самообразование
проект на тему
Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Воспитатель – Волик Лиля Салаватовна;
2. Образование: средне – профессиональное, незаконченное высшее;
3. Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»;
4. Работа начата -01.09.2014 г.
5. Предполагается закончить -30.05.2015 г.
6. Цель: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.
7. Задачи:
- Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
- Освоить современные технологии и методы организации игры.
- Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.
8. Этапы реализации проекта:
Этапы проведения | Работа по теме | Результат |
I этап (сентябрь) | 1.Изучение методической литературы:
2.Мониторинг детей. | 1. Программа «От рождения до школы под редакцией Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. |
II этап (октябрь-ноябрь) | 1. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми «Доктор Айболит», «Магазин», «Салон красоты», «Кухня». 2.Создать картотеку сюжетно-ролевых игр (Приложение 1). | 1. Центры сюжетно-ролевых игр.
2. Картотека сюжетно-ролевых игр. |
III этап (в течении года) | 1. Составление перспективного плана по формированию межличностных отношении. 2. Работа с детьми по перспективному плану.
|
|
IV этап (январь-февраль) | 1.Анкетирование родителей 2.Круглый стол для родителей «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей» (Приложение 2). 3.Оформление папки передвижки по формированию межличностных отношений дошкольников. 4. Составление консультационного материала для родителей: - “ Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей ”(Приложение 4). - Рекомендации для родителей (Приложение 6).
| 1.Анкеты. 2.Конспект образовательной деятельности. 3.Папка передвижка.
|
V этап (май) | 1. Контрольный мониторинг детей. 2. Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм. | 1. Аналитические справки по мониторингу. 2. Фотоальбом |
9. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
10. Форма самообразования: индивидуальная.
11. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме
- посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
- разработка модели образовательного процесса , отвечающего ФГОС;
- апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;
- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение результатов на заседании методического объединения.
12. Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете.
Введение
Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте
Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для исследователей (ученых) .
Сегодня происходит смена воспитательной парадигмы - на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.
В связи с устойчивой тенденцией демократизации педагогической системы появляется необходимость исследования психолого-педагогических предпосылок формирования умений межличностного общения на основе гуманного отношения у детей. Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены.
Сюжетно-ролевая игра - это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и воспитывающая одновременно. С точки зрения детей, ролевая игра- это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность- игра, мотив которой лежит в содержании деятельности, а не вне ее воспитательный характер игры дошкольниками не осознается. Также отметим воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив. В активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ребята, и это способствует самоутверждению в коллективе [1, с 15].
Ведущими в условиях детского сада являются сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Это, прежде всего, самодеятельные сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей. В них дети оговаривают общую тему игры (поиграем в больницу, в продавцов и т. п.) . В этих играх формируется воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности.
Для игр очень важна такая предметно-развивающая среда, которую дети могут легко, по своему желанию, трансформировать в зависимости от поворота сюжета игры.
Обсуждение с детьми различных ситуаций, возникающих в игре, характера общения между ее участниками выносить за рамки самой игры, чтобы не разрушать ее замысел. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представления. чувств, качеств детей, которые формировались в быту.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста, используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т.д.), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.).
Развитие сюжетно-ролевой игры
(концепция Н.Я. Михайленко)
Возраст детей | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации. |
3-4 года | Отдельные игровые действия, носящие игровой характер. | Роль осуществляется фактически, но не называется | Сюжет – цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый. |
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
1 этап
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей
группы, кто-то только с 1–2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.
По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей.
Примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными.
Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.
Наш детский сад работает по программе “От рождения до школы” Авторы этой программы основное внимание обращают на интеллектуальное развитие ребенка, на умение сотрудничать детей с друг с другом, но я обнаружила, что дети в большинстве случаев не могут сотрудничать и взаимодействовать между собой. Мной проводилось обследование сюжетно-ролевой игры во II младшей группе. Обследование проводилось по следующим компонентам игры: замысел, содержание, сюжет, ролевые действия, взаимодействия в игре и конечно же общение.
Обследование показало, что по уровню формирования межличностных отношений детей в игре некоторые дети оказались на низком уровне – 20% .
Причины:
1. Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность).
2. Отсутствие у ребенка потребности в общении.
Частые болезни ребенка.
Нерегулярное посещение детского сада.
Чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия для развития индивидуальности, необходимо уметь дифференцировать источники его трудностей.
Для определения сформированности межличностных отношении дошкольников использую в своей работе сюжетно-ролевые игры как для девочек, так и для мальчиков.
Сюжетно-ролевая игра «Строитель»
В игре участвуют мальчики и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, что таких не бывает»
Сюжетно-ролевая игра «Одень куклу»
В игре участвуют девочки и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек — платья, для мальчиков — костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом — три ботинка, но ни одного носка и т. д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.
Результаты 1 мониторинга
№ | Списочный состав группы | Соотнесение к подруппе |
1 | Беляков Максим | II |
2 | Быкова Ксения | I |
3 | Волкова Софья | III |
4 | Воронов Кирилл | IV |
5 | Данилов Александр | I |
6 | Душатина Карина | I |
7 | Зайнуллина Анелия | I |
8 | Зайнуллин Ильнур | IV |
9 | Косова Дарья | II |
10 | Кутлуев Урал | IV |
11 | Лиходед Элина | III |
12 | Никитин Никита | IV |
13 | Пестова Анна | IV |
14 | Петров Егор | IV |
15 | Плеханова Владлена | II |
16 | Покшубин Артем | IV |
17 | Харитонов Никита | III |
18 | Юрченко Матвей | III |
19 | Юсова Ульяна | IV |
20 | Юшин Дмитрий | IV |
Обозначение подгрупп
Первая подгруппа | Дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.) |
Вторая подгруппа | Дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений. |
Третья подгруппа | Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры. |
Четвертая подгруппа | Дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу. |
Однако какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.
2 этап
Разработанная в группе предметно-развивающая среда обеспечивает высокое качество дошкольного образования через гарантированную охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, способствование высоконравственному развитию и воспитанию детей. Как рекомендовано ФГОС ДО образовательная работа с детьми осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, позволяющей удовлетворить потребности воспитанников.
«Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая среда нужна, во- первых, для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка .
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру ребенок знакомиться с различными профессиями, развивает общение с детьми, учиться жить в коллективе. В группе в которой я работаю, хорошо продумана развивающая среда. Дети по желанию могут выбрать игру, найти себе партнеров, распределить роли и интересно играть. Развивающих игр много, но дети очень любят сюжетно-ролевые игры, здесь они раскрываются полностью, проявляя свой характер и порой не с лучшей стороны, всем хочется выполнять главную роль, а от этого зависит ход игры. И наблюдая за игрой детей вижу как они отражают реальную жизнь, которую видят, и так хочется сказать родителям, будьте осторожны в словах, поступках, когда вы под контролем детских глаз. И самое главное сюжетно-ролевая игра формирует межличностные отношения.
Мною оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Салон красоты», «Кухня», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
3 этап
За основу в своей работе беру программу «От рождения до школы» по редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой и т.д.. Работая по теме, сделала подборку сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет.(см. приложение 1)
Перед организацией сюжетно-ролевых игр, провожу предварительную работу.
Содержание предварительной работы:
- чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;
- рассматривание иллюстраций, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду;
- игры–упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.
Благодаря такой подготовке учу детей применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях. Чтобы сюжетно-ролевая игра принесла максимальную пользу в формировании межличностных отношений у детей, направляю сюжеты своих игр, таким образом, чтобы они:
- развивали у детей способности понимать состояние, настроение другого человека, формировать способы эмоционального содействия, оказывать помощь, сочувствовать.
Считаю, что для формирования позитивных межличностных отношений наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: "Салон красоты", с широким набором услуг, с появлением новых ролей: маникюрша, визажист, стилист, косметолог. "Поликлиника", «Супермаркет».
При организации таких игр также важно учитывать особенности современной социальной жизни детей. С каждым годом появляется всё больше новой техники (новые модели машин, бытовая техника , и пр.). В нашей речи появляются новые слова: планшет, айфон ; новые профессии: торговый представитель, менчендайзер, менеджер, полицейский, оператор, МЧС и др.
Перспективный план по сюжетно - ролевым играм.
Дата проведения | Тема | Задачи |
Сентябрь | Беседа: Кто это – строители? Чтение сказки «Три поросенка» Игра-упражнение «Стройка» с/р игра «Строим дом» | Раскрытие смысла деятельности строителя. Ознакомление с трудом взрослых. |
Октябрь | Экскурсия в прачечную. Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка». с/р игра «Большая стирка» | Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам, результату ее труда. |
Ноябрь | Экскурсия в процедурный кабинет Беседа: «Профессия-врач» с/р игра «Игрушки у врача» Игра ситуация “Процедурный кабинет” Игра – ситуация “У зубного врача” с/р игра «Поликлиника» | Развития умения применять полученные знания в коллективной творческой игре. Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Воспитание уважения к профессии врача. |
Декабрь | Беседа о предстоящем празднике «Новый Год» с/р игра «Встречаем новый год» | Развития умения применять полученные знания в коллективной творческой игре |
Январь | Театр Кукольный спектакль, инсценирование сказок «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Колобок». | Закрепление представлений детей о театре. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. |
Февраль | Рассматривание иллюстраций на тему «Семья». Чтение худ.произведения Н. Забилы «Ясочкин садик». с/р игра «Семья» с/р игра «Дочки - матери» | Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. |
Март | Игра-ситуация «Красивая стрижка» с/р игра «Салон красоты» с/р игра «Печем пирожки» | Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Воспитание уважения к профессии парикмахера |
Апрель | с/р игра «Собираемся на прогулку» Посещение кухни, мед.кабинет, музыкальный зал; беседа с повором, врачом, мед.сестрой об их работе. Чтение рассказов и стихов. с/р игра «Детский сад» | Закрепление знаний детей о работе воспитателя, няни, повара, мед.сестры и др.работников детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. |
Май | Игра – ситуация “В супермаркете” Игра – ситуация “Новые товары” | Ознакомление с трудом взрослых в продуктовом, овощном магазине. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду продавца книжного магазина, магазина игрушек, универмага. |
4 этап
Из бесед с детьми и родителями пришла к выводу: многие родители убеждены, что игра – самостоятельная деятельность и взрослым вообще не следует в неё вмешиваться. Главным средством развития игры они считают приобретение игрушек – ребёнок должен играть сам. Взрослые не всегда осознают, что для ребёнка любого возраста важно даже самое малое участие родителей в игре, важно чувствовать поддержку одобрение.
Наша задача – довести до родителей, что именно в игре определяется развитие личности ребенка и его сознания, развитие его психических процессов (мышления, воображения, восприятия, памяти, воли), зарождаются новые виды деятельности (трудовая и учебная). В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. По выражению отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности».
Составлен консультационный материал для родителей:
- “Игра в творчество”(Приложение 4).
- “Играем в сюжетные игры”.
- “Современные дети, современные игры” (Приложение 3).
- Консультации для родителей (Приложение 1).
5 этап
Результаты мониторинга
№ | Списочный состав группы | Соотнесение к подруппе |
1 | Беляков Максим | I |
2 | Быкова Ксения | I |
3 | Волкова Софья | III |
4 | Воронов Кирилл | I |
5 | Данилов Александр | I |
6 | Душатина Карина | I |
7 | Зайнуллина Анелия | I |
8 | Зайнуллин Ильнур | I |
9 | Косова Дарья | II |
10 | Кутлуев Урал | IV |
11 | Лиходед Элина | I |
12 | Никитин Никита | I |
13 | Пестова Анна | I |
14 | Петров Егор | I |
15 | Плеханова Владлена | II |
16 | Покшубин Артем | IV |
17 | Харитонов Никита | III |
18 | Юрченко Матвей | III |
19 | Юсова Ульяна | I |
20 | Юшин Дмитрий | I |
Первая подгруппа | Дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.) |
Вторая подгруппа | Дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений. |
Третья подгруппа | Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры. |
Четвертая подгруппа | Дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу. |
После проведенной работы в конце учебного года был проведен повторный мониторинг, сюжетно-ролевая игра «Строитель» и «Оденем куклу», который показал, что в группе нет больше отверженных и игнорируемых детей. Сравнивая результаты двух мониторингов (начальной и конечной), мы видим, что длительная сюжетно-ролевая игра явилась тем универсальным средством, с помощью которого дети смогли стать членами игрового коллектива, перестроить свои взаимоотношения со сверстниками. Богаче стал ролевой репертуар детей, возросла их инициатива. Шире стал и круг общения. Ребята научились адекватно оценивать поведения других детей и свое собственное. Мы заметили, что такие меры воздействия на детей, как порицание и наказание, исключение из деятельности, ведут к усугублению негативизма и скованности детей и потому педагогически нецелесообразны.
Таким образом, в игре происходит становление личности ребенка, поэтому её педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр. На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре , подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупателями, медицинским работникам надлежит проявлять сочувствие и доброжелательность по отношению к больному. Поэтому правила культурного поведения ввожу в ролевые требования как обязательный атрибут игры.
Важное место в моей работе занимает педагогическое воздействие на детский коллектив с целью изменения отношения сверстников к ребенку. Доброжелательность, доверие коллектива к ребенку поддерживают в нем чувство собственного достоинства, окрыляют его. Показателями эффективности данных педагогических воздействий может служить возрастание интереса ребенка к участию в коллективных играх, повышение индивидуального уровня игры, появление у него хороших друзей.
Работая с детьми в группе, создаю обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребенка. В результате такой работы дети стали более активны, свободнее вступают во взаимодействия, подключаются к уже играющим сверстникам, уверенны и самостоятельны в игре.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.
Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре – непременное условие коррекционной работы.
Литература:
1. Виноградова Т. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников [Текст] : практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова. -М. : Айрис-пресс, 2008.-128с.
2. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст].Дошкольное воспитание. -1995.-№10.-С 45-47.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду.- ред.Васильевой М.А.,М 2004г.
2. Воспитание с любовью и логикой. — Барнаул 1998 г.
3. Дошкольное воспитание — Журнал. — № 4-8, 1989 г.
4. Дошкольная педагогика — Журнал. — №4-5, 2004 г.
5. Дошкольная педагогика. — М., 2000. — Козлова С.А., Куликова Е.А.
6. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. — Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
7. Как развивать таланты ребёнка от рождения до 5 лет. Фридман Д. — М.: Центр «ПРО» 1995 г.
8. Н.В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...