Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ
презентация к занятию (подготовительная группа) на тему

Люфт Елена Юрьевна

Обобщение опыта по использованию ИКТ в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ДОУ.

        Определяя цель современного дошкольного образования как обеспечение педагогической поддержки каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания, мы сформулировали основную задачу дошкольного учреждения – это качественная подготовка каждого ребенка к обучению в школе.

        Концепция непрерывного образования, одобренная и утвержденная Федеральным координационным советом Министерства образования РФ в 2003г., рассматривает преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом как одно из условий непрерывного образования ребенка и определяет ее степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания.

        Мы считаем, что одним из самых эффективных средств развития личности ребенка и, в частности, качественной подготовки его к школьному обучению, являются информационные (компьютерные) технологии.

        В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации является разработка метода введения информационных компьютерных технологий в систему дидактики детского образовательного учреждения как средства обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса        

                Важно, чтобы проблема формирования информационных представлений у детей дошкольного возраста решалась с учетом психологических, физиологических и интеллектуальных возможностей детей.

        Современные исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-6 лет. Как известно, этот возраст совпадает с периодом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

        Приоритетным направлением работы нашего детского сада является познавательно-речевое развитие детей. Практика применения информационных  технологий в развитии данного направления,  по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, демонстрирует ряд преимуществ:

-Информация на экране компьютера предоставляется в игровой форме и, соответственно, вызывает у детей огромный интерес к деятельности.

-Информация носит образный характер, понятный дошкольникам, даже тем, кто пока не умеет читать.

-Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

-Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Существующая система развивающих компьютерных игровых программ  в нашем учреждении обеспечивает:

 - развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления, памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (синтез, обобщение, классификация, сравнение, анализ и пр.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы и пр.), формирование предметных знаний, умений, навыков;

- развитие мотивационной сферы: формирование потребностей в знаниях, в познании природы, общества, человека;

- развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;

- развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой;

- развитие операциональных навыков: овладение «мышью», клавиатурой;

- формирование предпосылок учебной деятельности: учить осознавать цели; выбирать системы действий для достижения цели; оценивать результаты своей деятельности.

        Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Компьютер не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Компьютерные игры имеют большое значение для развития моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, так как в игровых программах всегда задействована ведущая рука при нажатии на клавиши мыши или клавиатуры. Эти движения руки вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движением нужной клавиши (т.е. руки) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий развивается необходимая зрительно-моторная координация. В случае затруднений можно помочь детям, вводя дополнительные подсказки для запоминания правил действия той или иной клавиши. Можно также ускорить или замедлить движение изображения на экране, чтобы облегчить (или затруднить) детям восприятие направления движения.

Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса, но и возможность регулировать задачи по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к обучению – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Ребенок начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению в школе.

В компьютерных играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, т.е. понимание наличия нескольких уровней реальности окружающего нас мира: это  реальные предметы, картинки и схемы, это слова, и наконец, это наши мысли. «Знаковая функция сознания» лежит в основе возможности мыслить без опоры на внешние предметы. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана на внутренний.

Старшим дошкольникам трудно сосредоточиться на чем-то однообразном, их внимание непроизвольно, но в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. Таким образом, компьютерные развивающие программы помогают сформировать у старших дошкольников произвольное внимание.

Внимание находится в тесной взаимосвязи с памятью ребенка, которая у дошкольника непосредственная, непроизвольная. Развитию произвольности в запоминании способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.

Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Достижения детей не остаются незамеченными ими самими и окружающими, дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие и малообщительные начинают активно делиться своими впечатлениями, достижениями в овладении компьютерным миром. Компьютер помогает окружающим увидеть детей с новой стороны – более самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Применение ИКТ:

опосредованное

непосредственное

Интернет

Ведение документации        

Использование развивающих компьютерных программ

Использование мультимедийных презентаций

        В нашей группе во время непосредственной образовательной деятельности используются мультимедийные  презентации.

        Данная работа организуются по подгруппам (8-10 человек) 1 раз в неделю в первой половине дня, продолжительность которой составляет 25 мин., причем работа на компьютере  - не более 15 мин. Эти нормативы регламентируются «Гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

        Каждая непосредственно образовательная деятельность  структурно разделена на три части: подготовительная, основная, послекомпьютерная.

Основная задача педагога на подготовительном этапе — в умело созданной проблемной ситуации вызвать желание думать, анализировать, изобретать, познавать, сформировать интеллектуальную готовность к работе с компьютером. Для этого используются разнообразные дидактические игры, развивающие игровые задания, беседы по определенной тематике, рассматривание иллюстраций, чтение небольших художественных произведений, загадывание загадок и т.д.

        На этапе самостоятельной работы за компьютером (основной этап) организуется деятельность в игровой ситуации.

        На послекомпьютерном этапе необходимо помочь детям физически разрядиться,  снять зрительное напряжение (используется гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений проводятся смена деятельности, физкульминутки,  расслабление под музыку.

        В целях оптимизации педагогического процесса и для достижения качественных результатов мы используем методы и приемы развивающего обучения (МРО). Например:

Проблемная ситуация – педагог создает проблемную ситуацию для активизации познавательной деятельности детей.

Метод нарочитой ошибки – педагог сознательно допускает ошибку в объяснении материала, в способе действий, здесь важное условие – детям материал (правила, алгоритм действий) известен.

Опорные схемы (сигналы) – карточки со схематичным изображением последовательности действий (алгоритм).

Эксперимент - здесь обучение является результатом активного исследования, открытия.

Ребенок в роли «Учителя» - в роли объясняющего выступает ребенок, опираясь на сформированные умения и навыки.

Эвристическая беседа - с помощью умелой постановки вопросов педагога, дети, благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению, подводятся к приобретению новых знаний.

«Наведение» - создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ребенка)

«Социализация» - всё, что сделано должно быть обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены)

«Рефлексия» - осознание, осмысление своих действий, результатов деятельности.

«Афиширование» — вывешивание «произведений» - работ детей (рисунков, схем).

При составлении учебно-тематического плана работы с детьми, планируя и распределяя содержание материала, мы учитывали ряд требований:

-психофизиологические особенности дошкольников,

-психологическую готовность к обучению в школе (эмоциональную, социальную и интеллектуальную),

-требования Государственного стандарта.

        При грамотном подборе и использовании обучающих и развивающих компьютерных игр у старших дошкольников успешно развиваются:

восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;

познавательная мотивация, произвольная память и внимание;

“знаковая функция сознания”;

умение построить план действий, принять и выполнить задание,

        Компьютерные игры помогают детям лучше усваивать знания и стимулируют приобретение новых, являются своеобразным, но точным диагностическим средством; выявляют пробелы в тех или иных видах деятельности; обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.

 Средствами   ИКТ    нашей группе являются:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Интерактивная доска

Хотелось бы более подробно остановиться на преимуществах использования интерактивной доски в организации педпроцесса.

Преимущества интерактивной доски

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет нам усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Интерактивные средства обучения оказывают огромную помощь при проведении  диагностики развития детей таких как:

  • Развитие внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Речи
  • Личности
  • Навыки учебной деятельности

Исходя из опыта работы, мы для себя сделали вывод, что у старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Поэтому использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

  Так же использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

  Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Проведение непосредственной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски  в детском саду может выполнять следующие задачи:

  • обучать детей при помощи новейших образовательных технологий;
  • служить развлекательным и игровым центром;
  • в ней может выполняться максимально широкий круг образовательных и развлекательных задач;
  • обладать максимальным удобством работы, как для детей, так и для преподавателей;
  • знакомить детей с возможностями и навыками компьютерных технологий.

Примеры использования интерактивной доски

Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедийных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Разнообразие способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы. Её можно  использовать  в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской. Самый простой способ использования интерактивной доски воспитателем- демонстрация готовых презентаций.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски:

  • Начальные знания устройства компьютера
  • Работа в программах: Word, PowerPoint
  • Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

А так же средства ИКТ мы используем при:

1. подборе иллюстративного материала к непосредственно образовательной деятельности и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2.подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3.обмене опытом, знакомстве с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4.оформлении групповой документации, отчетов, так как компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5.создании презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

        При подборе компьютерных программ мы соблюдаем определенные требования:

  • исследовательский характер;
  • легкость для самостоятельных занятий детей;
  • развитие широкого спектра навыков и представлений;
  • возрастное соответствие;
  • занимательность.

Классификация, выбираемых нами  программ:

  • развитие воображения, мышления, памяти;
  • простейшие графические редакторы;
  • игры-путешествия;
  • обучение чтению, математике;
  • использование мультимедийных презентаций.

Ошибки, возникающие при использовании ИКТ:

  • недостаточная методическая подготовленность педагога;
  • неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
  • бесплановость, случайность применения ИКТ;
  • перегруженность занятия демонстрацией.

ЛИТЕРАТУРА

«Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: Санитарные правила и нормы, М., Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора России, 2003.

Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании», М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Давыдов В.В. «Телрия развивающего обучения», М., 1996.

Могилева В.Н. «Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером», М., ИЦ Академия, 2007.

Новоселова С.Л., Петку Г.П. «Компьютерный мир дошкольника», М., Новая школа, 1997.

Первин Ю.А. «Компьютерная смекалка», М., Дрофа, 1995.

Смирнов А.В. «Технические средства в обучении и воспитании детей», М., ИЦ Академия, 2005

Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников», Спб., КАРО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативные (ИКТ), технологий в совместной деятельности с детьми по теме “Масленая неделя”

Использование здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативные (ИКТ), технологий в  совместной деятельности с детьми  по теме “Масленая неделя”...

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе с использованием личностно-ориентированных, игровых, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий. Тема: «Чудесный мешочек»

Цель занятия: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.Дидактические задачи:1.Обогощать в играх чувственный опыт детей.2. Развивать внимание, зрительную память и тактильные ощущения.3.За...

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....