ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
рабочая программа (младшая группа)
самообразование
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МИЛЯШ»
Рассмотрен на педсовете Утверждаю
Протокол № 1 от «…..»………………2019г. Заведующий МДОУ д/с «Миляш»
……………………….Э.Р. Вакилова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
ЛАТЫПОВОЙ ИЛЬЗАНЫ БИРИМЖАНОВНЫ
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кунашак 2019г. |
Актуальность
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире
Цели:
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности с целью расширения представлений о развитии сенсорных представлений детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание новых игр при участии родителей);
- образование родителей по данной теме (консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»).
Планируемый результат
- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- - Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами разнообразных игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- - Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- - Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- - Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- - Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- - У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей.
Формы работы с родителями и детьми:
- - Родители:
- * сотрудничество через:
- - индивидуальную работу,
- - консультации,
- - родительские собрания,
- - беседы,
- - совместную деятельность,
- - практическую деятельность.
- - Дети:
- - НОД по сенсорному воспитанию;
- - сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;
- - Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
- - Экспериментальная деятельность.
Этапы:
- выявление проблемы;
- теоретическое изучение вопроса;
- изучение опыта работы воспитателей, информации по теме посредством интернет сообществ педагогов(maam.ru, nsportal .ru и др.);
- разработка методического комплекса по теме самообразования;
- создание развивающей среды;
- подготовка консультаций для родителей;
- выступление на родительском собрании;
- изготовление пособий и дидактических игр;
- внедрение разработанного комплекса в образовательную деятельность с детьми;
- составление доклада – отчета о проделанной работе по теме самообразования;
- выступление по итогам работы и обмену опытом на педагогическом совете в МДОУ детский сад «Миляш».
Методическая работа | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой | Сентябрь 2019 г. | Список использованной литературы |
Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка | В течение учебного года | Наличие игр по сенсорному развитию |
Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста» | Декабрь 2019 г. | Конспект консультации |
Подготовка анкет к анкетированию родителей | Март 2020 г. | Анкета |
Выступление на родительском собрании | Апрель 2020 г. | Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии |
Работа с детьми | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
НОД по сенсорному воспитанию | В течение года | Совместная деятельность |
НОД, в которой используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки) | В течение года | Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа |
Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) | В течение года | Работы детей и фотоотчет |
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару» | Сентябрь – ноябрь 2019 г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - «Найди предмет указанной формы» - «Найди предмет такой же формы» - «Какая фигура лишняя?» | Декабрь 2018 г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе» | Январь - Февраль 2020 г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Какого цвета не стало?» - «Какого цвета предмет?» - «Собери гирлянду» - «Какие цвета использованы?» - «Уточним цвет» | Март 2020 г. | картотека |
Анкетирование родителей | Апрель 2020 г. | Анкета |
Отчет по самообразованию | Май 2020 г. | Презентация |
Реализация данного проекта осуществляется с участием родителей.
С родителями будут проведены: индивидуальные беседы: «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации: «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.
Для родителей будут оформлены папки – передвижки: «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», «Самодельные игрушки и пособия по методике Монтессори», альбомы: «Палочки Кьюзенера», «Блоки Дьенеша».
Работа с родителями | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение года | |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. | В течение года | |
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» | Март 2020г. | Консультация |
Анкетирование родителей | Март 2020 г. | Анкета |
Выступление на родительском собрании «Путешествие в страну Сенсорику» | Апрель 2020 г. | Протокол собрания |
Список литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Тема «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через игровую деятельность»
Повысить собственную профессиональную квалификацию....
Опыт работы по теме «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»
Сенсорное развитие младшего дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов....
План работы по самообразованию Тема «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Повысить собственную профессиональную квалификацию....
Отчет по самообразованию Тема «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Выполнение плана самообразования...
Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Родительское собрание в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...
Программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через ИКТ»
Программа профессионального саморазвития педагогаТема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через ИКТ»...
Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....