Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Игра - своеобразная социальная практика ребенка. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что игры детей, живущих в различных условиях, разнообразны: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги».
Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Игра - естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни, что доказывает актуальность исследования. Дети многому учатся в игре: уточняют знания об окружающем, приобретают организаторские умения, преодолевают робость, учатся готовить необходимое для игры, у них развивается речь, воображение. Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. В ней, более чем в какой-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива, развивается логика и мышление, ребенок развивается эстетически, физиологически, умственно, а так же психологически.
Объектом исследования выступает игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Предметом является процесс эстетического воспитания дошкольников с помощью игры.
Целью дипломной работы является изучить возможности игры как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач:
- изучить генезис понятия «игра» как средства эстетического воспитания дошкольников;
-обобщить классификацию игр детей дошкольного возраста и ознакомиться с ними;
- раскрыть потенциал игры как средства, выявить пути развития и формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста;
- реализовать выбранную методику и оценить результаты;
- выявить уровень сформированности у детей дошкольного возраста эстетических качеств и чувств.
Для достижения поставленных целей использовались следующие методы: анализ литературы,·педагогический эксперимент;· наблюдение;· математические методы;· словесные методы (беседа);· анализ детских работ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Введение раскрывает актуальность теоретического обоснования возможности использования игры как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста, определены цели и задачи, а также объект и предмет исследования.
В первой главе представлена игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема, генезис понятия «игра» как средство эстетического воспитания дошкольников.
Во второй главе определены пути эстетического воспитания детей дошкольного возраста с использованием игры, роль игры в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, формы организации работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Исследования Н.А. Ветлугиной, А.Д. Кошелевой, А.П. Стрелковой, показывают, что эстетические проявления могут формироваться уже в дошкольном возрасте. Это делает проблему эстетического - воспитания дошкольников актуальной.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе воспитательно - образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств ребенка, но и всей личности, в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных; и эстетических ценностей, идеалов. Все эти качества в ребенке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеют различные средства, среди которых в силу возрастных особенностей дошкольников, приоритетной является игра, в том числе театрализованная.
В ходе исследования мы выяснили, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста можно реализовать с помощью таких методов, как беседа, наблюдение, а так же формирование у детей эстетических чувств и художественно-творческих способностей может организовываться с помощью игры как средства. Мы сделали вывод о том, что эстетическое воспитание имеет важную роль во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности, в том числе и в игре детей.
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру и организации. Игра ребенка направлена на познание им окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому, что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения
Нами было выявлено, что детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру и организации. С помощью игры ребенок познает окружающий мир, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей, что, несомненно, развивает ребенка и эстетически.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста эффективна и приносит ребенку радость, удовлетворение, она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его всесторонне, в том числе и эстетически. Игра наполняет ребенка новыми силами, эмоциями, развивает воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.pptx | 452.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объектом исследования выступает игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Предмет - процесс эстетического воспитания дошкольников с помощью игры. Целью дипломной работы - изучить возможности игры как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач: - изучить генезис понятия «игра» как средства эстетического воспитания дошкольников; -обобщить классификацию игр детей дошкольного возраста и ознакомиться с ними; - раскрыть потенциал игры как средства, выявить пути развития и формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста; - реализовать выбранную методику и оценить результаты; - выявить уровень сформированности у детей дошкольного возраста эстетических качеств и чувств.
Содержание работы Введение Глава 1. Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 1.1. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 1.2. Генезис понятия «игра» как средство эстетического воспитания дошкольников Глава 2. Пути эстетического воспитания детей дошкольного возраста с использованием игры 2.1. Роль игры в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста 2.2. Организация работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста Заключение Список использованных источников
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Специалисты выделяют 3 группы средств эстетического воспитания 1- Искусство (изобразительное искусство, музыка, детская художественная литература, архитектура, театр). 2- Окружающая жизнь, природа, эстетическая развивающая среда (оформление помещений учреждения). 3- Художественная деятельность – деятельность, связанная с видами искусства (театрализованные игры; художественно-речевая, музыкальная, изобразительная деятельность).
Формы организации деятельности - занятия, в том числе интегрированные, где воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства (задания объединены по определенным темам, или на основе ведущего средства художественно-образной выразительности, например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения); - самостоятельная деятельность ; - труд ; - театрализованные игры; - праздники, развлечения; - экскурсии .
Педагогические условия реализации задач эстетического воспитания: 1- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2- Взаимосвязь художественно-творческой деятельности детей со всеми направлениями воспитательно -образовательной работы (ознакомление с окружающим, работа по развитию речи, игра). 3- Интеграция различных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, формированию образных представлений, воображения. Возможность интеграции обусловливает общность художественных средств музыки, живописи и литературы. 4- Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОУ. 5- Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды.
6- Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 7- Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада. 8- Взаимодействие детского сада с семьей. Художественный опыт, который ребенок получает в детском саду, побуждает его и дома заниматься любимым делом. Поэтому родители должны создать ребенку все условия для самостоятельной творческой деятельности, поощрять его желание заняться, например, рисованием, помочь организовать кукольное представление.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....
Искусство и литература как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Большие возможности для эстетического воспитания заложены в искусстве и произведениях литературы. Знания, полученные детьми в процессе общения с искусством, способствуют их интеллектуальному, эмоциона...
Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возрастаАвтор статьи Грузнова Алёна Михайловна, музыкальный руководитель ГБОУ "Школа № 1353" Организованная об...
«Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»...
Музыка-как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание дошкольников...
Долгосрочный проект "Народно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Возраст 3-4 года....
Аппликация как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание - процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у ч...