как украсили бы свои изделия? (Ответы детей)
Ведущая: Вы сейчас не детвора,
А волшебной гжели мастера!
А это - ваша мастерская.
Игра «Создай волшебный узор на тарелочке»
Дети стоят в 2 командах. На мольбертах перед каждой командой контур тарелочки без узора. Из готовых элементов гжельской росписи дети выкладывают узор и закрепляют его клеевым карандашом. Какая команда быстрее справится с заданием? Чей узор больше понравился гостям?
Звуковой эффект –разбитой посуды
Ведущая: Ой, что случилось?
Посуда гжельская разбилась?
Вот, на подносе осколки лежат.
(на подносе лежат разрезанные, нарисованные изделия гжельских мастеров: чайник, сахарница, блюдце, чашка)
Игра «Собери посуду»
Ведущая:Вы так много знаете о гжели, что из вас получились настоящие мастера.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
В Гжели делают посуду,
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас
Ведущая: Почему же гжель так полюбилась людям?
Дети:
-да потому, что сделана она с любовью
- за её необыкновенный цвет, он всегда бело – синий, яркий. и т.д.
III Заключительная часть (рефлексивный этап)
Ведущая:
Вот и подошла к концу наша встреча.
А сейчас вот этого гжельского петушка мы будем передавать друг другу, и говорить спасибо за совместную работу.
Спасибо, ребята за занятие. Мне было очень приятно с вами работать. Мне запомнилось, как красиво вы танцевали . А что понравилось вам?
Хочу вас дети отблагодарить
Чаем и бубликами угостить.
Чашки,чайники и блюдца
Так и светят на столе,
Из раскрашенной посуды
Есть вкусней и веселей.
Фон-р.н.м.Чаепитие. Столы накрыты
Литература:
«Основная образовательная программа МКДОУ Детского сада № 497 », разработанная на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Ф. Васильевой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013г. № 1155
О.Князева, М.Маханева. «Приобщение детей к русской народной культуре».
Матейко М.В. «Комплексное изучение русского фольклора для детей 4-6 лет
Радынова О.П., Рытова Д.А. «Музыкальные шедевры».
«Родничок» - сборник русских народных песен, танцев, игр, сказок для детей дошкольного возраста.
Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор в ДОУ».
Науменко Г.М.«Жаворонушки». Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры.
Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего возраста»
Л.А. Кондратинской. «С чего начинается Родина».
Т.Я. Шпикалова «Основы народного и декоративно-прикладное искусства».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
гжель.сказочная гжель.
презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....
Конспект занятия в старшей группе «Сказочная Гжель»
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.· Продолжать знакомить дете...
Конспект НОД по художественно-эстетической деятельности "Сказочная гжель"
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие основ художественной культуры через народное декоративное - прикладное творчество. Задачи:Образовательные:·...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Сказочная гжель"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ» НАДЫМСКОГО РАЙОНА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ) Конспект занятия по рисов...
Конспект открытого занятия в старшей группе Образовательная область «Художественное творчество» (рисование) Тема «Сказочная гжель»
Программные задачи:1. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.2. Продолжить знакомить детей с...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области «Художественно – эстетическое развитие» «Изобразительная деятельность» Рисование на тему: «Сказочная Гжель» для детей старшей группы
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области "Художественно - эстетическое развитие", "Изобразительная деятельность"...
Проект: «Сказочная гжель» (создание настольного театра по РНС с использованием народной росписи «Гжель»)
Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе ...