Формы, методы и средства реализации ОО "Художественно - эстетическое развитие"
методическая разработка на тему

Чижик Елена Петровна

Формы, методы и средства реализации ОО "Художественно - эстетическое развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы, методы и средства реализации содержания ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Чижик Елена Петровна,

методист

МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок»

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ

Интегрированная форма

Варианты

Проект

Творческий проект

Практико-ориентированный проект

Мастерская

Творческая мастерская

Мастерская по изготовлению предметов (музыкальных инструментов)

Мастерская лоскутков

Путешествие

Музыкальное путешествие

Сказочное (волшебное) путешествие

Ярмарка

Ярмарка

Аукцион

Выставка

Экспозиция

Клуб

Тематический клуб

Смешанный клуб

Коллекционирование

Тематическое коллекционирование  

Редакция газеты/журнала

Подготовка издания

Выпуск газеты/журнала

Выставка

Художественная выставка

Выставка поделок

Смешанная выставка

Книгоиздательство

Изготовление книги

Концерт

(представление)

Музыкальный концерт

Литературный концерт

Театральное представление

Викторина

Музыкальная викторина

Гостиная

Музыкальная гостиная

Методы художественно-эстетического развития

Методы

Приемы

Метод  побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире.

- демонстрация  высокохудожественных произведений искусства;

 - эмоционально – образное воспроизведение педагогом стихов, сказок, музыки;

- целенаправленное наблюдение за природными явлениями и т. п.;

- диалог.

Метод  убеждения

(формирование эстетического вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно).

- беседа во время восприятия объектов, явлений прекрасного;

- беседы – сообщения.

Метод приучения, упражнения в практических действиях.

- побуждение к проявлению ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых.

Метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям.

-придумывание детьми рассказов;

- придумывание новых объектов;

- замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

- познавательные игры;

- рисование, лепка, конструирование по замыслу и т. д.

Метод сенсорного насыщения – без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественно-эстетической культуре.

- знакомство с сенсорными эталонами.

Метод разнообразной художественной практики.

- овладение различными художественными материалами;

- овладение инструментами художественно – творческой деятельности;

- создание оригинального эстетического продукта.

Метод образного видения.

-эмоционально – образное исследование объекта или художественного образа;

- сравнение;

- рассматривание объекта  и выражение в словесной или графической формах.

Метод сотворчества (ребёнка с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками).

- создание ребенком совместной творческой работы с педагогом, сверстниками;

- продолжение работы народного мастера, художника (роспись силуэтов, вылепленных фигурок и т.д.)

Метод создания творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.

- необходимость помочь кому-либо;

-изготовление подарков;

- изготовление атрибутов для игр;

- работа в творческих мастерских и т.д.

Методы художественного развития

Методы

Приемы

  • Информативно - рецептивный

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.
  • Словесный
  • беседа;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово.
  • Репродуктивный
  • – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма.
  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.
  • Исследовательский

направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.

 самостоятельное выполнение всей работы.

Эвристический

направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии.

 предложение ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Методы эстетического воспитания

Задача

Методы и приемы

Формирование элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т. д.

Воздействие на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей.

Развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей.

Создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

Приобщение детей к эстетической и художественной деятельности.

Показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова.

Методы музыкального воспитания

Метод

Содержание

Наглядно-слуховой

Музыка отражает в художественных образах объективную жизнь, окружающую детей, и является в музыкальном воспитании первоисточником особого своеобразного художественно-образного познания, приобретаемого через внешние органы чувств, путем слуховых ощущений и восприятий. Это первая ступень чувствительного познания. Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального произведения.

Словесный

Обращен к сознанию ребенка, углубляет его сопереживание художественного музыкального образа, придает ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для ребенка одним из таких средств познания, особенно близкие и понятные ему, является конкретно-образное слово педагога. Сущность жизненных явлений и объектов отражается в мысли и выражается в словах. Мысль, слово - это вторая ступень познания. Слово педагога помогает ребенку понять идею и содержание музыкального произведения.

Художественно-практический

Имеет в своей основе музыкальную творческо-исполнительскую деятельность, тесно связанную с процессом обучения. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительской деятельности - в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах, к своеобразной продуктивной детской творческой деятельности под руководством педагога. Она дает ребенку возможность действенной проверки правильности музыкального воспитания и художественной мысли в активной, разносторонней и самостоятельной деятельности.

Задача

Методы

Развитие эмоционального отклика на музыку

- выразительное исполнение произведений различных жанров и тематики;

- сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства;

- образные характеристики музыкальных произведений

Развитие музыкально – сенсорных способностей.

- объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотность);

- их графическое изображение;

- упражнение в различении этих свойств;

- применение сведений в процессе практических упражнений;

- самостоятельное использование музыкально – дидактических игр с сенсорными заданиями.

Развитие чувства ритма.

- упражнения в использовании метроритмических заданий в процессе движений;

- упражнения в определении различных ритмических рисунков;

- ознакомление с графическим изображением ритма.

Развитие музыкальной памяти.

- упражнения в последовательном чередовании пения вслух и про себя;

- упражнения в определении названия произведений по их фрагментам;

- упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструментах.

Развитие творческих способностей.

- упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на музыкальных инструментах, движениях;

- упражнение в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев;

- обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей;

- творческие задания как метод развития песенного, музыкально – игрового творчества.

Средства художественно-эстетического развития

окружающая природа

эстетика быта

художественные произведения

изобразительные средства

репродукции картин разных жанров искусства

произведения графики разных художников

иллюстрации, фотографии  архитектурных построек

скульптуры малых форм

предметы различных народных промыслов (игрушки, посуда, инструменты)

музыкальные инструменты  

детские музыкальные инструменты

аудиозаписи

ТСО (музыкальный центр и др.)

костюмы, декорации

оборудованная студия (или центр художественного творчества)

Перечень изобразительных средств (материалы для изобразительной деятельности: бумага белая, бумага цветная, бумага различной плотности, цвета и размера, картон различного качества; гуашь, акварель, краски пальчиковые, цветные карандаши, графитные карандаши, фломастеры разной толщины, шариковые ручки, восковые мелки, масляные мелки, пастель, сангина, тушь, угольный карандаш «Ретушь», белые и цветные мелки ; кисти (№ 3, 5, 7, 8, 10 – 14) беличьи, колонковые, кисти щетинистые для клея;  пластилин, глина, тесто, масса для лепки; ножницы с округлыми концами для создания аппликации, клей ПВА, подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов; наборы для конструирования из природного материала; материалы для декорирования и оформления работ: печатки, штампы, формочки, стеки; материалы для творческого конструирования и дизайна: разные виды конструктора, строительный материал, материал для оформления группы к праздникам; бросовый материал; материал, способствующий организации деятельности: подставки для кисти, карандашей, клеенки на столы, баночки для воды, салфетки бумажные и тканевые и т.д.)

Перечень детских музыкальных инструментов (клавишные: пианино или рояль, триола, аккордеон; струнные: арфа, цимбалы, гусли, цитры; духовые: флейта, кларнет, саксофон, губная гармошка, свирель; ударные мелодические:, ксилофон, металлофон; ударные шумовые: трещотка, маракасы, бубен, барабан, треугольник, колокольчики).

2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (формы обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей).

Направления работы

Информирование   родителей   о задачах  по образовательной обрасти «художественно-эстетическое развитие»:

- общие и групповые родительские собрания;

- размещение информации на сайте МБУ

Обеспечение открытости дошкольного образования:

- страница на сайте МБУ;

- дни открытых дверей

Создание условия для участия родителей в образовательной деятельности:

- выставки детских работ;

- выставки семейного творчества;

- презентации семейного творчества;

- выставки совместного творчества со взрослыми;

- совместные концерты;

- совместная театрализованная деятельность;

- праздники и развлечения;

-музыкальная гостиная;

- литературная гостиная

Поддержка родителей в художественно-эстетическом воспитании детей:

- лекции, доклады на родительских собраниях (общих, групповых);

- консультации;

- беседы;

- стендовые консультации;

- мастер – классы;

- обмен опытом семейного воспитания;

- памятки, буклеты;

- папки – передвижки;

- тематические ширмы;

- видеотека;

- аудиотека;

- фотоальбомы;

Вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность:

- создание образовательных проектов совместно с родителями;

- привлечение родителей к проведению НОД

(с учетом увлечений родителей народно-прикладным творчеством, игрой на музыкальных инструментах)

  • Создание условий для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы:
  • -  мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности;
  • - подготовка к презентациям, выставкам, концертам, к НОД, к собраниям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы, методы и средства реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» основной образовательной программы дошкольного образования СП ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск «Детский сад № 10»»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕВариативные формы реализации содержания направленияИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫИнтегрированная формаВарианты  ПутешествиеООД «В гости к зайцу мы идем»Досуг «Поход в осенний...

Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования

   В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО     Содержательный раздел должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной п...

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Методическая разработка: конспект НОД"Танец бумажных фантазий" ООХудожественно-эстетическое развитие

Конспект НОД «Танец бумажных фантазий»Программное содержание:Цель: изготовление фигурок балерины (танцора) из гофрированной бумаги в технике жгута....

Формы, методы и средства реализации содержания образовательной области художественно – эстетического развития ООП ДО

1.Описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 2. Особеннос...

Описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы "От рождения до школы"

Развитие детских способностей в разных видах деятельности...

Формы, способы, методы и средства реализации программы инструктора по физической культуре (для воспитанников с задержкой психического развития)

Формы, способы, методы и средства реализации программы инструктора по физической культуре (для воспитанников с задержкой психического развития) 1. Система физкультурно-оздоровительной работы2. Си...