Формы, методы и средства реализации ОО "Художественно - эстетическое развитие"
методическая разработка на тему
Формы, методы и средства реализации ОО "Художественно - эстетическое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_metody_i_sredstva_realizatsii_oo_khudozhestvenno_-_esteticheskoe_razvitie.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы, методы и средства реализации содержания ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Чижик Елена Петровна,
методист
МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок»
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ
Интегрированная форма | Варианты |
Проект | Творческий проект |
Практико-ориентированный проект | |
Мастерская | Творческая мастерская |
Мастерская по изготовлению предметов (музыкальных инструментов) | |
Мастерская лоскутков | |
Путешествие | Музыкальное путешествие |
Сказочное (волшебное) путешествие | |
Ярмарка | Ярмарка |
Аукцион | |
Выставка | |
Экспозиция | |
Клуб | Тематический клуб |
Смешанный клуб | |
Коллекционирование | Тематическое коллекционирование |
Редакция газеты/журнала | Подготовка издания |
Выпуск газеты/журнала | |
Выставка | Художественная выставка |
Выставка поделок | |
Смешанная выставка | |
Книгоиздательство | Изготовление книги |
Концерт (представление) | Музыкальный концерт |
Литературный концерт | |
Театральное представление | |
Викторина | Музыкальная викторина |
Гостиная | Музыкальная гостиная |
Методы художественно-эстетического развития
Методы | Приемы |
Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. | - демонстрация высокохудожественных произведений искусства; - эмоционально – образное воспроизведение педагогом стихов, сказок, музыки; - целенаправленное наблюдение за природными явлениями и т. п.; - диалог. |
Метод убеждения (формирование эстетического вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно). | - беседа во время восприятия объектов, явлений прекрасного; - беседы – сообщения. |
Метод приучения, упражнения в практических действиях. | - побуждение к проявлению ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых. |
Метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. | -придумывание детьми рассказов; - придумывание новых объектов; - замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; - познавательные игры; - рисование, лепка, конструирование по замыслу и т. д. |
Метод сенсорного насыщения – без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественно-эстетической культуре. | - знакомство с сенсорными эталонами. |
Метод разнообразной художественной практики. | - овладение различными художественными материалами; - овладение инструментами художественно – творческой деятельности; - создание оригинального эстетического продукта. |
Метод образного видения. | -эмоционально – образное исследование объекта или художественного образа; - сравнение; - рассматривание объекта и выражение в словесной или графической формах. |
Метод сотворчества (ребёнка с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками). | - создание ребенком совместной творческой работы с педагогом, сверстниками; - продолжение работы народного мастера, художника (роспись силуэтов, вылепленных фигурок и т.д.) |
Метод создания творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности. | - необходимость помочь кому-либо; -изготовление подарков; - изготовление атрибутов для игр; - работа в творческих мастерских и т.д. |
Методы художественного развития
Методы | Приемы |
|
|
|
|
|
|
направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. | самостоятельное выполнение всей работы. |
Эвристический направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии. | предложение ребенку выполнить часть работы самостоятельно. |
Методы эстетического воспитания
Задача | Методы и приемы |
Формирование элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т. д. | Воздействие на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей. |
Развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. | Создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. |
Приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. | Показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова. |
Методы музыкального воспитания
Метод | Содержание |
Наглядно-слуховой | Музыка отражает в художественных образах объективную жизнь, окружающую детей, и является в музыкальном воспитании первоисточником особого своеобразного художественно-образного познания, приобретаемого через внешние органы чувств, путем слуховых ощущений и восприятий. Это первая ступень чувствительного познания. Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального произведения. |
Словесный | Обращен к сознанию ребенка, углубляет его сопереживание художественного музыкального образа, придает ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для ребенка одним из таких средств познания, особенно близкие и понятные ему, является конкретно-образное слово педагога. Сущность жизненных явлений и объектов отражается в мысли и выражается в словах. Мысль, слово - это вторая ступень познания. Слово педагога помогает ребенку понять идею и содержание музыкального произведения. |
Художественно-практический | Имеет в своей основе музыкальную творческо-исполнительскую деятельность, тесно связанную с процессом обучения. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительской деятельности - в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах, к своеобразной продуктивной детской творческой деятельности под руководством педагога. Она дает ребенку возможность действенной проверки правильности музыкального воспитания и художественной мысли в активной, разносторонней и самостоятельной деятельности. |
Задача | Методы |
Развитие эмоционального отклика на музыку | - выразительное исполнение произведений различных жанров и тематики; - сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; - образные характеристики музыкальных произведений |
Развитие музыкально – сенсорных способностей. | - объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотность); - их графическое изображение; - упражнение в различении этих свойств; - применение сведений в процессе практических упражнений; - самостоятельное использование музыкально – дидактических игр с сенсорными заданиями. |
Развитие чувства ритма. | - упражнения в использовании метроритмических заданий в процессе движений; - упражнения в определении различных ритмических рисунков; - ознакомление с графическим изображением ритма. |
Развитие музыкальной памяти. | - упражнения в последовательном чередовании пения вслух и про себя; - упражнения в определении названия произведений по их фрагментам; - упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструментах. |
Развитие творческих способностей. | - упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на музыкальных инструментах, движениях; - упражнение в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; - обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; - творческие задания как метод развития песенного, музыкально – игрового творчества. |
Средства художественно-эстетического развития |
окружающая природа |
эстетика быта |
художественные произведения |
изобразительные средства |
репродукции картин разных жанров искусства |
произведения графики разных художников |
иллюстрации, фотографии архитектурных построек |
скульптуры малых форм |
предметы различных народных промыслов (игрушки, посуда, инструменты) |
музыкальные инструменты |
детские музыкальные инструменты |
аудиозаписи |
ТСО (музыкальный центр и др.) |
костюмы, декорации |
оборудованная студия (или центр художественного творчества) |
Перечень изобразительных средств (материалы для изобразительной деятельности: бумага белая, бумага цветная, бумага различной плотности, цвета и размера, картон различного качества; гуашь, акварель, краски пальчиковые, цветные карандаши, графитные карандаши, фломастеры разной толщины, шариковые ручки, восковые мелки, масляные мелки, пастель, сангина, тушь, угольный карандаш «Ретушь», белые и цветные мелки ; кисти (№ 3, 5, 7, 8, 10 – 14) беличьи, колонковые, кисти щетинистые для клея; пластилин, глина, тесто, масса для лепки; ножницы с округлыми концами для создания аппликации, клей ПВА, подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов; наборы для конструирования из природного материала; материалы для декорирования и оформления работ: печатки, штампы, формочки, стеки; материалы для творческого конструирования и дизайна: разные виды конструктора, строительный материал, материал для оформления группы к праздникам; бросовый материал; материал, способствующий организации деятельности: подставки для кисти, карандашей, клеенки на столы, баночки для воды, салфетки бумажные и тканевые и т.д.)
Перечень детских музыкальных инструментов (клавишные: пианино или рояль, триола, аккордеон; струнные: арфа, цимбалы, гусли, цитры; духовые: флейта, кларнет, саксофон, губная гармошка, свирель; ударные мелодические:, ксилофон, металлофон; ударные шумовые: трещотка, маракасы, бубен, барабан, треугольник, колокольчики).
2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (формы обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей).
Направления работы |
Информирование родителей о задачах по образовательной обрасти «художественно-эстетическое развитие»: - общие и групповые родительские собрания; - размещение информации на сайте МБУ | Обеспечение открытости дошкольного образования: - страница на сайте МБУ; - дни открытых дверей | Создание условия для участия родителей в образовательной деятельности: - выставки детских работ; - выставки семейного творчества; - презентации семейного творчества; - выставки совместного творчества со взрослыми; - совместные концерты; - совместная театрализованная деятельность; - праздники и развлечения; -музыкальная гостиная; - литературная гостиная | Поддержка родителей в художественно-эстетическом воспитании детей: - лекции, доклады на родительских собраниях (общих, групповых); - консультации; - беседы; - стендовые консультации; - мастер – классы; - обмен опытом семейного воспитания; - памятки, буклеты; - папки – передвижки; - тематические ширмы; - видеотека; - аудиотека; - фотоальбомы; | Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность: - создание образовательных проектов совместно с родителями; - привлечение родителей к проведению НОД (с учетом увлечений родителей народно-прикладным творчеством, игрой на музыкальных инструментах) |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы, методы и средства реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» основной образовательной программы дошкольного образования СП ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск «Детский сад № 10»»
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕВариативные формы реализации содержания направленияИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫИнтегрированная формаВарианты ПутешествиеООД «В гости к зайцу мы идем»Досуг «Поход в осенний...
Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования
В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО Содержательный раздел должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной п...
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Для рабочей программы...
Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...
Методическая разработка: конспект НОД"Танец бумажных фантазий" ООХудожественно-эстетическое развитие
Конспект НОД «Танец бумажных фантазий»Программное содержание:Цель: изготовление фигурок балерины (танцора) из гофрированной бумаги в технике жгута....
Формы, методы и средства реализации содержания образовательной области художественно – эстетического развития ООП ДО
1.Описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 2. Особеннос...
Описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы "От рождения до школы"
Развитие детских способностей в разных видах деятельности...