ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
рабочая программа (младшая группа)

самообразование

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МИЛЯШ»

Рассмотрен на педсовете                                                       Утверждаю

Протокол № 1 от «…..»………………2019г.                       Заведующий МДОУ д/с «Миляш»

                                                                                                 ……………………….Э.Р. Вакилова

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

ЛАТЫПОВОЙ ИЛЬЗАНЫ БИРИМЖАНОВНЫ

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кунашак 2019г.


Актуальность

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.  Дошкольный возраст  наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире

Цели:

  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности с целью расширения представлений о развитии сенсорных представлений детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

  • расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
  • обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание  новых игр при участии родителей);
  • образование родителей по данной  теме (консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»).

Планируемый результат

  • Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
  • - Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами разнообразных игр  в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
  • - Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
  • - Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
  • - Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
  • - Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
  • - У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей.

Формы работы с родителями и детьми:

  • - Родители:
  • * сотрудничество через:
  • - индивидуальную работу,
  • - консультации,
  • - родительские собрания,
  • - беседы,
  • - совместную деятельность,
  • - практическую деятельность.
  • - Дети:
  • - НОД по сенсорному воспитанию;
  • - сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;
  • - Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
  • - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
  • - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
  • - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
  • - Экспериментальная деятельность.

Этапы:

  • выявление проблемы;
  •  теоретическое изучение вопроса;
  • изучение опыта работы воспитателей, информации по теме посредством интернет сообществ педагогов(maam.ru, nsportal .ru и др.);
  • разработка методического комплекса по теме самообразования;
  • создание развивающей среды;
  •  подготовка консультаций для родителей;
  • выступление на родительском собрании;
  • изготовление пособий и дидактических игр;
  • внедрение разработанного комплекса в образовательную деятельность с детьми;
  • составление доклада – отчета о проделанной работе по теме самообразования;
  • выступление по итогам работы и обмену опытом на педагогическом совете в МДОУ детский сад «Миляш».

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2019 г.

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка

В течение учебного года

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Декабрь

2019 г.

Конспект консультации

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Март

2020 г.

Анкета

Выступление на родительском собрании

Апрель

2020 г.

Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Фома отчета

НОД по сенсорному воспитанию

В течение года

Совместная деятельность

НОД, в которой используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь

2019 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Декабрь 2018 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Январь -

Февраль 2020 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Март

2020 г.

картотека

Анкетирование родителей

Апрель

2020 г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май

2020 г.

Презентация

Реализация данного проекта осуществляется с участием родителей.

С родителями будут проведены: индивидуальные беседы: «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации: «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.

Для родителей будут оформлены папки – передвижки: «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», «Самодельные игрушки и пособия по методике Монтессори», альбомы: «Палочки Кьюзенера», «Блоки Дьенеша».

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Март 2020г.

Консультация

Анкетирование родителей

Март 2020 г.

Анкета

Выступление на родительском собрании «Путешествие в страну Сенсорику»

Апрель 2020 г.

Протокол собрания

Список литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Сенсорное развитие младшего дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов....

Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Родительское собрание  в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через ИКТ»

Программа профессионального  саморазвития педагогаТема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через ИКТ»...

Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....