Программа самообразования воспитателя "Интерактивные технологии в обучении и воспитании"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида №5»
с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников
МБДОУ «Д/с №5»
461630 Оренбургская область г. Бугуруслан ул. Московская, 74
тел. (35352) 2-18-95
Программа самообразования
на тему:
«Интерактивные технологии в обучении и воспитании»
Подготовила:
воспитатель 1 категории
Новицкая А.А.
Г. Бугуруслан
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью»
В. А. Сухомлинский
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Интерактивные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Пояснительная записка
Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Интерактивное педагогическое взаимодействие – это интенсивная целенаправленная деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия в целях развития.
Интерактивность –способы и средства взаимодействия человека с информационной средой или ее отдельными элементами: интерактивное телевидение, интерактивная игра, интерактивная обучающая компьютерная программа, интерактивная доска.
Интерактивность в обучении – характеристика непосредственного или
опосредованного средствами обучения взаимодействия субъекта в процессе обучения с образовательной средой.
Интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение, групповая форма организации образовательного процесса, позволяющая более эффективно решать дидактические задачи.
Интерактивный – англ. язык (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо.
Интерактивные технологии – организация процесса обучения, основанная на взаимодействии всех участников образовательного процесса, обучающего познания (коллективное взаимодействие)
Эффективность образовательного процесса с использованием информационных технологий зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от рационального и умелого их введения в образовательный процесс. В настоящее время приоритетное значение имеет решение психолого-педагогических проблем компьютерного обучения, которое непосредственно связано с разработкой продуктивных обучающих программ и методик.
Человеческое сознание использует два механизма мышления. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т. п. Этот механизм мышления обычно называют символическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с чувственными образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, интуитивным. Физиологически логическое мышление связано с левым полушарием человеческого мозга, а образное мышление – с правым полушарием. Каждое из полушарий человеческого мозга является самостоятельной системой восприятия внешнего мира, переработки информации о нем и планирования поведения в этом мире.
Левое полушарие представляет собой как бы большой и мощный компьютер, имеющий дело со знаками и процедурами их обработки. Речь, мышление словами, рационально-логические процедуры переработки информации и т. п. – все это реализуется именно в левом полушарии.В правом же полушарии реализуется мышление на уровне чувственных образов: эстетическое восприятие мира, музыка, живопись, ассоциативное узнавание, рождение принципиально новых идей и открытий и т. п. Весь тот сложный механизм образного мышления, который нередко определяют одним термином «интуиция», и является правополушарной областью деятельности мозга. Нередко правополушарное мышление связывают с деятельностью в искусстве. Иногда это мышление даже называют художественным. Однако и более формализованные виды деятельности в существенной мере используют интуитивный механизм мышления.
По данным исследования, проведенного С. В. Гурьевым, логическое мышление выделяет лишь некоторые, наиболее существенные элементы знания и формирует из них однозначное представление об изучаемых объектах и процессах, в то время как подсознание обеспечивает целостное восприятие мира во всем его многообразии.
Очень важно, чтобы полушария мозга ребенка работали одновременно и сбалансировано. Тогда у него формируется нормальная координация, он прекрасно воспринимает музыку, у него проявляются артистические и художественные способности.
Использование интерактивных технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста позволяет пропорционально развивать оба полушария головного мозга, что эффективно сказывается на продуктивности мышления ребенка, обогащении его интеллектуальной сферы, сохранении и укреплении здоровья. Использование современных информационных технологий в работе со старшими дошкольниками является также эффективным средством воспитания и развития у детей творческих способностей, формирования их личности,
Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно-образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.
Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Функции педагогической деятельности воспитателя детского сада отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой работы ДОУ и современными требованиями к ней.
Современный воспитатель детского сада является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с дошкольниками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании детей. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Задачи профессионального саморазвития:
- познакомиться с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
- посещать семинары, конференции, уроки коллег;
- принимать участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
- разработать модель образовательного процесса с использованием интерактивных технологий;
- провести открытые мероприятия с детьми с использование интерактивных технологий для анализа со стороны коллег;
Предполагаемый результат:
Овладение альтернативными формами и способами ведения воспитательно-образовательной деятельности, в том числе интерактивными технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.
Результатами моего саморазвития должны стать:
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- разработка и проведение открытых занятий по инновационным технологиям;
Проблема, над которой я работаю:
«Интерактивные технологии в обучении и воспитании».
Цели: 1) повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
2)обеспечение развития познавательной и исследовательской деятельности воспитанников.
Задачи:
1) развивать творческий потенциал воспитанников и создавать необходимые условия для активизации познавательной исследовательской деятельности.
2) повысить качество образования на основе внедрения новых интерактивных технологий;
3) фиксировать уровень развития на каждом этапе воспитания и обучения.
Источники самообразования:
- методическая литература,
- журналы,
- семинары и конференции,
- курсы повышения квалификации,
- мастер-классы,
- открытые занятия коллег,
- сеть Интернет,
- общение с коллегами.
Содержание работы по самообразованию
Направления: | Мероприятия: | |
Профессиональное | 1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности. 4. Продолжить создание медиатеки для работы с детьми. 5. Проводить всеобуч родителей и дни открытых дверей. | |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Принимать участие в работе педсоветов. 3. Проводить психолого-педагогическую диагностику. | |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования детей дошкольного возраста. | |
Интерактивные технологии | 1.Изучать интерактивные технологии и внедрять их в воспитательно-образовательный процесс. | |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. |
План по самообразованию на 2020-2021 учебный год:
Сроки | Содержание работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работы) |
Август | Изучение литературы | Составить подборку материалов по данной теме. |
Сентябрь | Выяснить актуальность данной темы в условиях дошкольных учреждений. Консультации для педагогов. | Консультации на тему: 1. «Актуальны проблемы информационно-компьютерной грамотности педагогов в ДОУ». «Методы оптимального внедрения информационных технологий в практику работы педагогов ДОУ». Проектная деятельность : «Мультфильм своими руками» 3.«Использование информационнокоммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями». 4. Влияние мультфильмов детей. 5. Возможности внедрения технологии мультипликации в образовательный процесс. |
Октябрь Ноябрь | Информация для родителей | Консультации, папки-передвижки: 1.«Ребенок и компьютер: как заниматься с пользой» 2.«Зачем дошкольнику компьютер?» Презентации для родительских собраний 3.Медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям 4. Польза мультфильмов 5.Возможность съёмки мультфильма в домашних условиях. 6. Создание среды для реализации проекта. |
Декабрь Январь | Поиск наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям | «Съёмочный процесс в ДОУ» |
Февраль | Анализ изученного материала | Разработка проекта «Мультфильм своими руками» для дальнейшей работы. |
Март | Информация для родителей | Статья на тему: "Я и дома и в саду с физкультурою дружу» Презентация на тему: «Здоровый образ жизни семьи - залог успешного воспитания ребёнка» |
Апрель Май | Вечер развлечений Презентация Беседа | Проведение вечера развлечений на тему: «Олимпийские игры» с использованием м\м проектора |
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год:
Сроки | Содержание работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работы) |
Сентябрь-октябрь | Изучение методической литературы | 1.Апатова Н.В. Информационные технологии в дошкольном образовании- М.1994 2. «Интернет в профессиональной деятельности»- научно-методический сборник под редакцией Д.Т.Рудаковой – М.2003. 3. Образование и ХХ1 век: информационные и коммуникационные технологии- под редакцией И.М.Маркова-М.1991. 4. Удалов С.Р. «Подготовка педагогов к использованию средств информатизации информационных технологий в профессиональной деятельности- издательство ОмГПУ.2005. |
В течение года | Работа с воспитателями | 1.Разработка структуры внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процессе в ДОУ; 2.Создание условий для эффективного использования ИКТ в самообразовании педагогов: современная компьютерная база, программное обеспечение и свободный доступ в Интернет 3. Познакомить педагогов с устройством и основными правилами работы на ПК 4. Познакомить с мультимедийным обеспечением. 5.Организовать консультации по проблемным вопросам. 6.Повысить компьютерную грамотность; 7.Познакомить с программным обеспечением ПК. 8. Научить разрабатывать презентации на ПК в программе MicrosoftPowerPoint, презентовать презентацию для проведения занятия с дошкольниками 9. Познакомить с программой MicrosoftPublisher и создать буклеты, визитки, календари для своей группы. 10.Создать банк конспектов НОД с использованием ИКТ, презентаций по разным направлениям, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультемидийных материалов для работы с детьми и родителями; |
В течение года | Работа с родителями | 1.Провести родительское собрание «Компьютер в жизни ребенка» 2.Провести анкетирование «Компьютер и ребёнок» 3.Организовать консультации по проблемным вопросам 4.Научить использовать обучающие, дидактические, развивающие компьютерные программы для детей. Создавать презентации на разные праздники, концерты, участвовать в различных конкурсах, применяя ИКТ. 5.Познакомить родителей с сайтом ДОУ и его структурой. 6. Познакомить с программой Movie Maker, научить в ней работать для создания видеороликов с фото, звуком, мультфильмов. |
В течение года | Работа с детьми | 1.Создать чёрно-белые макеты для раскрасок; 2.Проводить НОД с применением ИКТ 3.Собрать картотеку компьютерных заданий, детских обучающих игр; 4.Разработать план работы над съёмочным процессом каждого ребенка. 5.Познакомить с компьютерной и мультимедийной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ. 6.Научить пользоваться мышью. 7.Провести сравнительный мониторинг уровня развития детей: •Игровой деятельности; •Познавательной активности; •Внимания; •Работоспособности; •Памяти; •Логического мышления; •Речи. 8. Продолжать |
В течение года | Практическая часть | 1.Вести работу с различными сайтами Интернет для обогащения знаний об ИКТ: «Солнышко», «1 сентября», «Детский сад», «Лукошко», http://pedmir.ru/-электронный журнал “Педагогический мир», http://www.razvitierebenka.com/- «развитие ребенка” http://viki.rdf.ru/- детские презентации, http://www.maam.ru/-сайт воспитателей детского сада http://prodetskiysad.blogspot.ru/- создание своего сайта 2.Установить программу Microsoft Publisher, научиться в ней работать для создания буклетов, памяток, календарей. 3.Установить программу Movie Maker, научиться в ней работать для создания видеороликов с фото, звуком, мультфильмов. 4.Вести и совершенствовать работу на сайте edu tatar. ru 5.Вести и совершенствовать работу на сайте ДОУ 6. Мастер-класс по теме: «Использование интерактивной доски в деятельности педагога при работе с дошкольниками» |
Май | Отчет о проделанной работе | 1.Создание презентаций для НОД, родительских собраний. 2.Создание мультфильмов для общего просмотра. |
Список литературы:
1. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
2. Горвиц Ю. М. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании.
3. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования.
4. Гурьев С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста. Интернет –ресурс сайта Rus.edu
5. Сеймур Пейперт. Образование в просвещенном обществе. // Компьютерные инструменты в образовании. № 1, 2001 г
6. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -
М.: Академия, 2001.
8.Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. «Современные педагогические технологии», С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.
9.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников», Москва 2008.
10.Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва «Просвещение» 1990.
11.Новая интерактивная энциклопедия, Москва
«Махаон» 2012
12.Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду, Москва
«Сфера» 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Технология развивающего обучения и воспитания на основе народного творчества».
«Приобщайте детей к истокам русской народной культуры. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как музыка». В...
"Интерактивные технологии в обучении и воспитании".
Интерактивный – англ. язык (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо.Интерактивные технологии – организац...
Авторская разработка программы по самообразованию "Использование ИКТ в обучении и воспитании дошкольников."
Авторская разработка программы по самообразованию "Использование ИКТ в обучении и воспитании дошкольников."...
Отчет по самообразованию : «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Отчет по самообразованию :«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
САМООБРАЗОВАНИЕ :«Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»
Совершенствование двигательных навыков и развития физических качеств через игровую деятельность дошкольника Актуальность данной проблемы: Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно ...
Программа самообразования «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».
Программа саморазвития для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание благоприятных условий для развития речи у детей с ТНР; развитие у детей...
Тема самообразования: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»
Тема самообразования: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»...