конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе " легенда о том, как поспорили четыре стихии"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Легенда «Как поспорили 4 стихии».
Задачи:
Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (воздух, земля, огонь, вода) для жизни живых организмов (человек, животное, растение). Учить самостоятельности в процессе познавательно – исследовательской деятельности; умению делать выводы.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды, воздухе, земли, огня. Дать понятие о стихийных бедствиях. Развивать умение участвовать в коллективных обсуждениях.
Расширять словарь детей словами: лаборатория, лаборант, стихия. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности.
Оборудование:
- Мультимедийный экран
- Слайды с фотографиями 4 стихий (ВВОЗ)
- Слайды с видами природных катаклизмов (цунами, наводнение, шторм, землетрясение, ураганы, смерчи, вулканы, лесные пожары)
- Слайд «водоворот воды в природе»
- Кусочки земли, блюдца, ложки, емкость с водой, резиновый шланг 0,5м
- Стакан с прикрепленной ко дну салфеткой
- Зеркала на каждого ребенка
- Цветные салфетки
- Кусочки фруктов, овощей
- Почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная емкость
- Термос с горячей водой
- Зеркало на длинной ручке
- Макет вулкана, сода, яблочный уксус, краситель розового цвета
- Символы 4 стихий по количеству детей
- Цветные карандаши и индивидуальные карты для фиксации опытов на каждого ребенка.
Ход занятия:
В групповую комнату заходят дети. На груди эмблема – стихия (воздух, вода, земля, огонь).
Воспитатель: Ребята, мы пришли в лабораторию. Как вы думаете, что такое лаборатория?
Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог - это специально оборудованное помещение, где ученые проводят различные опыты.
На экране появляется изображение ученых в лаборатории
А что же сейчас происходит в лаборатории?
Кто изображен на экране?
Ответы детей (человек, растение, животное).
Воспитатель: это живые существа, обитающие на нашей планете.
- Что необходимо всем живым существам для жизни на планете Земля?
Дети: воздух, вода, земля, огонь.
На экране появляются 4 стихии.
Воспитатель: Дети, у которых на груди эмблема со стихией «воздух» подходят к голубому столу.
Аналогично стихия огонь – к оранжевому, земля к желтому, вода к синему.
Воспитатель: послушайте легенду:
Когда – то давным-давно 4стихии затеяли спор для того, чтобы выяснить, кто из них важнее для жизни человека.
Первым выступил Воздух (на экране появляется картинка «ветер»).
- Ребята, как вы думаете, почему воздух решил, что он важнее всех?
Ответы детей.
Воспитатель: да, воздух для человека жизненно необходим, потому что без воздуха человек может прожить всего около 2 минут.
- А еще воздух заявил, что он повсюду. А как можно это узнать?
Его можно увидеть? – нет.
Его можно потрогать? – нет.
Как же узнать, что он повсюду?
Сейчас юные лаборанты, сидящие за голубым столом нам докажут, что воздух есть везде.
Опыт№1. (воздух есть в земле)
Перед детьми стоят стаканчики с водой и тарелочки с комочками земли.
Воспитатель предлагает детям набрать ложкой землю и положить ее в стакан.
Дети наблюдают появление пузырьков.
Вывод: воздух есть в земле.
Опыт № 2 (с резиновым шлангом)
Воспитатель предлагает желающему взять резиновый шланг за один конец и покрутить ритмичными движениями в воздухе и послушать, как он «поет» (результат движения воздуха).
Вывод: воздух существует и его можно услышать.
Опыт №3 «воздух в стакане» (проводит воспитатель).
У воспитателя в руках пустой стеклянный стакан с сухой салфеткой на дне. Педагог переворачивает стакан вверх дном и опускает его в емкость с водой. Вытаскивает стакан и показывает что салфетка осталась сухая.
Вывод: воздух остался в стакане, не дал воде намочить салфетку.
Воздух есть везде!
Следующей выступила стихия воды и заявила, что она тоже важна и она есть везде: в человеке, в еде, без воды мы не можем прожить больше 3 суток.
Ученые доказали, что человек состоит из воды.
Так ли это?
Дети проводят опыт.
Берут со стола индивидуальные зеркала и дышат на них. Наблюдают, что на зеркале образуются капельки воды.
Вывод: в человеке есть вода.
Опыт №2. (вода есть в пище)
Перед детьми лежат разрезанные яблоки, груши, морковь, свекла и салфетки. Воспитатель предлагает взять кусочек и приложить к цветной салфетке. Она стала мокрой.
Вывод: вода есть в пище.
Земля сказала (показать слайд), что без нее человек не может существовать.
- Ребята, как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, человеку для жизни нужна земля, так как он не может все время плавать и не умеет летать. На земле растут растения, а это пища для человека и дополнительный источник кислорода.
Опыт «Что у нас под ногами».
Дети рассматривают почву, находят в ней остатки растений. Взрослый нагревает почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Вместе с детьми выясняет, почему стекло запотело (в почве есть вода). Взрослый продолжает нагревать почву, предлагает определить по запаху дыма, что находится в почве. Затем почва нагревается до исчезновения дыма. Выясняют, какого она цвета и что из нее исчезло. Дети высыпают почву в стакан с водой, перемешивают. После оседания в воде частиц почвы, рассматривают осадок. Выясняют, почему в лесу на месте костров ничего не растет.
Затем выступил Огонь.
- Ребята, какую роль играет огонь в жизни человека?
Ответы детей.
- Совершенно верно, огонь дает тепло, помогает в приготовлении пищи.
Что является главным источником тепла на нашей планете?
- Солнце.
Огонь сказал, что без него не произойдет круговорота воды в природе.
Опыт (с термосом)
Воспитатель берет термос с горячей водой и предлагает детям взять зеркало и подержать над паром, на зеркале наблюдаем капли воды.
Вывод: солнце нагревает воду, вода испаряется, в воздухе охлаждается и выпадает обратно на землю в виде осадков.
Стихии стали спорить с огнем, и он разозлился.
- Ребята. А вы знаете, что огонь может быть добрым и злым? – приведите примеры.
Ответы детей.
Опыт с вулканом.
Перед воспитателем стоит макет вулкана. В его жерло засыпает соду, яблочный уксус, краситель розового цвета. Дети наблюдают извержение и делают вывод, что вышедший из – под контроля огонь очень опасен.
Поднялся великий спор. Каждый начал доказывать свою правоту: поднялись высокие волны, разбушевались ураганы, затряслась земля (изображение катаклизмов на экране)
- Ребята, как можно помирить стихии?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, каждая стихия важна для человека, и ни без одной из них человек не может существовать на Земле.
Итог.
Мы сегодня с вами были помощниками в лаборатории. Давайте вспомним, какие опыты мы провели.
Понравилось вам? Все сегодня молодцы, спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе «УКРАСИМ ЛИСТЬЯ КЛЕНА»
Занятие для детей старшей логопедической группы по изобразительной деятельности. Детям предлагается украсить листики клена разными способами: рисование - способ по -мокрому, лепка- размазывание пласти...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"
Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....
Конспект занятие по изобразительной деятельности в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования "Звёздная страна"
Данный конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "на воздушных шарах" предназначен для детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет ) . Цель :...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская лошадка»
Конспект занятия по изобразительной деятельности в детском саду...
конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе "четыре стихии"
Цель: - Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений) ; - Закрепить знания о живой и не живой пр...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)
Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...