«Повышение качества и эффективности образования воспитанников путем развития умений и навыков игровой деятельности».
статья по теме
Предварительный просмотр:
1.
2. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В дошкольном детстве именно через игру ребенок познает окружающий мир, вносит творчески идеи, реализует потребность в общении и всестороннем личностном развитии. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий ребенка. Введение тщательно продуманной игровой ситуации в образовательный процесс помогает не только сконцентрировать внимание детей, но и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Игровая ситуация не самоценна при построении образовательного процесса, она выступает как способ организации детей в совместной деятельности с педагогом. На сегодняшний день теория игры складывается из понимания того, что игра является уникальной формой обучения, которая близка детям. Она позволяет сделать интересными и увлекательным процесс овладения знаниями на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Таким образом, игровые технологии на сегодняшний день являются активными формами обучения.
3. Выделила противоречие между существующей потребностью в повышение качества образования дошкольников и недостаточностью использования игровых технологий образовательном процессе. Выделенное противоречие указывают на проблему: использование каких игровых технологий будет способствовать эффективности и качеству подготовки детей дошкольного возраста.
4. Поставила цель: целостное развитие личности дошкольника через реализацию игровых технологий в условиях ДОУ. Реализация цели возможная при решении следующих задач:
1.Разработать и апробировать технологию целостного развития дошкольников на основе интеграции различных игровых технологий.
2.Отобрать эффективные игровые приемы и методы работы, направленные на улучшение качества речевого, физического и познавательного развития дошкольников.
3.Создать в ДОУ соответствующую предметно-развивающую среду, способствующую активизации речевой, двигательной и познавательной активности детей.
4.Повысить уровень качества образования и эффективности воспитательно-образовательной работы;
5.Обеспечить равные стартовые возможности для всех детей; успешную подготовку их к обучению в условиях массовой школы; социализацию личности ребенка.
5. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к деятельности. Преимущества игровых технологий состоят и в том, что они могут применяться не только на занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателем вне занятий, и в самостоятельной деятельности детей. Игровая технология призвана решить такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормы в поведения, самопознание в процессе игры;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.
Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А. Шмакову):
- Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
- Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).
- Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состоятельность, конкуренция («эмоциональное напряжение»).
- Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры; логическую и временную последовательность её развития.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические.
Важнейшие типы игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. В образовательном процессе использовала методики и технологии, адекватные возрастным особенностям детей, применяла разнообразный игровой материал, использовала мультимедийные возможности.
Работу по внедрению игровых технологий в образовательный процесс осуществляла в 3 направлениях.
1. Работа с родителями.
2. Создание игровой среды;
3. Использование игровых технологий
В НОД использовала различные формы взаимодействия с детьми. Особое место в работе отводила конкретным способам деятельности, применению приобретённых универсальных действий в реальных жизненных моментах. С этой целью в работе использовала метод «моделирования ситуаций». В совместной и самостоятельной деятельности использовала как дидактические, таки сюжетно-ролевые и подвижные игры. В 2013 году внедрила игровые упражнения с использованием интерактивной доски.
Проведя мониторинг освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» получила следующие результаты: 2009-2010 уч.год – качество образования 45%, 2010-2011 уч.год – качество образования 60%, 2011-2012 уч. год – качество образования 80%, 2012-2013 уч. год – качество образования 100%. Динамика составила +65%.
В 2011-2012 уч. году и в 2012-2013 уч.году провела мониторинг развития интегративных качеств. Динамика составила +25%. Итак, игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности, происходит целостное развитие личности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Методические объединения дошкольного учреждения как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса»
Одной из эффективных форм системы непрерывного образования воспитателей являются заседания методического объединения педагогов нашего ДОУ. Методические объединения педагогов планируются в течени...
Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности
Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности ...
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».
Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"...
Статья "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет"
Статья "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет"...
Использование образовательных проектов, способствующих повышению качества и эффективности образования в условиях сельского ДОУ
Предлагаемая к просмотру презентация направлена на раскрытие таких задач, как: создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста; создание условий для реализации потребности ...
Использование учебного пособия "TinkiLinki" как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса на занятиях по английскому языку в старшем дошкольном возрасте
Использование учебного пособия "TinkiLinki" как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса на занятиях по английскому языку в старшем дошкольном возрасте...
Презентация "Деловая игра как одна из форм повышения качества и эффективности образовательного процесса"
Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений.Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче з...