Знакомство дошкольников с народными этическими традициями.
консультация (подготовительная группа) на тему
Знакомство дошкольников с народными этическими традициями.
Одним из основопологающих принципов башкирского национального образования является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно- этическим ценностям.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Преобщение детей к этикетным традициям является чрезвычайно актуальной социально- педагогической проблемой. Народные традиции принадлежат к такой сфере национальной культуры, которая тесно связана с реальным процессом бытия. Система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем.
В старшем дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с народными этикетными традициями. Наиболее важным в педагогическом плане являются: уважение к старшим, гостеприимство, приветствие и благопожелание.
Знать народные этикетные нормы и правила уважительного отношения к старшим:
Когда в комнате несколько пожилых и молодых людей, пожилые сидят.
Старший помогает разобраться младшему в сложных ситуациях.
Прививать правила этикетного обращения к старшим, взрослым, сверстникам: к старшему обращаться: дедушка, бабушка, дядя, тетя; к младшему- сестренка, братишка.
Знать характерные обращения башкир и уметь ими пользоваться: «Здраствуй бабушка!» (Хаумы, иней!), Как ваши дела? (Ни хэл?).
Знать, что благопожелание — внимание к окружающим, пожелание удач, счастья, всяческих благ в жизни. Эти форма вырожения добрых отношений к человеку.
Гостеприимство — главная черта башкирского народа.
Знать правила гостеприимства:
Увидев гостя, хозяин выходит ему на встречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать»
Гостю помогает снять одежду и др.
В дошкольном возрасте традиционные этикетные нормы поведения и отношения со взрослыми и сверстниками, являются базой, на которой в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие и формирование традиционного этикетного поведения. Работа по приобщению дошкольников к народным традициям проводится по теме «Моя семья». Семья — самый родной и близкий круг людей.
Закрепить использование правил башкирского этикета помогают сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Учитывая специфику речевого сада, мы можем разнообразить лексику детей с помощью наиболее употребительных выражений, например, по теме «Семья» обогащать словами «Хаумыхыгыз», «Хушыгыз». Также используем предметы посуды украшенные в башкирском декоротивном стиле — пиалы, лошки, подносы. При этом называя данные предметы как на русском, так и на башкирском языке. В процессе построения диалога используем похвалу(матур, афарин и др.). В ходе игр так же дети поют колыбельные песни, включаеп пословицы, поговорки, несущие в себе назидательный, поучительный смысл. Например: «Доброе дело не забывается», «Доброе дело ласкает, худое коробит» и др.
В старшем дошкольном возрасте можно организовать сюжетно-ролевую игру «В гости в аул к бабушке и дедушке», а младшему возрасту игра: «В гости пришла бабушка». В сюжетах этих игр заложен глубокий смысл- воспитание определенных нравственных качеств. Сюжет можно расширять, вводя новые роли. Наблюдая за игрой важно следить, чтобы дети не забывали правила народного этикета. Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно- ролевые игры.
Сюжетно- ролевая игра
«В гости пришла бабушка»
Цель. Продолжать знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства: чем старше гость, тем он почетнее.
Игровое задание. Встретить всеми уважаемую бабушку .
Игровое действие. Практические действия в соответствии с ситуацией, созданной в игре.
Игровое правило. Соблюдая правила гостеприимства, ты показываешь свою воспитанность.
Оборудование. Куклы в роли бабушки, мамы, внучки, мебель, посуда.
Ход игры
Педагог: Дети, в гости приходят не только ребята, но и взрослые. Но самый почетный гость в доме- бабушка. Вот сегодня к кукле Мадине пришла в гости бабушка Гульшат. Давайте посмотрим, .как встречает бабушку Гульшат ее внучка Мадина.
На столе оборудована комната. В комнате мама, дочь. Они готовятся к приходу бабушки.
Дочь: А сегодня наша мама
Замесила в кухне тесто.
Что готовит нам мамуля?
Это очень интересно.
Не берись гадать, лентяй,
Умный, ну- ка, угадай!
Теста отделив кусочек,
Мама лепит колобочек.
Чтобы тесто тонким стало,
Скалкой тесто раскатала.
Помогать мы тоже рады,
Режем тесто на квадраты,
Жарим мы его. Итак...
Что готовим? Баурсак. (Р. Ураксина)
Мама: Вот мы и готовы! Сейчас бабушка придет.
Раздается стук в дверь.
Мадина: Бабушка пришла!
Мама: Добро пожаловать почтенная бабушка!
Бабушка: Здравствуйте, дети, мои дорогие! Мир вашему дому!
Мама: Как здоровье? Дайте, я помогу снять кофту.
Помогает бабушке снять кофту.
Бабушка: Спасибо, доченька! Я здорова пришоа вас навестить.
Мама: Бабушка, проходи, садись поудобней в кресло. Пока я приготовлю на стол, Мадина займет бабушку. Расскажи ей что- нибудь интересное.
Мадина: Бабушка, милая моя, я знаю стихи. Вот послушай какое стихотворение Г. Гумера я выучила, оно называется «Буду как мама!»:
Как уютно в доме нашем, потому что есть ты, мама,
Вкусный суп у нас и каша- ведь варила ты их, мама,
Буду у тебя учиться я заботам и старанью.
Буду я, как ты, трудиться, подниматься утром рано.
Бабушка: А колыбельную сможешь спеть, умница моя?
Мадина: Смогу.
Бабушка: Спой, пожалуйста!
Мадина поет колыбельную песню. Входит мама.
Мама: Молодец, доченька! Вот и бабушка и не скучала, пока я готовила угощения.
Бабушку сажают на самое почетное место, угощают ввкусными сладостями.
Бабушка: Как вкусно приготовили! Спасибо, доченька, внученька. Мне пора домой.
Сюжетно- ролевая игра
«В аул к бабушке и дедушке»
Распределяются роли: бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, телеграфистка. В группе оформляется комната в башкирском национальном стиле.
Мама (обращается к детям):
Дети, скоро праздник- Новый год. Мы едем к бабушке и дедушке. Нужно их поздравить с Новым годом!
Дети радуются, хлопают в ладоши.
Мама (обращается к отцу): Сходи, дай телеграмму, оповести, что мы приезжаем.
Отец с сыном идут на почту. Подходят к вывеске «Почта- телеграф».
Папа: Сестра, примите, пожалуйста, телеграмму.
Телеграфистка: Куда телеграмма?
Папа: В Сибай, сестра.
Телеграфистка (читает): Едем, встречайте. Дети.
Выписывает квитанцию.
Папа: Спасибо, сестра.
Папа и сын возвращаются домой. В доме мать и дочь собирают вещи. Все садятся в машину. Папа и мама садятся первыми.
Папа: Садитесь, дети!
Дети садятся в машину. По дороге разговаривают друг с другом. Вполголоса звучит песня «Дороги меня зовут» (Р. Хасанов). Машина подъезжает к дому. Гостей встречают дедушка и бабушка.
Папа (подает руку дедушке): Саламалейкум, отец!
Дедушка: Валейкум салам, сын!
Мама: Да будет день добрым!
Бабушка: К добру будет приезд! Добро пожаловать! Здравствуй, внучек! Здравствуй, внучка!
Дети: Здравствуй, почтенная бабушка! Саламалейкум, дедушка!
Внук подает руку дедушке.
Дедушка:Проходите дети в дом. Как доехали? Наверное, устали в пути. Танзиля прглашай гостей в дом.
Бабушка: Проходите в дом. Вы, наверное, проголодались с дороги? Я угощу вас густым каймаком, кабартмой. Помоги, доченька, накрыть на стол.
Мама помогает бабушке. К ним присоединяется внучка, накрывает на стол, приглашает всех к столу. Первыми садятся бабушка с дедушкой, потом папа. Дедушка приглашает сесть за стол внучку и внука.
Ася: Я помогу маме.
Все кушают: начинают бабушка и дедушка, затем они предлагают покушать остальным.
Асхат: Спасибо, бабушка!
Папа: Спасибо, уважаемая мама!
Внучка: Деда, я научилась вязать ковры. Мы с мамой привезли подарки к Новому году.
Девочка дарит бабушке и дедушке варежки.
Бабушка: Спасибо, внучка! Молодец! Какие теплые варежки!
Дедушка: И мы приготовили подарки! Бабушка сшила фартуки.
Мама: Спасибо, уважаемые. До свидания!
Дедушка: В добрый час! Пусть ваша дорога будет счастливой!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_2.odt | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство дошкольников с народными этическими традициями.
Одним из основопологающих принципов башкирского национального образования является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно- этическим ценностям.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Преобщение детей к этикетным традициям является чрезвычайно актуальной социально- педагогической проблемой. Народные традиции принадлежат к такой сфере национальной культуры, которая тесно связана с реальным процессом бытия. Система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем.
В старшем дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с народными этикетными традициями. Наиболее важным в педагогическом плане являются: уважение к старшим, гостеприимство, приветствие и благопожелание.
Знать народные этикетные нормы и правила уважительного отношения к старшим:
- Когда в комнате несколько пожилых и молодых людей, пожилые сидят.
- Старший помогает разобраться младшему в сложных ситуациях.
Прививать правила этикетного обращения к старшим, взрослым, сверстникам: к старшему обращаться: дедушка, бабушка, дядя, тетя; к младшему- сестренка, братишка.
Знать характерные обращения башкир и уметь ими пользоваться: «Здраствуй бабушка!» (Хаумы, иней!), Как ваши дела? (Ни хэл?).
Знать, что благопожелание — внимание к окружающим, пожелание удач, счастья, всяческих благ в жизни. Эти форма вырожения добрых отношений к человеку.
Гостеприимство — главная черта башкирского народа.
Знать правила гостеприимства:
- Увидев гостя, хозяин выходит ему на встречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать»
- Гостю помогает снять одежду и др.
В дошкольном возрасте традиционные этикетные нормы поведения и отношения со взрослыми и сверстниками, являются базой, на которой в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие и формирование традиционного этикетного поведения. Работа по приобщению дошкольников к народным традициям проводится по теме «Моя семья». Семья — самый родной и близкий круг людей.
Закрепить использование правил башкирского этикета помогают сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Учитывая специфику речевого сада, мы можем разнообразить лексику детей с помощью наиболее употребительных выражений, например, по теме «Семья» обогащать словами «Хаумыхыгыз», «Хушыгыз». Также используем предметы посуды украшенные в башкирском декоротивном стиле — пиалы, лошки, подносы. При этом называя данные предметы как на русском, так и на башкирском языке. В процессе построения диалога используем похвалу(матур, афарин и др.). В ходе игр так же дети поют колыбельные песни, включаеп пословицы, поговорки, несущие в себе назидательный, поучительный смысл. Например: «Доброе дело не забывается», «Доброе дело ласкает, худое коробит» и др.
В старшем дошкольном возрасте можно организовать сюжетно-ролевую игру «В гости в аул к бабушке и дедушке», а младшему возрасту игра: «В гости пришла бабушка». В сюжетах этих игр заложен глубокий смысл- воспитание определенных нравственных качеств. Сюжет можно расширять, вводя новые роли. Наблюдая за игрой важно следить, чтобы дети не забывали правила народного этикета. Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно- ролевые игры.
Сюжетно- ролевая игра
«В гости пришла бабушка»
Цель. Продолжать знакомить детей с правилами башкирского гостеприимства: чем старше гость, тем он почетнее.
Игровое задание. Встретить всеми уважаемую бабушку .
Игровое действие. Практические действия в соответствии с ситуацией, созданной в игре.
Игровое правило. Соблюдая правила гостеприимства, ты показываешь свою воспитанность.
Оборудование. Куклы в роли бабушки, мамы, внучки, мебель, посуда.
Ход игры
Педагог: Дети, в гости приходят не только ребята, но и взрослые. Но самый почетный гость в доме- бабушка. Вот сегодня к кукле Мадине пришла в гости бабушка Гульшат. Давайте посмотрим, .как встречает бабушку Гульшат ее внучка Мадина.
На столе оборудована комната. В комнате мама, дочь. Они готовятся к приходу бабушки.
Дочь: А сегодня наша мама
Замесила в кухне тесто.
Что готовит нам мамуля?
Это очень интересно.
Не берись гадать, лентяй,
Умный, ну- ка, угадай!
Теста отделив кусочек,
Мама лепит колобочек.
Чтобы тесто тонким стало,
Скалкой тесто раскатала.
Помогать мы тоже рады,
Режем тесто на квадраты,
Жарим мы его. Итак...
Что готовим? Баурсак. (Р. Ураксина)
Мама: Вот мы и готовы! Сейчас бабушка придет.
Раздается стук в дверь.
Мадина: Бабушка пришла!
Мама: Добро пожаловать почтенная бабушка!
Бабушка: Здравствуйте, дети, мои дорогие! Мир вашему дому!
Мама: Как здоровье? Дайте, я помогу снять кофту.
Помогает бабушке снять кофту.
Бабушка: Спасибо, доченька! Я здорова пришоа вас навестить.
Мама: Бабушка, проходи, садись поудобней в кресло. Пока я приготовлю на стол, Мадина займет бабушку. Расскажи ей что- нибудь интересное.
Мадина: Бабушка, милая моя, я знаю стихи. Вот послушай какое стихотворение Г. Гумера я выучила, оно называется «Буду как мама!»:
Как уютно в доме нашем, потому что есть ты, мама,
Вкусный суп у нас и каша- ведь варила ты их, мама,
Буду у тебя учиться я заботам и старанью.
Буду я, как ты, трудиться, подниматься утром рано.
Бабушка: А колыбельную сможешь спеть, умница моя?
Мадина: Смогу.
Бабушка: Спой, пожалуйста!
Мадина поет колыбельную песню. Входит мама.
Мама: Молодец, доченька! Вот и бабушка и не скучала, пока я готовила угощения.
Бабушку сажают на самое почетное место, угощают ввкусными сладостями.
Бабушка: Как вкусно приготовили! Спасибо, доченька, внученька. Мне пора домой.
Сюжетно- ролевая игра
«В аул к бабушке и дедушке»
Распределяются роли: бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, телеграфистка. В группе оформляется комната в башкирском национальном стиле.
Мама (обращается к детям):
Дети, скоро праздник- Новый год. Мы едем к бабушке и дедушке. Нужно их поздравить с Новым годом!
Дети радуются, хлопают в ладоши.
Мама (обращается к отцу): Сходи, дай телеграмму, оповести, что мы приезжаем.
Отец с сыном идут на почту. Подходят к вывеске «Почта- телеграф».
Папа: Сестра, примите, пожалуйста, телеграмму.
Телеграфистка: Куда телеграмма?
Папа: В Сибай, сестра.
Телеграфистка (читает): Едем, встречайте. Дети.
Выписывает квитанцию.
Папа: Спасибо, сестра.
Папа и сын возвращаются домой. В доме мать и дочь собирают вещи. Все садятся в машину. Папа и мама садятся первыми.
Папа: Садитесь, дети!
Дети садятся в машину. По дороге разговаривают друг с другом. Вполголоса звучит песня «Дороги меня зовут» (Р. Хасанов). Машина подъезжает к дому. Гостей встречают дедушка и бабушка.
Папа (подает руку дедушке): Саламалейкум, отец!
Дедушка: Валейкум салам, сын!
Мама: Да будет день добрым!
Бабушка: К добру будет приезд! Добро пожаловать! Здравствуй, внучек! Здравствуй, внучка!
Дети: Здравствуй, почтенная бабушка! Саламалейкум, дедушка!
Внук подает руку дедушке.
Дедушка:Проходите дети в дом. Как доехали? Наверное, устали в пути. Танзиля прглашай гостей в дом.
Бабушка: Проходите в дом. Вы, наверное, проголодались с дороги? Я угощу вас густым каймаком, кабартмой. Помоги, доченька, накрыть на стол.
Мама помогает бабушке. К ним присоединяется внучка, накрывает на стол, приглашает всех к столу. Первыми садятся бабушка с дедушкой, потом папа. Дедушка приглашает сесть за стол внучку и внука.
Ася: Я помогу маме.
Все кушают: начинают бабушка и дедушка, затем они предлагают покушать остальным.
Асхат: Спасибо, бабушка!
Папа: Спасибо, уважаемая мама!
Внучка: Деда, я научилась вязать ковры. Мы с мамой привезли подарки к Новому году.
Девочка дарит бабушке и дедушке варежки.
Бабушка: Спасибо, внучка! Молодец! Какие теплые варежки!
Дедушка: И мы приготовили подарки! Бабушка сшила фартуки.
Мама: Спасибо, уважаемые. До свидания!
Дедушка: В добрый час! Пусть ваша дорога будет счастливой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
Федеральные государственые требования ориентированны на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитани...
Проект "Знакомство дошкольников с народной культурой и традициями"
Проблема: какие бывают народные традиции и народная культура.Актуальность темы: недостаточность знаний детей младшего дошкольного возраста о народной культуре и традициях....
Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа
Родительское собрание...
«Знакомство дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...
Знакомство дошкольников с обычаями и традициями калмыцкого народа
Знакомство дошкольников с обычаями и традициями калмыцкого народаАктуальность: В педагогической копилки немало игр, позволяющих знакомить детей с обычаями и традициями калмыцкого народа. Однако э...
Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
Знакомство детей с традиционной народной культурой – это комплексная система обучения и воспитания в детском саду на основе истории, культуры, традиций, обрядовых и календарных праздников, а так...
Консультация для педагогов "Знакомство дошкольников с народным творчеством и традициями".
Народную культуру человек постигает на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов можно добиться....