Конспект «Сказочная гжель»
план-конспект занятия по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Княжева Татьяна Викторовна

Тема: «Сказочная гжель»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel_knyazheva.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие воспитателя комбинированной группы №8

Княжевой Татьяны Викторовны

Тема: «Сказочная гжель»

Группа: старшая

Тип занятия: интегрированное

Интеграция образовательных областей:

Художественно – эстетическое развитие (музыкальная деятельность, изобразительная деятельность), познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

  • знакомство детей с элементами гжельской росписи, а также её историей
  • беседы о русском быте и традициях; рисование элементов гжельской росписи
  • чтение книги Н.Сурьяниновой «Синие цветы гжели»
  • знакомство с русскими народными играми «Матушка Гжель», «Гончары»

Цель: Создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания о Гжельской росписи. Закреплять умения украшать посуду Гжельской росписью.

Обогащать музыкальные представления  детей при знакомстве и

исполнении музыкального фольклора

Развивающие:

Развивать умение отличать Гжельскую роспись от других росписей. Развивать у детей творчество, танцевальные, певческие и игровые навыки, эмоциональное отношение к декоративно-прикладному  искусству, эстетический вкус, фантазию.

Воспитательные:

Воспитывать  чувство  гордости  за  величие, талант и творческое  наследие  своего  народа.

Воспитывать дружеские отношения  между сверстниками, уметь договариваться между собой.

Оборудование для занятия:

Выставка «Голубая Гжель»

Проектор, поле для проектора, ноутбук, колонки.

Столики с белыми блюдами, элементы росписи для игры

Презентация «Гжельская посуда»

Иллюстрированный материал Гжельской росписи (посуда)

Музыкальный репертуар:

«Незабудковая гжель» Ю.Чичкова

«Гжель, гжель, гжель - Сказочная гжель» Музыка В Темнова, стихи О Левицкого

«Матушка Гжель» р.н.м.

музыка «Красный сарафан» ( ритмика Т. Бурениной)

Песенка «Ах, ты гжель, родная- сказка расписная» автор неизвестен« Гжельская посуда»  Слова и муз. Караваевой Н.Б

Музыка .Е.Шашина,сл.Н.Кузьминых

«Музыкальные шедевры»,

Музыкальный зал оформлен в стиле «Гжель»

Звучит песня «Незабудковая гжель» Ю.Чичкова.

Ход занятия

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Дети заходят в зал, их встречает ведущая в костюме Гжели:

Ведущая: Здравствуйте, дети!

                  Давно вас жду, поджидаю

                  Праздник без вас не начинаю!

Дети заходят в зал, исполняется хоровод с перестроениями

 под песню«Гжель, гжель, гжель - Сказочная гжель»

 Музыка В Темнова, стихи О Левицкого

«Гжель запала в сердце мне, и зимой и по весне

Яркою волшебною картиною

Русской красотой, звонкой добротой

И рассветной песнью соловьиною.

Гжель,Гжель, сказочная Гжель 

Песня задушевная, хорошая...»

Ведущая: Ребята, а вы,  наверное уже догадались по вступительной песенке-хороводе, обратили внимание на мой наряд, на  убранство нашего зала. Так скажите, про  какой вид росписи пойдет сегодня наш разговор?

Дети: О  Гжели.

Ребенок: Чудо на фарфоре – синяя купель,
               Это называется просто роспись-Гжель!

II основной этап

Ведущая: Верно! И сегодня мы подробнее поговорим об этом промысле. Вспомните, почему этот вид промысла называется Гжелью?

Дети: Потому, что изделия делают в подмосковной деревне Гжель.

Ребенок: В тихом Подмосковье

Речка Гжелка бежит.

Вдоль этой речушки

Деревенька стоит.

Ребенок: Резные оконца,

На крыше конек,

Из чистого колодца

Водицы глоток.

Ребенок: Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Ребенок: Расписную посуду они мастерят,

               Синим по белому чудо творят.

Ведущая: Поверить трудно: неужели всего два цвета? Чудеса!..

 Дети: Да, художники из Гжели

           На снег наносят небеса.

          Зимнее время напоминает она.

Ведущая: Почему гжельские мастера выбрали для своих изделий

 всего два цвета - синий и белый ?

Дети: Потому, что считают, что у них в деревне самое синее небо

 и самые белые облака.

Ребенок: Синее небо, синяя речка,
              А над домами из беленьких труб
              Белых дымочков колечки плывут.
              И мастера те, что здесь проживают,
              Синею краскою все украшают.
              Птицы и розы на белом цветут.

            Гжелью местечко это зовут!

Ведущая:А скажите-ка, ребята, из чего же сделаны гжельские

изделия?
Дети: Из глины, фарфора, керамики.

Ведущая: Верно, верно говорите.

                   Вижу - грамотный народ!

                  А играть-то вы хотите?

Дети: Да, мы встали в хоровод.

Ведущая:        Молодцы! К вам Гжель идет!

Игра «Матушка Гжель» р.н.м.

Дети стоят в кругу. Ведущая - матушка Гжель, стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг.

Ребенок: О гжели много стихов и песен сложено.

Гжель приятна и нежна! Гжель красива и хрупка!

То в печи она калилась, то в глазури притомилась,

А сегодня гжель моя щедро радует меня!

Ребенок: Сколько, б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё Россия – мама, папа, ты!

Ведущая: А какие изделия гжельских мастеров вам знакомы?

Дети перечисляют: чаши, игрушки, вазы, подносы и посуда: чайники, супницы, сахарницы.

Загадки:

1. На голове пуговка, в ноге решето. Одна рука на спине. Что это? (Чайник)

2. Круглое, как солнышко. Плоское, имеет тоненькое донышко. В нем суп и каша всего краше? (Блюдо)

3. Рвали мы цветики ранней весной и с братцем несли их скорее домой. Сперва положили их в маленький тазик. Нет, некрасиво! Поставим их в. (Вазу)

А вы знаете песни про гжельскую посуду?

Выходят дети с иллюстрациями гжельской посуды,

 исполняют песенку « Гжельская посуда»

Слова и муз. Караваевой Н.Б.

1.Славится везде - повсюду, чудо- гжельская посуда.

И нарядна и нежна, дружит с белым синева.

 припев : Вот так, погляди, краше Гжели не найти

Ярко синенький узор, оторвать не сможешь взор.

2. Чашки, чашечки и блюдца, улыбаются, смеются.

На боках у них цветы, небывалой красоты.

3.Самовар пузатый я, полюбуйтесь на меня.

С чашечками я дружу, свой узор всем покажу.

4.Если чаю захотите, чайнички вы пригласите.

Ароматный чай хорош, с удовольствием попьешь.

5.Чай без сахара не пей, сахарницу ставь скорей.

И молочник рядом с ней, с молочком чаек вкусней.

Ведущая: Снова музыка звучит!

                 Собирайся, детвора,

                 Ждет вас русская игра!

 Игра: «Найди изделия  Гжельских мастеров»

Ведущая: «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

Давайте посмотрим и полюбуемся еще раз.

Просмотр мультимедиа «Гжельские изделия»

Ведущая: Мы с вами полюбовались на замечательные изделия гжельских мастеров. Вот бы и нам устроить гжельскую мастерскую в детском саду! Если бы вы были мастерами, то,  как украсили бы свои изделия? (Ответы детей)

Ведущая: Вы сейчас не детвора,

      А волшебной гжели мастера!

      А это - ваша мастерская.

Игра «Создай волшебный узор на тарелочке»

Дети стоят в 2 командах. На мольбертах перед каждой командой контур тарелочки без узора. Из готовых элементов гжельской росписи дети выкладывают узор и закрепляют его клеевым карандашом. Какая команда быстрее справится с заданием? Чей узор больше понравился гостям?

Звуковой эффект –разбитой посуды

Ведущая: Ой, что случилось?

Посуда гжельская разбилась?
Вот, на подносе осколки лежат. 


(на подносе лежат разрезанные, нарисованные изделия гжельских мастеров: чайник, сахарница, блюдце, чашка)

Игра «Собери посуду»

Ведущая:Вы так много знаете о гжели, что из вас получились настоящие мастера.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

 О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

 В Гжели делают посуду,

Сколько радости для глаз.

 Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас

 Ведущая: Почему же гжель так полюбилась людям?

Дети:

-да потому, что сделана она с любовью

- за её необыкновенный цвет, он всегда бело – синий, яркий.  и т.д.

III Заключительная часть (рефлексивный этап)

Ведущая:

Вот и подошла к концу наша встреча.

А сейчас вот этого  гжельского петушка мы будем передавать друг другу,  и говорить спасибо за совместную работу.

Спасибо, ребята за занятие. Мне было очень приятно с вами работать. Мне запомнилось,  как красиво вы танцевали . А что понравилось вам?

Хочу вас дети отблагодарить

Чаем и бубликами угостить.

Чашки,чайники и блюдца

Так и светят на столе,

Из раскрашенной посуды

Есть вкусней и веселей.

Фон-р.н.м.Чаепитие. Столы накрыты


Литература:

«Основная  образовательная программа МКДОУ Детского сада № 497 », разработанная на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е  Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Ф. Васильевой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от  14.10.2013г. № 1155

О.Князева,  М.Маханева. «Приобщение детей к русской народной культуре».

Матейко М.В. «Комплексное изучение русского фольклора для детей 4-6 лет

Радынова О.П., Рытова Д.А. «Музыкальные шедевры».

«Родничок» - сборник русских народных песен, танцев, игр, сказок для детей дошкольного возраста.

Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор в ДОУ».

Науменко Г.М.«Жаворонушки». Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры.

Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего возраста»

Л.А. Кондратинской. «С чего начинается Родина».

Т.Я. Шпикалова «Основы народного и декоративно-прикладное искусства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

гжель.сказочная гжель.

презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....

Конспект занятия в старшей группе «Сказочная Гжель»

  Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.·  Продолжать знакомить дете...

Конспект НОД по художественно-эстетической деятельности "Сказочная гжель"

Цель: Приобщение детей к истокам  русской народной культуры, развитие основ художественной культуры через народное декоративное - прикладное творчество. Задачи:Образовательные:·...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Сказочная гжель"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ» НАДЫМСКОГО РАЙОНА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ)     Конспект занятия по рисов...

Конспект открытого занятия в старшей группе Образовательная область «Художественное творчество» (рисование) Тема «Сказочная гжель»

Программные задачи:1. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.2. Продолжить знакомить детей с...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области «Художественно – эстетическое развитие» «Изобразительная деятельность» Рисование на тему: «Сказочная Гжель» для детей старшей группы

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области "Художественно - эстетическое развитие", "Изобразительная деятельность"...

Проект: «Сказочная гжель» (создание настольного театра по РНС с использованием народной росписи «Гжель»)

Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе ...