Семинар-практикум для педагогов
консультация на тему

Мрига Светлана Александровна

Семинар-практикум для педагогов «Формы организации работы с родителями по защите прав детей дошкольного возраста». Продуктивность общения с родителями в немалой степени зависит от самого воспитателя, его личностных качеств, умения общаться с людьми. Поэтому на определенном этапе деятельности педагог может сам  оценить уровень своих личностных качеств и педагогических умений, важных в общении с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum_dlya_pedagogov.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Формы организации работы с родителями

по защите прав детей дошкольного возраста»

г. Нижневартовск

Формы организации работы с родителями

Заметим, что это непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Для ее решения необходимо создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначили, как доверительный деловой контакт (И.А.Карпенко, В.А.Петровский).

Для того чтобы воспитатели могли взаимодействовать с родителями, они должны быть подготовлены к этой деятельности. Предлагаем начать ее с самоанализа.

Организация самоанализа воспитателем 

В качестве первого шага на этом пути можно попросить  педагогов записать свои личные цели в отношении участия родителей. Полученное разнообразие ответов иллюстрирует различия в исходных намерениях, например:

  • «хочу, чтобы родители понимали, что я тут делаю с их детьми»;
  • «хочу, чтобы улучшились отношения детей моей группы с их родителями»;
  • «хочу, чтобы мне помогли – трудно все тащить на себе»;
  • «хочу помогать родителям в решении их проблем с детьми»;
  • «хочу, чтобы начальство от меня отстало» и т.д.

Очевидно, что наиболее оптимальной (ориентированной на интересы ребенка) является позиция воспитателя, названная здесь второй, ибо все остальные являются в той или иной степени «Я-центрированными» и не отражают установки на сотрудничество.

От анализа собственных установок, ценностных ориентацией во взаимодействии с родителями педагоги могут перейти к анализу конкретных особенностей собственного общения. Для этого  воспитателям могут быть  предложена анкета (Приложение № 1).

Продуктивность общения с родителями в немалой степени зависит от самого воспитателя, его личностных качеств, умения общаться с людьми. Поэтому на определенном этапе деятельности педагог может сам  оценить уровень своих личностных качеств и педагогических умений, важных в общении с родителями с помощью представленной ниже оценочной шкалы: «Шкала самооценки личностных качеств и педагогических умений, важных в общении с родителями» (Приложение № 2).

По окончании работы следует  проанализировать объективные и субъективные причины появления отрицательных результатов. Возможно,  что некоторые из них связаны с отсутствием у данного педагога психологической готовности к сотрудничеству, несформированностью коммуникативных навыков, негативными установками по отношению к отдельным родителям. Кроме того, необходимо оценить эффективное и неэффективное поведение педагога в конфликте с родителями.

1. Информирование воспитателей  о возможных формах их взаимодействия с родителями

Перечислим самые общие формы участия родителей в работе дошкольного учреждения:

  1. помощь родителей детскому саду в целом (сбор материалов для занятий с детьми, разработка содержания игротеки и т.п.);
  1. участие в ежедневной работе группы (родители остаются в период адаптации ребенка к детскому саду; помощь в повседневной  работе педагога с детьми; при проведении экскурсий, в театрализованной деятельности и т.п.);
  1. участие родителей в принятии решений (создание родительского комитета);
  1. общественная деятельность родителей (создание постоянного клуба для родителей; приглашение лекторов по интересующим вопросам – не обязательно по проблемам детей или работы детского сада).

При организации расширенного участия родителей в работе дошкольного образовательного учреждения его руководители и воспитатели должны отдавать себе отчет в том, что ведущая роль в этом процессе и инициатива (по крайней мере, на первых порах) принадлежит именно им.

Поэтому особое значение имеет готовность и способность  коллектива детского сада устанавливать психологический контакт с теми родителями, которые обращаются за помощью. Нередко именно эти родители оказываются в дальнейшем наиболее активными сторонниками расширенного взаимодействия с детским садом.

Психолого-педагогическое проектирование на тему «Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка» можно осуществить следующим образом:

План обсуждения темы.

  1. Назовите причины, которые, с Вашей точки зрения, препятствуют защите прав ребенка в семье?
  1. Под влиянием каких факторов (информации, внушения, наказания в форме юридической ответственности и т.д.)  родители   способны  осознать необходимость изменения своего поведения?
  1. Какую связь Вы видите между уважением прав маленького ребенка и обретением им чувства собственного достоинства?
  1. Почему собственническое отношение родителей к своему ребенку приводит к тирании?
  1. Согласны ли Вы с мнением многих ученых по поводу того, что только любовь к детям может заставить родителей доходить до чисто человеческого понимания собственной воспитательной обязанности?

Правила общения педагогов с родителями:

  1.  Избегайте скоропалительных решений – поскольку родитель, обращающийся за помощью, возлагает на вас роль эксперта, вы рискуете оказаться единственным ответственным за решение поставленной проблемы (в то время как очевидно оптимальным было бы ее решение в результате совместных усилий);
  1.  Вслушивайтесь в то, что говорится – нередко родителю бывает необходимо просто «выговориться», поэтому важно убедить собеседника, что вы понимаете то, что он говорит («если я не ошибаюсь, вы считаете, что…»), а не навязывать свое мнение («у вас явно проблема с…»);
  1.  Обговаривайте любое предложение – простые фразы «я предлагаю вам…» или «сделайте то-то…» обычно оказываются бесполезными, поскольку следует обговорить несколько возможных вариантов решения проблемы, предоставив выбор самому родителю;
  1.  Соблюдайте конфиденциальность – даже не оговаривая это особо, родитель, как правило, ожидает, что обсуждение волнующих его вопросов, останется в тайне.

                Однако есть ситуации, когда родитель делится информацией, которая не согласуется с этическими принципами, которых вы придерживаетесь как воспитатель (например, о систематическом применении к ребенку физических наказаний). В этом случае  лучше напрямую сказать: «Если вы мне расскажете больше о…,  то мне придется поставить в известность… . Решайте – продолжать вам или нет»;

  1.  Реально оценивайте свои возможности – безответственно побуждать других людей делиться своими трудностями, если у вас нет ни времени, ни умений помочь;
  1.  Помните, что это не ваша проблема – для действенной помощи другому человеку требуется умелое балансирование между тем, чтобы отдавать свою заботу, время и усилия, и тем, чтобы сохранять беспристрастность, не нести ответственности и бремени проблем другого человека. Можно помочь найти выход из затруднений, но только сами просящие о помощи в состоянии решить свои проблемы до конца.

2. Изучение семьи[1]1

Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения воспитателем семейной микросреды.

Для этого ученые рекомендуют традиционные методы : наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методы, изучение продуктов детской деятельности и др.)

Изучению семьи способствует ее посещение, беседы с родителями и детьми, наблюдения за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.

  В процессе наблюдения  педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму («мягкая», «жесткая»), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы.

Следует также оценить эмоциональную окраску общения: громкость, тон голоса родителей (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки.

 Особое внимание  следует обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.)

Эффективным являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение.

Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Содержательную информацию о психологическом климате семьи педагог можете получить также из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек», «Самый добрый человек».

При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи (полный, уменьшенный, увеличенный). Отметить расположение и последовательность рисования членов семьи, особенности нарисованных фигур, время рисования, спонтанные реакции детей и др. (См. подробнее интерпретацию рисунков в книге «Общая психодиагностика» под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987, с. 206221.)

Для изучения семьи педагог также может воспользоваться проективными методиками.  Например, можно предложить  своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:

1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?

2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?

3. Ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты потерял (а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

5. У тебя болит зуб и ты должен (должна) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?

Распространенными методами изучения семейной микросреды дошкольников являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей: Тест «Какой Вы родитель?» (Приложение № 3).

После того, как педагоги установят доверительный деловой контакт с родителями, становится возможным решение первой задачи по профилактике жестокого обращения с детьми   трансляции родителям положительного образа ребенка.

Трансляция положительного образа ребенка.  

Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточиваясь лишь на негативных проявлениях. Это может усиливаться тревожными ожиданиями родителя в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому демонстрация воспитателем своего, безусловно, доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителя каждого ребенка, показать и рассказать, чему ребенок научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность являются важнейшими основаниями в построении доверительных отношений между воспитателем и родителем.

Такая работа является отражением общих гуманистических установок в общении взрослого с ребенком. Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя,  реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка. Каковы же характерные черты подобного стиля общения воспитателя с детьми? Это:

  1.  Признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;
  1.  Индивидуальный подход, т.е. координация своих требований с задачей обеспечения наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;
  1.  Использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;
  1.  Широкий спектр используемых тактик общения (создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, динамика стилей общения);
  1.  Определенная личностная позиция воспитателя, а именно – стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Работа воспитателя по коррекции детско-родительских отношений

Решение этой задачи предполагает трансляцию родителям знаний, которые не могут быть получены ими в семье. Это касается как дополнительной информации о собственном ребенке (как общается со сверстниками, какие трудности испытывает во время учебных занятий и т.п.), так и – в большей степени – общей информации психолого-педагогического профиля. Последняя, может быть транслирована родителям в форме бесед на родительских собраниях. Некоторые возможные темы и краткое содержание подобных бесед приводятся ниже.

Типы родительской любви

Родители составляют первую общественную среду ребенка. По мере взросления ребенка родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, психологического мира человека. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Казалось бы, излишне говорить об этом. Однако каждый, работающий с детьми и родителями, знает, сколь нередки высказывания типа «нет, не такого ребенка мы хотели иметь», «я ему все отдаю, а он не ценит», «не знаю, в кого он такой уродился» и пр. За этими фразами – внутреннее непринятие своего ребенка, эмоциональный дефицит в отношениях с ним.

Многие родители считают, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, что это ведет к избалованности, эгоизму и пр. Но это не совсем так. Любовь, которая реализуется не через многочисленные материальные блага и затраты, а через повседневное поддержание и сохранение эмоционального контакта с ребенком есть то универсальное требование к воспитанию, которое применимо ко всем родителям детей любого возраста. Основой для сохранения этого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским проблемам и делам, желание понимать и слушать маленького человека.

Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С.Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.

  1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания при этом такова: «хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Она включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.
  1. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: “смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним”. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием душевного мира ребенка, с неумением помочь ему в его проблемах.
  1. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Такой стиль характерен признанием действительных (но часто – мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители склоняются к чрезмерной его опеке, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.
  1. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: «нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен  и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т.п. Неблагополучие ребенка признается его правом, при условии реального невмешательства родителей в дела ребенка, плохим знанием его переживаний и внутреннего мира.
  1. Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Такое отношение встречается достаточно редко, его формула такова: «Ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.
  1. Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». В общении с ребенком родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». В воспитании характерно признание своего бессилия как родителя и переадресация ответственности специалистам для «исправления».
  1. Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!». Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. При этом при внутренней убежденности, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.
  1. Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы «издали следят» за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв «оградить нас от этого чудовища».

          Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако данный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей.

Искусство быть родителем

Рассмотрим исходные принципы, лежащие в основе родительского мастерства. Каковы же те базовые родительские установки, которые позволяют реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком?

Психологи выделяют их несколько:

  1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.
  1. Ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  1. Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.\
  1. Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
  1. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. В лучшее, что в нем еще будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Именно эти пять принципов отношения к ребенку определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности ребенка.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Владимир Леви

Наказывая, подумай:  «Зачем?!»

7 правил для всех

      1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать...

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой "профилактики", никаких наказаний "на всякий случай"!

3. За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!

Наказание - не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил» стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

5. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание содействует только в обратную сторону!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен, не гнева нашего, а нашего огорчения...

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.

Приложение № 1

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Цель: анализ установок, ценностных ориентаций педагогов во взаимодействии с родителями.

1. Оцените интенсивность Вашего общения с родителями.

  1. общаемся постоянно
  1. общаемся эпизодически, нерегулярно
  1. почти не общаемся

2. Перечислите наиболее типичные случаи Вашего обращения к родителям.

  1. изучение особенностей семейного воспитания;
  1. необходимость согласования с родителями воспитательных воздействий или решения образовательных задач;
  1. установление доверительных партнерских отношений;
  1. организационные вопросы (оплата детского сада, организация утренников и т.п.)

3. Какие качества, по Вашему мнению, способствуют установлению контакта с родителями? _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите главные достоинства и недостатки родителей детей своей группы. Какими бы Вы хотели их видеть? Справедливы ли Вы к ним?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каким, на Ваш взгляд, должно быть сотрудничество родителей и воспитателей?

  1. родители должны в точности следовать советам воспитателей;
  1. желательно, чтобы  родители и воспитатель учитывали точки зрения друг друга;
  1. родители могут и должны воспитывать своего ребенка так, как только они считают нужным.

Приложение № 2

Шкала самооценки личностных качеств и педагогических умений,

важных в общении с родителями

Перечень качеств, умений

Степень выраженности отметить знаком + в соответствующей графе

Очень высокая

Высокая        

Достаточно высокая

Слабая

Отсутствует

1. Гуманность, доброжелательность, отзывчивость

2. Педагогический такт

3. Склонность к эмпатии

4.Психологическая наблюдательность

5. Общительность, открытость

6. Стрессоустойчивость, выдержка

 7. Инициативность, оптимизм

8. Рефлексивность

9.Социально-психологическая готовность к сотрудничеству с родителями

10. Умение легко и быстро устанавливать контакт с людьми

11. Умение располагать к себе людей, вызывать понимание и сопереживание

12. Умение понять конкретного родителя.

13. Умение создавать атмосферу доверительности и взаимопонимания в обаянии с родителями

14. Умение проявлять гибкость в общении

15. Умение убеждать

16. Умение слушать родителей

17. Умение осуществлять индивидуаль-ный подход в общении с родителями

18. Умение саморегуляции своих эмоциональных состояний, поведения

19. Владение речью

21. Умение верно оценить свое общение с родителями, наметить пути преодоления трудностей и непонимания во взаимодействии с семьей

Приложение № 3

ТЕСТ: «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?»

Инструкция. Какой Вы родитель? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми:

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?  

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.         

1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.  

1

4. И в кого ты только такой уродился?!        

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!        

1

6. Ну на кого ты похож(а)?  

2

7. Я в твои годы!                        

2

8. Ты моя опора и помощник(ца).      

1

1 9. Ну что за друзья у тебя?

2

10. О чем ты только думаешь?!

2

11. Какая (какой) ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети, как дети, а ты ....

2

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!

1

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше  Вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Проективная методика

для изучения семьи

Предложить  своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:

1. У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?

2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?

3. Ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты потерял (а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

5. У тебя болит зуб и ты должен (должна) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?


[1]1 По Е. Гутковской «Современные подходы к проблеме взаимодействия детского сада и семьи». Ж., «Пралеска», №4-5, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....