Искусство и литература как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
консультация

Квашенникова Алина Радиковна

Большие возможности для эстетического воспитания заложены в искусстве и произведениях литературы. Знания, полученные детьми в процессе общения с искусством, способствуют их интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Большие возможности для эстетического воспитания заложены в искусстве и произведениях литературы. Знания, полученные детьми в процессе общения с искусством, способствуют их интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию. Искусство содействует утверждению гуманного, нравственного начала в человеке, воспитывает глубокие патриотические чувства.

Умение понимать,  чувствовать прекрасное не приходит само собой. Его надо развивать у детей с самых ранних лет.

В эстетическом воспитании детей важная роль принадлежит музыке. Мир звуков, мелодий, так же как и мир красок, рождает понимание прекрасного, делает человека более чутким, духовно обогащает его.

На музыкальное развитие ребенка влияет общая атмосфера семьи. Каждая семья способна пробудить в нем любовь к музыке. Так, источником ярких эмоциональных переживаний может быть и пение родителей, и хорошие музыкальные игрушки, и детские музыкальные произведения и т. д. Надо слушать с детьми музыку не очень часто, но обязательно систематически, чтобы выработать у них внимательное и вдумчивое отношение к ней, расширять круг их музыкальных впечатлений.

Родителям необходимо стремиться, чтобы интерес к пению, музыке у ребенка зародился уже в самом раннем возрасте, Поэтому начинать воспитание музыкального вкуса у детей следует с произведений мелодичных, более ярких по содержанию. Следует поощрять увлечение детей пением, разучиванием новых песен, «сочинением» своих песенок, хором.

Задача родителей заключается в воспитании музыкально-эмоциональной культуры ребенка. Особенно действенным будет музыкальное воспитание детей, когда они станут не только знакомиться с музыкой, песней, но и играть на каком-либо инструменте, так как в процессе учебы будут формироваться правильные музыкальные взгляды.

Еще одним видом искусства является танец.

Танец начинается с самого раннего детства, когда малыш, услышав красивую радостную музыку, начинает двигаться ей в такт, выражает свои чувства в движениях: притопывает ножками, хлопает в ладоши, приседает. Лицо его озарено улыбкой от радости движения. Известно, что дети очень любят танцевать. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости, реакции на музыку Танец выражает огромное многообразие эмоций, он живо откликается на самую разную музыку. С его помощью можно изобразить радость, растущий цветок, поэзию родной природы, листопад, мерцание звезд…

Занятия танцами дают возможность осваивать простые, а затем сложные танцевальные комбинации, тренировать пространственно-мышечное чувство. Систематические занятия исправляют сутулость, изгиб в пояснице, ребенок становится более стройным, изящным. Танцы приобщают детей к миру прекрасного, учат разбираться в искусстве, с ранних лет прививают хороший вкус.

Одним из источников эстетических переживаний является художественная литература.

Когда ребенок еще только начинает понимать связную речь, родители стремятся рассказывать ему сказки. Сказка — это духовное богатство народной культуры. Сказка как выражение высокого нравственного идеала  не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды, она требует наказания всякой лжи  и несправедливости.

Сказка, говорил В.А. Сухомлинский, это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. Чем интереснее сказка и необычнее обстановка, в которой находятся дети, тем сильнее игра детского воображения. При этом важно то, как рассказывается сказка, чтобы ребенок, слушая, мог различать интонацию, «читать» движения, жесты, рисунки.

В семье, где дети ходят в школу, необходимо практиковать художественное чтение и рассказывание. Оно развивает речевую культуру детей, обогащает их активный словарный запас и способствует развитию выразительной речи. Ребенок, непринужденно, увлеченно рассказывающий о чем-то важном и интересном для него, может использовать все средства речевой выразительности: интонацию, ритм, паузу, логическое ударение.

Культура чтения предполагает сознательный, а не случайный выбор книги, умение не пропускать «скучных» описаний и рассуждений, не только проследить за развитием событий, но и поразмышлять над ними. Для чтения нужно подбирать книги, разные по содержанию и настроению: серьезные и смешные, веселые и грустные, о хороших и плохих, смелых и трусливых людях, о благородных поступках, о природе, животных. Очень важно, чтобы книги вызывали самые разнообразные чувства ребенка, учили его радоваться и печалиться, восхищаться, любить и ненавидеть.

Необходимо поддерживать и поощрять детей стремлением поделиться своими впечатлениями о прочитанном, приучать их отвечать на вопросы, заучивать наизусть. Чтение художественной литературы должно сопровождаться беседами, цель которых — развивать наблюдательность и вкус ребенка, способность анализировать поступки героев, характер их взаимоотношений, а вместе с тем взвешивать и свои поступки.

Значение живописи в эстетическом воспитании детей очень велико. Чтобы разобраться в произведении изобразительного искусства, надо непременно поставить вопрос: каково его содержание? Изображая людей, события, явления природы, вещи, художник выражает те неповторимые чувства и мысли, которые побуждают его работать над картиной, что и является ее внутренним содержанием. Этой цели служит вся совокупность изобразительных средств: цвет, трактовка формы, характер линии и мазка, общий композиционный строй картины и т. д. Картины на самые различные темы могут быть использованы родителями для увлекательных бесед с детьми.

Научиться творчески, полно и глубоко воспринимать искусство, не разбираясь в реальной жизни, невозможно. Только знание жизни, действительности помогает проникнуть в смысл художественного произведения.

Знакомя детей с тем или иным произведением живописи, надо учитывать их возраст. Вначале следует привлечь внимание лишь к тем картинам, которые будут детям близки по содержанию. А при подготовке ребят к экскурсиям в художественный музей важно провести предварительную беседу с демонстрацией репродукций картин, ознакомить детей с жизненной и трудовой деятельностью художника. Детей более старшего возраста  следует  углубленно знакомить с произведениями живописи, поэтому здесь необходима беседа экскурсовода. Экскурсии по залам музея с произведениями живописи всегда оставляют неизгладимый след в душе человека, развивают в нем чувство прекрасного.

Знакомство с произведениями живописи рождает у ребенка желание рисовать. Обучение же детей рисованию будет способствовать лучшему пониманию живописи. Стремление ребят рисовать, необходимо всемерно поддерживать, обеспечивая их красками, карандашами, бумагой, уделяя внимание их рисунку. Со стороны родителей не должно быть места ни иронии над маленьким художником, ни чрезмерной похвалы в связи с его первыми успехами. Однако надо знать, что положительная оценка взрослого, помогающая пережить радость успеха, как правило, вызывает новый всплеск активности ребенка, в то время как равнодушие или отрицательная оценка может подавить интерес.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.        Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ – М.: 2005.

2.        Роот З.Я. Танцы  с нотами для детского сада – М.:2006.

3.        Семейно-бытовая культура: Пособие для слушателей нар. ун-тов/ Д.И. Водзинский, А.И. Кочетов и др.; Под ред. Д.И. Водзинского.- Мн.: Нар. асвета, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Игра - своеобразная социальная практика ребенка. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что игры детей, живущих в различных условиях, разнообразны: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой пр...

Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возрастаАвтор статьи Грузнова Алёна Михайловна, музыкальный руководитель ГБОУ "Школа № 1353" Организованная об...

Презентация «Роль художественной литературы в нравственно - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

       Презентация  «Роль художественной литературы в нравственно эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Сообщение для педагогов на ГМО "Синтез искусств - ведущее направление развития в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"

Материал адресован музыкальным руководителям. В докладе подробно рассмотрены условия, а также формы, методы и приёмы работы с детьми для успешного ознакомления с различными видами искусства....

«Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»...