ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа) на тему
Русские народные музыкальные инструменты и игра на них – увлекательный вид музыкальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Капусто Н.В.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Русские народные музыкальные инструменты и игра на них – увлекательный вид музыкальной деятельности. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, осуществляет эстетическое воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.
Для детей старшего дошкольного возраста игра на музыкальных инструментах помогает передать разнообразные чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Этой работе в ДОУ должно уделяться большое внимание и проводиться она должна не формально, от случая к случаю, а на основе определенной системы обучения.
Эстетическое воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудили педагогический коллектив МДОУ «Детский сад п.Белоглинный» организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Калинка».
Создание в детском саду ансамбля – дело непростое, ведь для этого должны быть определённые условия – наличие инструментов, фонотека, наглядные средства и пособия. Основу нашего детского ансамбля составили русские народные инструменты: деревянные ложки, деревянные палочки, рубель, бубен, трещотка, бубенчики, свистульки.
Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма, музыкальные инструменты используются в повседневной жизни детского сада. В каждой группе имеется музыкальный уголок с необходимым набором детских музыкальных инструментов, тем более, что деревянные ложки – доступный музыкальный инструмент. Ударные народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов (рубель, трещотка, бубен и другие) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты.
Литература, дидактические игры, наглядные пособия позволяют проводить занятия кружка на достаточно высоком уровне. А результат работы ансамбля «Калинка» - выступления, где ребята учатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители – не только дети, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.
Занятия в ансамбле «Калинка» предполагает тесную работу с родителями: проведение родительских собраний, индивидуальные консультации, (последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей). Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, изготавливают самодельные музыкальные инструменты, делают атрибуты и шьют костюмы.
Материал, использующийся для изготовления «инструментов-самоделок»: береста, бубенчики, бумага (гофрированная, самоклеющаяся, оберточная, картон), деревянные палочки, карандаши (цветные, простые), фломастеры, клей, наполнитель (крупа, горох, камешки), палочки от флажков, скорлупа (фисташек, грецких орехов), спичечные коробки, скотч, ткань и многое другое.
Дети очень любят играть на таких инструментах. Во-первых, они необычны, во-вторых, дети изготавливают их сами в детском саду или дома с помощью родителей, в-третьих, дети сами находят атрибуты для изготовления таких инструментов. Дети сами придумывают названия этим инструментам по тембру их звучания или по способу игры на них: шумелки, звенелки, «ветерок», «дождик», бурчалки, фырчалки и тому подобное. Инструменты-самоделки помогают поддерживать интерес к занятиям в ансамбле. При помощи их необычного звучания мы сочиняем небольшие музыкальные сказки, озвучиваем стихи и песенки.
Наблюдения за детьми в процессе занятий, выступлений и опрос родителей показывают, что игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей – активизируется их внимание, память, эстетическое восприятие, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне содержательнее и духовно богаче.
Таким образом, инструментальное музицирование развивает творческую активность детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, осуществляют целенаправленное эстетическое воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство и литература как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Большие возможности для эстетического воспитания заложены в искусстве и произведениях литературы. Знания, полученные детьми в процессе общения с искусством, способствуют их интеллектуальному, эмоциона...
Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Игра - своеобразная социальная практика ребенка. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что игры детей, живущих в различных условиях, разнообразны: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой пр...
Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возрастаАвтор статьи Грузнова Алёна Михайловна, музыкальный руководитель ГБОУ "Школа № 1353" Организованная об...
«Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»...
Художественно – эстетическое воспитание дошкольников по средствам ознакомления детей старшего дошкольного возраста с репродукциями И.И. Шишкина
публикация в информационно - методическом журнале Столичное образование -№5-6 2019...
Музыка-как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание дошкольников...