Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Киреева Светлана Сергеевна

Игра - своеобразная социальная практика ребенка. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что игры детей, живущих в различных условиях, разнообразны: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги».

Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Игра - естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни, что доказывает актуальность исследования. Дети многому учатся в игре: уточняют знания об окружающем, приобретают организаторские умения, преодолевают робость, учатся готовить необходимое для игры, у них развивается речь, воображение. Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. В ней, более чем в какой-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива, развивается логика и мышление, ребенок развивается эстетически, физиологически, умственно, а так же психологически.

Объектом исследования выступает игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Предметом является процесс эстетического воспитания дошкольников с помощью игры.

Целью дипломной работы является изучить возможности игры как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач:

- изучить генезис понятия «игра» как средства эстетического воспитания дошкольников;

-обобщить классификацию игр детей дошкольного возраста и ознакомиться с ними;

- раскрыть потенциал игры как средства, выявить пути развития и формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста;

- реализовать выбранную методику и оценить результаты;

- выявить уровень сформированности у детей дошкольного возраста эстетических качеств и чувств.

Для достижения поставленных целей использовались следующие методы: анализ литературы,·педагогический эксперимент;· наблюдение;· математические методы;· словесные методы (беседа);· анализ детских работ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Введение раскрывает актуальность теоретического обоснования возможности использования игры как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста, определены цели и задачи, а также объект и предмет исследования.

В первой главе представлена игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема, генезис понятия «игра» как средство эстетического воспитания дошкольников.

Во второй главе определены пути эстетического воспитания детей дошкольного возраста с использованием игры, роль игры в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, формы организации работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Исследования Н.А. Ветлугиной, А.Д. Кошелевой, А.П. Стрелковой, показывают, что эстетические проявления могут формироваться уже в дошкольном возрасте. Это делает проблему эстетического - воспитания дошкольников актуальной.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе воспитательно - образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств ребенка, но и всей личности, в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных; и эстетических ценностей, идеалов. Все эти качества в ребенке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеют различные средства, среди которых в силу возрастных особенностей дошкольников, приоритетной является игра, в том числе театрализованная.

В ходе исследования мы выяснили, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста можно реализовать с помощью таких методов, как беседа, наблюдение, а так же формирование у детей эстетических чувств и художественно-творческих способностей может организовываться с помощью игры как средства. Мы сделали вывод о том, что эстетическое воспитание имеет важную роль во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности, в том числе и в игре детей.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру и организации. Игра ребенка направлена на познание им окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому, что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения

Нами было выявлено, что детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру и организации. С помощью игры ребенок познает окружающий мир, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей, что, несомненно, развивает ребенка и эстетически.

Таким образом, мы сделали вывод о том, что игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста эффективна и приносит ребенку радость, удовлетворение, она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его всесторонне, в том числе и эстетически. Игра наполняет ребенка новыми силами, эмоциями, развивает воображение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.pptx452.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Киреева Светлана Сергеевна Воспитатель МБДОУ д /с № 10 « Ивушка » Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 « Ивушка »

Слайд 4

Объектом исследования выступает игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Предмет - процесс эстетического воспитания дошкольников с помощью игры. Целью дипломной работы - изучить возможности игры как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач: - изучить генезис понятия «игра» как средства эстетического воспитания дошкольников; -обобщить классификацию игр детей дошкольного возраста и ознакомиться с ними; - раскрыть потенциал игры как средства, выявить пути развития и формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста; - реализовать выбранную методику и оценить результаты; - выявить уровень сформированности у детей дошкольного возраста эстетических качеств и чувств.

Слайд 5

Содержание работы Введение Глава 1. Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 1.1. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 1.2. Генезис понятия «игра» как средство эстетического воспитания дошкольников Глава 2. Пути эстетического воспитания детей дошкольного возраста с использованием игры 2.1. Роль игры в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста 2.2. Организация работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста Заключение Список использованных источников

Слайд 6

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Специалисты выделяют 3 группы средств эстетического воспитания 1- Искусство (изобразительное искусство, музыка, детская художественная литература, архитектура, театр). 2- Окружающая жизнь, природа, эстетическая развивающая среда (оформление помещений учреждения). 3- Художественная деятельность – деятельность, связанная с видами искусства (театрализованные игры; художественно-речевая, музыкальная, изобразительная деятельность).

Слайд 7

Формы организации деятельности - занятия, в том числе интегрированные, где воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства (задания объединены по определенным темам, или на основе ведущего средства художественно-образной выразительности, например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения); - самостоятельная деятельность ; - труд ; - театрализованные игры; - праздники, развлечения; - экскурсии .

Слайд 8

Педагогические условия реализации задач эстетического воспитания: 1- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2- Взаимосвязь художественно-творческой деятельности детей со всеми направлениями воспитательно -образовательной работы (ознакомление с окружающим, работа по развитию речи, игра). 3- Интеграция различных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, формированию образных представлений, воображения. Возможность интеграции обусловливает общность художественных средств музыки, живописи и литературы. 4- Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОУ. 5- Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды.

Слайд 9

6- Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 7- Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада. 8- Взаимодействие детского сада с семьей. Художественный опыт, который ребенок получает в детском саду, побуждает его и дома заниматься любимым делом. Поэтому родители должны создать ребенку все условия для самостоятельной творческой деятельности, поощрять его желание заняться, например, рисованием, помочь организовать кукольное представление.

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Искусство и литература как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Большие возможности для эстетического воспитания заложены в искусстве и произведениях литературы. Знания, полученные детьми в процессе общения с искусством, способствуют их интеллектуальному, эмоциона...

Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возрастаАвтор статьи Грузнова Алёна Михайловна, музыкальный руководитель ГБОУ "Школа № 1353" Организованная об...

«Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»...

Аппликация как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

             Эстетическое воспитание - процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у ч...