Презентация "Деловая игра как одна из форм повышения качества и эффективности образовательного процесса"
презентация
Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений.
Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Одним из активных методов обучения является деловая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.pptx | 289.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия..., отличаются мобильностью…, способны к сотрудничеству…, обладают чувством ответственности за судьбу страны…, ее социально-экономическое процветание». «Концепция модернизации российского образования»
Профессиональные качества современного педагога четкое видение современных задач образования; ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; потребность и способность поддерживать процесс личностного становления детей; способность проявлять гуманную педагогическую позицию; умение заботится об экологии детства, сохранение духовного и физического здоровья; умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающуюся среду; умение осуществлять педагогическую деятельность по внедрению новых подходов и современных технологий воспитания и обучения детей, придавая им личностно-смысловую направленность; способность к самообразованию и личностному росту.
Задачи повышение уровня психолого-педагогической культуры воспитателей; формирование новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта: организация процесса самопознания и рефлексии; профилактика «синдрома эмоционального выгорания»; формирование мировоззренческих и деятельностных основ личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса; формирование у педагогов мотивации достижений; развитие профессиональной инициативы и творческого потенциала личности педагогов.
Активные методы обучения Система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности. С. Тюлина
Особенности активных методов обучения групповая форма организации работы участников учебного процесса; использование деятельностного подхода к обучению; практическая направленность деятельности участников учебного процесса; игровой и творческий характер обучения; интерактивность учебного процесса; включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога; использование знаний и опыта обучающихся; задействование в процессе обучения всех органов чувств; рефлексия процесса обучения его участниками.
Аквариум Анализ высказываний детей, рисунков или поделок и т.д. Аукцион педагогических идей Большой круг Вечера вопросов и ответов Дебаты Дискуссия Диспут Игровое моделирование Имитация конкретной ситуации Интеллектуальные, деловые и творческие развивающие игры Квик-настройка Коллективная творческая деятельность Консультирование Круглый стол Метод «кейсов» Метод « модерации » Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» Методические посиделки Методический диалог Методический мост Методический ринг Мозговой штурм Обсуждение двух противоположных точек зрения Педагогическая викторина Педагогический КВН Проектная деятельность Работа с инструктивными документами Педагогические кроссворды Семинары – теоретический, проблемный, семинар-практикум, семинар-брифинг, семинар-практикум. Творческие микрогруппы . Технология Открытого Пространства (ТОП) Тренинги Экспресс-тестирование
Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения педагогов.
ПЕДАГОГИ кто пришел в юбке; у кого короткая стрижка; кто испытывает трудности в планировании своей деятельности; кто любит золотые украшения; кто не знает, как составлять конспекты занятий; у кого двое детей; кто иногда опаздывает на работу; у кого ничего не болит; кто не знает, как общаться с родителями; кто любит играть роли. ДЕТИ у кого дома есть собака; у кого короткая стрижка; кто любит мороженое; кто помогает маме мыть посуду; кто любит танцевать; у кого есть старший брат, сестра; кто не любит чистить зубы; у кого ничего не болит; кто любит играть в конструктор. РОДИТЕЛИ кто пришел в юбке; у кого короткая стрижка; кто читает детям сказки перед сном; кто любит золотые украшения; кто не знает, как играть с детьми; у кого двое детей; кто иногда опаздывает на работу; у кого ничего не болит; кто не знает, что любит его ребенок; кто любит играть роли. «Поменяйтесь местами» Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга, вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой. Признаки могут быть такими:
Деловая игра Деловая игра – метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. К.Ю. Белая
ЭТАПЫ создание проекта; описание последовательности действий; описание организации проведения игры; составление задания для участников ; подготовка оборудования. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ знакомство с реальной ситуацией; построение имитационной и игровой моделей; формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре; создание игровой проблемной ситуации; вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала; решение проблемы; обсуждение и проверка полученных результатов; корректировка; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы .
Методика организации определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов; определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия; составление плана; предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы. Методика проведения педагоги знакомятся с проблемой, ситуационной задачей; вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом; организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы; подводятся итоги обсуждения.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ИНТЕРВЬЮ НА «ГОРЯЧУЮ» ТЕМУ» Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах применения технологии моделирования в речевом развитии дошкольников. Задачи: 1. Закреплять теоретические знания педагогов по темам «Речевое развитие» и «Использование схем и моделей в обучении дошкольников связной речи». 2. Развивать аналитические, конструктивные и коммуникативные умения педагогов. 3. Способствовать благоприятной адаптации молодых педагогов, созданию и сохранению в коллективе атмосферы творчества.
Деловая игра « Педагогический ринг» Ход игры Разминка для капитанов. Решение педагогических задач Характеристика наглядного материала по математике в соответствии с педагогическими требованиями. Алгоритм объяснения нового материала по определенной теме. Решение педагогических задач Математический кроссворд
Деловая игра «Аукцион педагогических идей» 1. Выступление по теме «Оптимальные пути совместной работы учителя-логопеда и воспитателей» 2 . Презентация «Формы взаимодействия с воспитателями» 3. Деловая игра «Аукцион педагогических идей »: Лот № 1 : жемчужина « Артикуляционная гимнастика». Лот № 2: жемчужина «Правильное дыхание ». Лот № 3: жемчужина « Конспекты занятий ». Лот № 4: жемчужина «Пальчиковая гимнастика».
Деловая игра «Мозговой штурм: Тема «Экологическое воспитание в ДОУ» Вопросы к деловой игре 1. Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова? 2. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста? 3. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей… » 4. На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании, детей на воспитателе, который, не ограничиваясь занятиями, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей или родителях? 5. Какова роль педагога в экологическом воспитании дошкольников? 6. Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения детьми экологических знаний? 7. Попробуйте дать краткую характеристику предложенной Вам программы экологического воспитания дошкольников. 8. Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в занятия по физкультуре, музыке, в занятия познавательного цикла.
Деловая игра « Интеллектуальный пробег» Выступление педагога-психолога Станция «Теоретическая ». Кроссворд . Педагогические ситуации. Основные направления работы по социализации дошкольников. Станция « Практическая». « Методическая копилка» Практическая работа «Коллаж» Рефлексия , подведение итогов
Деловая игра «Звездный час» Игра-приветствие. Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю». Игра «Ручеек». Игра «Назови команду». Вопросы командам. Разбери ситуацию. Составление плана–конспекта занятия. Упражнение «Дружественная ладошка». Рефлексия «Цветок настроения».
Деловая игра «Знатоки ФГОС» Вопрос № 4 Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС? а) 4 б) 5 в) 10 Вопрос № 5 Образовательные области: а) Социально-коммуникативное развитие б) Познавательное развитие в) Речевое развитие г) Художественно-эстетическое развитие д ) Физическое развитие К какой области относится развитие эмоционального интеллекта? К какой области относится знакомство с книжной культурой? К какой образовательной области относится развитие сопереживания персонажам художественных произведений? К какой образовательной области относится формирование представлений о социокультурных ценностях нашего города? Вопрос № 6 Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений: а) 80 % и 20 % б) 60 % и 40 % в) 50 % и 50 %
Деловая игра «Своя игра» Темы 1 тур Семья Документы Педагогические технологии ИКТ СанПиН ФГОС Охрана труда 2 тур Педагогика Психология Программы Ученые 3 тур ООП ДОУ ПРС НОД
Вопросы первого тура Тема Стоимость вопроса Содержание вопроса Ответ Семья 100 Этот документ регулирует права и обязанности администрации ДОО и семьи воспитанников Договор с родителями Семья 200 Кем является семья в системе образования? Участники Семья 800 Эта форма взаимодействия с семьями воспитанников является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги могут получить знания и развить свои умения для дальнейшего объединения усилий и обеспечения детям комфорта, интересной и содержательной жизни в детском саду. Семейный клуб Документы 100 Данный документ нацелен на обеспечение детям счастливого детства и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами. Декларация прав ребенка
Педсовет – деловая игра наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический коллектив; имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры; реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников; соблюдение игровых правил и условий; наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности.
Формы организации и проведения педсовета Педсовет — деловая игра; Педсовет – конференция; Педсовет – круглый стол; Педсовет – дискуссия; Педсовет – диспут; Педсовет – научно-практическая конференция.
Педагогический совет «Развитие у детей конструктивных навыков в образовательной области «Познание». Раздел «Конструирование ». План проведения: Выполнение решений предыдущего педсовета. Вступительное слово «Развитие конструктивных навыков детей по программе Развитие+ ». Деловая игра «Педагогический пробег». 1 станция: «Информационная». Каждой команде предлагается выполнить 3 задания. 2 станция: «Практическая». Домашнее задание: одна команда готовит фрагмент занятия, другая проводит его анализ: определить, какому возрасту соответствуют программные задачи, назвать положительные и отрицательные стороны проведения занятия. 3 станция: «Аналитическая». Аналитическая справка по тематической проверке (диагностика детей, результаты, анализ планов, анализ результатов тестирование педагогов, анализ анкет родителей). Аналитическая справка по результатам конкурса «Лучший центр «Конструирования» 4 станция: «Практическая». Командам предлагается план-конспект занятия по конструированию у дошкольников 5 станция: « Развлекалочка ». Информация о досуговой деятельности с использованием конструирования. Дискуссия. Возможна ли, на Ваш взгляд, организация досуговой деятельности в ДОУ с использованием игр по конструированию? Какие формы проведения праздников с использованием игр по конструированию вы могли бы предложить для дальнейшей работы? Возможно ли проведение музыкальных праздников при интеграции с конструированием? 6 станция: « Игралочка ». Командам предлагается выбрать по «черному ящику», в которых лежат планы, наглядные модели. Задание командам: придумать 4 и более способов использования этих моделей для постройки. Подведение итогов деловой игры. Слово жюри. Станция «Конечная». Решение педагогического совета.
Педагогический совет «Формирование элементарных математических представлений дошкольников» Повестка дня: Деловая игра «Бросай-ка»: Презентация «Особенности формирования элементарных математических представлений в разных возрастных группах». Обзор литературы по данной теме. Результаты тематического контроля Игровые задания Станция «Узнай-ка ». Теоретические знания по вопросам РЭМП. Презентация « Особенности формирования элементарных математических представлений в разных возрастных группах». Станция «Отвечай-ка ». Раскрыть понятие «РЭМП» Станция « Угадай-ка» Представить основные задачи своей возрастной группы в разделе « РЭМП ». Станция « Мудрил-ка » Выступление старшего воспитателя по результатам тематического контроля. Станция «Играй-ка» Представление дидактической игры математического содержания. Станция «Конечная» Решение педагогического совета
Педагогический совет «Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста» План педсовета: Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю». Выполнение решения предыдущего педсовета. Выступление «Особенности реализации образовательной области «Социально-коммуникативной развитие» в условиях введения ФГОС». Справка по результатам тематического контроля «Организация работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников». Демонстрация видеофильма по формированию коммуникативных навыков детей МКДОУ (по результатам тематического контроля в проверяемых группах). Деловая игра « Мозговой штурм» (практическая часть: работа в группах) Справка по результатам анкетирования «Самооценка педагога по формированию социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста». Аукцион дидактических игр на развитие эмоций и коммуникативных качеств детей. Итоги педсовета. Обсуждение проекта решений.
Педагогический совет «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы ребёнка-дошкольника в условиях взаимодействия детского сада и семьи. Оздоровительная работа в детском саду и семье в условиях экспериментальной площадки» Форма проведения - творческая конференция О выполнении решений предыдущего педсовета Справка по результатам тематического контроля Презентация «Отчет о работе экспериментальной площадки» Выступление в режиме интерактивного общения по теме: «Здоровье дороже богатства» Деловая игра: Блиц-опрос «Что такое здоровье?»; Решение педагогических ситуаций; Педагогические упражнения «Переводчик»; «Сказка на пустом месте»; Ролевой тренинг невербальных средств общения «Угадай, кто это» «Мамина терапия» (презентационный материал). Защита проектов «Игры наши бабушек» Рефлексия. «Что мне дал этот педсовет» Принятие решения педагогического совета.
Итоговый педагогический совет « Последний звонок» Повестка дня: Анализ реализации задач годового плана работы в 2012 – 2013 учебном году. Анализ состояния здоровья детей за отчетный период. Анализ посещаемости ДОУ за учебный год (в среднем, помесячно) Анализ педагогической работы, диагностики, психологической готовности детей к школьному обучению. Результаты коррекционно-педагогической деятельности логопедических групп и логопедического пункта. Определение основных направлений деятельности ДОУ на новый учебный год (анкетирование педагогов). Утверждение плана летнего оздоровительного периода. Обсуждение и принятие решений
Итоговый педагогический совет Интервью «выпускников» с микрофоном. Урок риторики. Урок здоровья. Урок математики. Урок информатики. Урок коррекции. Урок творчества. Урок мастерства. Урок астрономии.
Результативность способность принимать решения; умение решать проблему; развитие коммуникативных умений и качеств, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей; способность работать в команде.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Методические объединения дошкольного учреждения как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса»
Одной из эффективных форм системы непрерывного образования воспитателей являются заседания методического объединения педагогов нашего ДОУ. Методические объединения педагогов планируются в течени...
Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одна из форм повышения качества образования
Внедрение в практику дошкольной организации эффективного использования инновационных технологий при организации совместной деятельности взрослого и ребенка....
Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
Использование учебного пособия "TinkiLinki" как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса на занятиях по английскому языку в старшем дошкольном возрасте
Использование учебного пособия "TinkiLinki" как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса на занятиях по английскому языку в старшем дошкольном возрасте...
План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...
Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции...