Система коррекционной работы по профилактике оптической дисграфии.
методическая разработка по логопедии
План работы по профилактике дисграфии; игры и упражнения по предупреждению ошибок письма и чтения на уровне буквы; игры с гласными звуками и буквами; игры с согласными звуками и буквами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Как уже отмечалось в теоретической части акустической дисграфии, как правило, сочетается с оптической дисграфией.
Дети с ОНР имеют, как правило, несформированность пространственных представлений, зрительно-пространственного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. При отсутствии ранней профилактической работы преодолению этих проблем в начальной школе и возникает оптическая дисграфия – искаженное воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв. Поэтому знакомство с буквами и следует начинать как можно раньше и проводить работу.
Именно поэтому работу по профилактике оптической дисграфии необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Работа строится по следующему плану:
- Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. Развитие зрительного гнозиса:
- Развитие восприятия цвета;
- Развитие восприятия формы;
- Развитие восприятия размера и величины.
- Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса):
- Развитие запоминания формы предметов;
- Развитие запоминания цвета;
- Развитие запоминания последовательности предметов и букв (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры и лишь затем – буквы).
- Формирование пространственного восприятия и представлений:
- Ориентировка в схеме собственного тела;
- Дифференциация правой и левой частей предмета;
- Ориентировка на листе бумаги;
- Ориентировка в окружающем пространстве.
- Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
- Развитие зрительно-моторных координаций.
- Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
В своей работе хочу остановиться на предупреждении ошибок чтения и письма на уровне буквы.
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывают затруднения из-за свойств зеркальности. Поэтому прежде чем преступить к работе по развитию правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево».
Для осуществления этой цели можно проводить разные игры на ориентировку в квадратной сети («Будь внимателен», «Муха», графические диктанты, «Срисуй по клеточкам», «Буквенные поля», «Цветные коврики»). После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования букв в тетради в клеточку: надо поставить точку и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку: 5-вниз, 1-вправо, 4-вверх, 2-вправо, 1-вверх, 3-влево. Если нет ошибок, то получается буква Г, которую дети штрихуют.
Игры и упражнения по предупреждению ошибок письма и чтения на уровне букв:
- Рисуем буквы в воздухе, на манке, выкладываем из палочек, из бус, гороха по пластилину, шнурка, лепим из пластилина, находим в песке, в тазу с крупой и т.д.
- Ощупывание и называние букв из ковролина с закрытыми глазами.
- Найди недостающие элементы буквы – буква сломалась.
- На что похожа буква.
- А – «плач» Алёнушки, ее рот открыт так же широко, как расставлены концы буквы А – ааа;
- О – у ребенка «болят зубы», он «стонет»,его губы по форме напоминают букву О –ооо;
- У – гудок паровоза, дети гудят, открыв рот и вытянув губы трубочкой, их внимание обращается на форму буквы У, которая тоже вытянута и похожа на трубочку (кулечек);
- И – две вертикальные палочки изображают верхнюю и нижнюю губы в улыбке, рот приоткрыт, дети подражают крику жеребенка – иии;
- Э – лицо с опущенной нижней челюстью, даже виден во рту язык (у буквы Э в середине тоже видна волнистая перекладина), Э – отдаленное эхо;
- Ы – опираясь на зрительный образ буквы И (рот открыт «на палец»), предложить детям открыть рот еще шире, чтобы внутри был виден закругленный конец языка, ведь и у буквы Ы, в отличии от буквы И, внизу есть тоже закругление, овал. Ы – звукоподражание улетающему самолету;
- Ё – точки над буквой, как игрушки на новогодней ёлке – это буква Ё. В начале слова ёлка тоже буква Ё;
- Ю – у юлы большой животик, как у буквы Ю и начинается слово ЮЛА с буквы Ю;
- Е – ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык. В слове ЕМ первая буква Е.
Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы):
- Изобразим и споем.
По заданию обучающего ребенок, глядя в зеркало, придает губам форму гласных букв, а затем поет их: А – открывает широко рот, И – губы в улыбке, рот открыт на палец и др.;
- Что я хочу спеть.
Дети отгадывают буквы по немой артикуляции;
- Что надо сделать?
Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка. На Ы рот откроем пошире, чем при И и улыбнемся, во рту тоже виден язык;
- Сравни и найди букву.
Обучающий говорит, например: «Аленушка плачет», - ребенок произносит звук ааа, затем находит букву А;
- Назови и покажи.
Один ребенок произносит гласный звук, а другой произносит звукоподражание и находит букву. Пример: О – «болят зубы» (поет звук и находит букву);
- Назови часть букв.
В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал?
- Отгадай по описанию.
Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, образуя шалаш, в середине перекладина – это буква А; овал, бублик – О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется короткая – У; полуовал, открытый слева, в середине волнистая перекладина – Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй – И; две палочки, на первой справа внизу овал – Ы;
- А что иначе?
Маленькая буква а пишется не так, как большая: палочка с закруглением внизу, слева наверху еще закругление, а внизу – овал;
- Опиши букву.
Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна;
- Сравни буквы.
Пример сравнения написания букв О, Э: О – полный овал, Э – половина овала (неполный овал) и в середине перекладина.
На что похожи согласные буквы:
- Б – внизу круглый барабан, наверху палочка, она «опуститься» вниз: бам-бам-бам;
- В – Вова поджал губки;
- Г – гусь вытянул длинную шею с клювом, а сам спрятался;
- Д – домик на курьих ножках, где живет, наверное, Баба-Яга;
- Ж – жук, в центре – тело, а по бокам – лапки;
- З – зайчик делает большие прыжки, взбираясь на горку;
- К – кукла подняла руку и выставила с той же стороны ногу, давайте и мы изобразим эту букву;
- Л – ложка (слева) висит на подставке, ею наливают суп;
- М – наверху был мостик, а потом сломался;
- Н – двое (палочки) несут носилки, чтобы положить больного;
- П – папа. Малыш начал рисовать папу, пока нарисовал две ноги, а вы дома дорисуете до конца;
- Р – руль в машине, покрутим его ррр (дети руками «крутят руль»);
- С – санки хорошо катятся с горы;
- Т – трубка лежит на телефоне;
- Ф – фонарик не елке, таких игрушек разного цвета бывает много на новогоднем празднике;
- Х – хлеб (толстая палочка), его режут ножом (другой палочкой);
- Ц – цыпленок, у него очень короткий хвостик, как у буквы Ц;
- Ч – чайник спрятался, видна только его часть с носиком;
- Ш – шумят, качаются деревья от сильного ветра в лесу (палочки), слышится шорох листьев – гишга (все поднимают руки и качают ими;
- Щ – щетка зубная получится, если продолжить внизу перекладину или щука с хвостиком (но дети часто забывают название и произносят общее слово РЫБА).
Игры с согласными звуками и буквами:
- От предмета к букве.
Называются похожие на буквы предметы, а дети называют букву (в начале слова): зайчик бежит на горку – З, домик на курьих ножках – Д;
- От буквы к предмету.
К названной букве дети подбирают похожий предмет: Т – труба на телефоне, Р – руль в машине, С – санки;
- Назови предмет и букву.
Дети отвечают на вопрос, называя предмет и букву и, по возможности, показывают ее на наборном полотне. Примерные вопросы:
- Какой музыкальный инструмент похож на букву? (барабан похож на букву Б)
Далее для краткости пишем только названия предметов и букв.
- У какой птицы длинная шея? (гусь, Г)
- Кто прыгает на горку? (заяц, З)
- Кто поджал губы? (Вова, В)
- Что построили на курьих ножках? (дом, Д)
- Какое насекомое похоже на букву? (жук, Ж)
- Кто выставил руку и ногу? (кукла, К)
- Что из посуды похоже на букву? (ложка, Л)
- Произошла авария, машина в реку упала. Что случилось? (мост сломался, М)
- Что нужно для управления машиной? (руль, Р)
- На чем больного несут к машине «Скорая помощь»? (носилки, Н)
- Кого рисует малыш? Правильно ли он начал? (папа, П. Рисовать надо начинать с головы)
- Что нужно, чтобы прокатиться с горы? (санки, С)
- Как мы можем говорить с родными, живущими в другом городе? (телефон, Т)
- На новогодней елке висят разноцветные…(фонарики, Ф)
- Что всегда на столе во время обеда? (хлеб, Х)
- У кого маленький хвостик? (цыпленок, Ц)
- Что нужно, чтобы почистить зубы? (щетка зубная, Щ)
- Мы кипятим воду в посуде с носиком, что это? (чайник, Ч)
- Что бывает слышно в лесу? (шум деревьев, шорох листьев, Ш).
4. Отгадай по описанию.
Б – палочка, справа внизу овал, а сверху перекладина;
В – палочка, справа два овала, вверху и внизу;
Г – палочка, справа сверху перекладина;
Д – почти прямоугольник, под ним перекладина на коротких ножках;
Ж – в середине палочка, по бокам лапки;
З – два полуовала друг над другом, открытые слева;
К – палочка, справа две подставки, направленные вверх вниз;
Л – две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху перекладина;
М – две палочки, наверху сломанная перекладина;
Н – две палочки, в середине перекладина;
П – две палочки, наверху перекладина;
Р – палочка, справа наверху овал;
С – полуовал открытый справа;
Т – палочка, наверху по центру перекладина;
Ф – палочка, в середине по бокам полуовалы;
Х – косой крест;
Ц – две палочки, внизу перекладина, а справа хвостик;
Ч – палочка, слева сверху крючок, носик;
Щ – три палочки, внизу перекладина, а справа хвостик;
Ш – три палочки, внизу перекладина (хвостика нет).
- Опиши букву.
Детям называют букву, они дают ее описание, находят на наборном полотне и, показывая всем, говорят: «Это буква…».
- Чем различаются?
Чем различаются буквы Н и П, Б и Г, Ш и Щ, Щ и Ц, и другие пары.
- Демонстрация букв в разном положении.
- Определение буквы «написанной» на спине, на ладони.
- Нахождение букв в геометрических фигурах.
- Поиск букв, наложенных друг на друга.
- Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув 1 палочку.
- Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, У, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.
- Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
- Нахождение нужной буквы среди других букв (пластмассовые буквы) с опорой на зрение, тактильно (Чудесный мешочек).
- Дописать букву по заданным элементам.
- Изографы.
- Буквенные ряды, корректурные пробы (задание с выделением заданной буквы из ряда букв, слогов, слов, предложений).
- Шифровка слов с помощью буквы. Например: по гласным, по первым и последним звукам (кот – О; мак – М К).
- Шифровка слова по числовой позиции звука в слове. Например: Маша – [А] – 2-4.
- Допиши слово: ЕКА, ЕПКА, ЯЧ, УБА.
- Вставь нужную букву в слово (с опорой на наглядность, без опоры на наглядность). Например: Ц или Щ - ули…а, …апля, …енок, я…ик.
- Составить как можно больше слов из предложенных букв: И, Р, Г, У, А, Ш, К.
- Слово рассыпалось (с цифровым обозначением последовательности букв в слове и без) Т, У, А, К – утка
2 1 4 3
24.Шифруем буквы стрелками (профилактика зеркальности написания букв) К З Я Ю Э
25.Чтение слов по полубуквам.
26.Найти букву в рисунках, предметах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/27/picture-84336-1493294183.jpg)
Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста
Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-180370-1360089471.jpg)
Презентация системы работы по профилактике оптической дисграфии
Что такое оптическая дисграфия, что нарушено, как проявляется, направления коррекционной работы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-545478-1417868962.jpg)
Система коррекционной работы по профилактике оптической дисграфии
План работы по профилактике дисграфии; игры и упражнения по предупреждению ошибок письма и чтения на уровне буквы; игры с гласными звуками и буквами; игры с согласными звуками и буквами...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-593897-1424187726.jpg)
Приёмы работы по профилактике оптической дисграфии в работе с детьми с ОВЗ
В статье представлен опыт работы по профилактике дисграфии....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/24/picture-1157481-1566648865.jpg)
Направления логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
Профилактика оптической дисграфии...
Работа по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате
Представленный материал поможет в работе по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/12/picture-1092663-1544615049.jpg)
Статья "Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи старше-подготовительного возраста"
Профилактика оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволит предотвратить большое количество ошибок при письме школьников, связанных с неустойчивостью зрительных представлений. Повысить уровень г...