Приёмы профилактики оптической дисграфии: возможности использования арттерапевтических приёмов по формированию пространственных представлений у детей.
консультация по логопедии по теме
Данный материал является консультацией для воспитателей, цель которой - познакомить педагогов с возможностями использования арттерапевтических приёмов в процессе формирования представлений о пространстве у детей с ОНР. В консультации представлен теоретический материал, а также практические приёмы работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsulatsiya_vospitateli.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Приёмы профилактики оптической дисграфии: возможности использования арттерапевтических приёмов по формированию пространственных представлений у детей.
Цель: познакомить педагогов с возможностями использования арттерапевтических приёмов в процессе формирования представлений о пространстве у детей с ОНР.
План
Введение ………………………………………………………………3
1. Теоретическое обоснование проблемы……………………………....4
2. Арттерапевтические приёмы
формирования пространственных представлений у детей……………… 6
Заключение……………………………………………………………10
Рекомендуемая литература …………………………………………….11
Введение
Профилактика нарушения письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Профилактика нарушений письменной речи также предполагает формирование у дошкольников готовности к обучению грамоте.
В сложном комплексе дизонтогенеза при ОНР наряду с речевым недоразвитием отмечаются проявления, указывающие на нарушения в формировании высших корковых функций (оптико-пространственных, пространственных, временных представлений). Уровень несформированности пространственных представлений различен. Он проявляется в трудностях ориентировки в собственном теле и пространстве, в неумении различать правую/левую стороны, в расстройстве конструктивного праксиса, рисования и конструктивной деятельности, в нарушении определения последовательности элементов действия. В более тяжёлых случаях – в нарушении понимания и употребления грамматических средств, которые выражают пространственные отношения и выражаются с помощью сложных логико-грамматических конструкций языка (Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина, Л. В. Спирова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.).
1. Теоретическое обоснование проблемы
Трудности формирования пространственных представлений у детей могут повлечь за собой более серьёзные проблемы при обучении грамоте. Несформированность у дошкольников представлений о пространстве является одной из предпосылок к развитию оптической дисграфии, поэтому формирование выше указанных процессов должно проводиться ещё в дошкольном возрасте с целью профилактики оптических нарушений письменной речи.
Психолого – педагогические исследования и практика работы показали, что формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР может быть эффективным лишь в условиях специально организованного коррекционно – развивающего обучения. Воздействие должно быть многоаспектным, направлено на коррекцию речи и активизацию познавательной деятельности дошкольника с ОНР.
Одним из способов развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР, помимо широко известных, является внедрение в практику разнообразных видов арттерапии (изотерапия, библиотерапия, музыкотерапия и др.) и предполагает развитие всех основных каналов приёма информации: аудиального, визуального, кинестетического (восприятия). А это, в свою очередь оказывает положительное влияние на состояние других психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.). Так изотерапия будет способствовать развитию зрительно – пространственных представлений, зрительно – двигательной координации, тонкой моторики, музыкотерапия – развитию фонематического слуха и так далее. В этом и есть потенциальные возможности арттерапии, как педагогического средства формирования представления о пространстве.
Кроме того, у детей с ОНР отмечается ряд особенностей эмоционально-волевой сферы: неуверенность в себе, повышенная раздражительность, негативизм, трудности общения в сферах «ребёнок - ребёнок», «ребёнок - взрослый». Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, снижение мотивации к деятельности – эти отклонения, присущие детям с ОНР, обуславливают необходимость использования в работе по оптимизации познавательных процессов, в том числе формирования пространственных представлений, инновационных методов, каким и является арттерапия.
2. Арттерапевтические приёмы формирования пространственных
представлений у детей
При профилактической работе по устранению оптической дисграфии необходимо учитывать указанные закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить коррекционную работу по следующему плану:
1) изучение ребёнком пространства собственного тела, расширение спектра ощущений и развитие тонкой моторики;
2) ориентировка в окружающем пространстве;
3) уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
На первом этапе могут использоваться следующие виды заданий:
- Ответь, к какой части тела прикоснётся рука (перо, мокрая ватка, мягкая игрушка, колючий ёжик, льдинка и т.п.)?
- Скажи, к какой руке прикоснулись сильнее (ласковее, легче и т. п.)?
- Догадайся, на какой руке я рисую пальчиком (сухой или мокрой кистью) солнышко, улыбку, любимую букву?
- Изготавливаются различные маркеры левой стороны тела (значки в виде укрепленного не скрепке или основании старого значка рисунка с изображением любимого животного, цветка, автопортрета и т. п.)
- Рисуются прямые и волнистые линии, точки, кружки, лепятся основные элементы (шар, колбаски, пластины) правой, левой рукой поочередно с открытыми и закрытыми глазами.
- Дети строят самую высокую башню правой и левой рукой по очереди.
На втором этапе, когда дети знакомятся с пространством вокруг себя можно предложить следующие задания:
- Рисование пластилином с открытыми и закрытыми глазами по следам речевой инструкции с пространственным значением.
«Дорожка по сказочной стране» - на карточке изображены дома героев сказочной страны. По инструкции педагога ребёнок «размазывает» пластилиновые дорожки в заданном направлении, а потом рассказывает детям как безопасно пройти по «стране», минуя дома отрицательных персонажей.
- Выкладывание цветными нитями на шероховатой поверхности направлений («дорожек») по следам речевой инструкции с пространственным значением.
«Поиск сокровищ» - ребёнок на бархате цветными нитями выкладывает маршрут поиска сокровищ, затем даёт речевой отчёт, используя в качестве плана графические символы предлогов.
- «Сервировка праздничного стола» - ребёнок на столе расставляет любимые блюда по карточке – плану или по речевой инструкции с пространственным значением.
- Рисование на песке направлений («дорожек») по следам речевой инструкции с пространственным значением.
«Караван верблюдов» - по инструкции педагога или по личному замыслу, ребёнок определяет путь движения «каравана» и прокладывает его, рисуя пальцами рук (правой/левой, одновременно двумя), как непрерывные линии, так и точечно, имитируя шаги верблюдов.
Аналогичные задания с мокрым песком – «Следы на песке».
На третьем этапе – освоения ориентировки пространства между объектами используем задания типа:
- Поиск скрытых под покрывалом частей тела детей по инструкции педагога: «Найди спинки (головы, левые/правые руки…)».
- Серия упражнений с использованием пособия «Незаконченная картина». Пособие представляет собой стенд с мягкой (пробковой) поверхностью с изображением пространства земли и неба, позволяющими присоединять к нему различные изображения с помощью кнопок.
Задания. Педагог показывает и рассказывает, устанавливая пространственные отношения, где и какой предмет он хочет разместить, чтобы дорисовать картину. Затем ребёнок составляет картину по инструкции педагога или личному замыслу.
- Аналогично используем репродукции известных картин, насыщенные пространственным сюжетом (натюрморт, пейзаж).
«Дополни картину» - ребёнок прикрепляет дополнительные изображения, по инструкции педагога, другого ребёнка
На протяжении всех этапов пространственные отношения на лексическом уровне передаются посредством употребления предлогов и наречий с пространственным значением.
Активизирующим средством, являются рифмованные четверостишия. Они легко запоминаются детьми с ОНР. Четверостишия сопровождаются характерными движениями, графическими схемами предлогов, сюжетными картинками. Например:
Заяц спрятался за пень
И сидит трусливо.
Уши из-за пня торчат
И дрожат пугливо.
Под шкафом сидел мышонок,
Грыз арбуза корку.
Испугался он котёнка
Из-под шкафа шмыгнул в норку.
На столе стояла лампа
Вова с мячиком играл,
Со стола упала лампа
Мимо мячик пролетал.
По нашему мнению, арттерапевтические приёмы, в сочетании с речью, позволят ребёнку выйти за границы чувственности и активно воспринять и освоить мир не только в предметных значениях, но и в пространственных отношениях человека к миру.
Заключение
Поиск путей более широкой интеграции арттерапевтических воздействий в содержание коррекционно – логопедической работы с детьми с ОНР, позволяет создать благоприятные педагогические условия для развития познавательных процессов, в том числе формирования пространственных представлений, что в свою очередь является неотъемлемой частью профилактической работы по предупреждению оптической дисграфии у детей с нарушением речи.
Рекомендуемая литература:
- Евдокимова Л. А. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. – М., 2001.
- Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь. – 2001.
- Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь. – 2000.
- Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М.: Класс. – 1997.
- Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства при обучении употреблению предлогов// Логопед. – 2010. - № 2. – С. 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
представление опыта работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов...
Статья "Использование игровой технологии в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Статья "Использование игровой технологии в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста"...
Методические рекомендации «Методы и приёмы формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Ребёнок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве, при помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу и др. Все эти п...
"Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самы...
«Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов»
Материалы из опыта работы...
Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР.
На современном этапе развития программно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса значимой является проблема разработанности педагогических условий, которые обеспечивают речево...
«Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самы...